Выездное заседание ростовского Третьего апелляционного суда было организованов в Северо-Кавказском военном окружном суде, где два года назад выносили приговор украинскому режиссеру Олегу Сенцову и где сейчас идут процессы над крымскими татарами, которые до аннексии Крыма были участниками запрещенного в России движения «Хизб ут тахрир». Поддержать Яна Сидорова и Влада Мордасова пришло такое количество людей, что всем не удалось попасть в зал заседаний.
— Это Россия, люди должны страдать, — заметил старший брат Влада Мордасова — Руслан, стоя в забитом коридоре суда. Он вместе с матерью пришел поддержать Влада, который третий год находится за решеткой.
Молодых людей задержали 5 ноября 2017 года после того, как они вышли на площадь перед зданием правительства Ростовской области. В руках у них был мегафон, спортивная сумка и два плаката. На одном было написано «Правительство в отставку», на втором — «Верните землю ростовским погорельцам». Так они выразили солидарность с пострадавшими от гигантского пожара в центре Ростова, который произошел в августе того же года.
Суд назначил им административный арест за участие в незаконной акции протеста, однако после семи суток в изоляторе молодые люди переехали в СИЗО: сотрудники центра по противодействию экстремизму к тому времени возбудили в отношении Сидорова, Мордасова и их друга Вячеслава Шамшина уголовное дело, обвинив их в попытке свержения конституционного строя. Шамшин в акции участия не принимал, поэтому до суда находился под домашним арестом и в итоге получил условный срок.
В октябре Ростовский областной суд признал 19-летнего Яна Сидорова и 23-летнего Влада Мордасова виновными в покушении на организацию массовых беспорядков (ч.3 ст. 30, ч.1 ст.212 УК РФ). Сидорова приговорили к 6,5 годам лишения свободы, Мордасова к 6 годам и 7 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Обвинитель просил на два года больше.
Главным доказательством покушения на организацию массовых беспорядков стала переписка молодых людей в чате «Революция 05/11/17», который был создан в 2017 году. Считается, что чат был создан сторонниками Вячеслава Мальцева — идеолога запрещенного в России и признанного экстремистским движения «Артподготовка». Пятого ноября 2017 года Мальцев обещал устроить в России революцию. Никаких массовых акций протеста в тот день в Ростове не произошло, однако это не помешало правоохранителям трактовать выход молодых людей на площадь как попытку свержения конституционного строя.
Сидоров и Мордасов выступали администраторами чата, в котором велись острые дискуссии на политические темы. Со временем в чате стали появляться люди, предлагавшие обсудить насильственное свержение власти, способы организации погромов и методы борьбы с полицейскими.
Получившие доступ к этой переписке сотрудники Центра по противодействию экстремизму сделали лингвистическую экспертизу отдельных страниц, с помощью которой убедили суд, что, выйдя на площадь с двумя плакатами, Ян Сидоров и Влад Мордасов на самом деле пытались спровоцировать массовые беспорядки.
Кроме этого, в деле имелись признательные показания молодых людей. В суде Ян и Влад рассказали, как, добиваясь этих признаний, оперативники их пытали. Суд проигнорировал эти заявления.
Еще в суде первой инстанции защитники настаивали, что следователи предоставили для изучения экспертам отдельные, вырванные из конктекста части переписки, по которым специалистами были сделаны ложные, по их мнению, выводы.
Так, «неустановленные лица» в чате обсуждали, как можно с помощью солдатского ремня противостоять сотрудникам полиции.
На этом основании эксперты назвали ремень, который был на Мордасове в день задержания, «оружием», что послужило одним из доказательств преступного умысла подсудимого.
Так же не в пользу обвиняемых была трактована реплика Сидорова «Ага, и из думающего гражданина ты превратишься в бандита, которого можно в случае неповиновения застрелить» — так молодой человек ответил на призыв одного из участников чата о необходимости проведения силовой акции.
Ростовский областной суд отказался приобщать к делу выводы независимой экспертизы. К рассмотрению апелляционной жалобы сторона защиты сделала и предоставила еще несколько психолого—лингвистических экспертиз. Авторы одной из них — специалисты АНКО «Лаборатория экспертных исследований и ситуационного анализа», лингвистка Юлия Сафонова и психолог Дарья Беседина, 10 декабря пришли в суд, чтобы поддержать молодых людей.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Коротко выводы экспертов выглядят так: в высказываниях Мордасова и Сидорова не содержится признаков побуждения к насильственным, разрушительным действиям; позицию организаторов они занимали наравне с другими участниками дискуссии; роли участников дискуссии равноправны.
Специалистки отметили так же, что оба подсудимых неоднократно пресекали призывы к насилию, которые озвучивали другие участники дискуссии.
Сторона обвинения ожидаемо выступила против приобщения к делу выводов независимой экспертизы, однако, суд ходатайство стороны защиты удовлетворил.
Адвокаты пошли дальше и потребовали исключить из дела выводы предыдущей экспертизы, на основании которых и был вынесен приговор молодым людям.
Суд в этом отказал, однако, при ее повторном изучении пообещал учесть мнение защиты и выводы независимых экспертов.
Защитники Сидорова и Мордасова ходатайствовали о проведении новой экспертизы, которая бы изучила всю переписку в чате, а не ее отдельные фрагменты. Так же защитники попросили вызвать в суд юриста Артамонову, которая два года назад была адвокатом по назначению Влада Мордасова, когда его допрашивали сотрудники Центра «Э».
Мордасов в суде рассказал, что адвокат специально выходила из кабинета, после чего оперативники душили его с помощью противогаза и били, требуя признаться в организации массовых беспорядков.
Суд отказался вызывать Артамонову и делать новую экспертизу.
Заседание по «Ростовскому делу» затянулось на целый день. Часть людей, пришедших поддержать осужденных, следила за ходом заседания с помощью видеотрансляции в другом зале.
В последнем слове Ян Сидоров напомнил судьям, что его, по сути, обвиняют в том, что он разделял взгляды организации «Артподготовка».
— Меня обвиняют в мыслепреступлении, — сказал он.
В клетке молодые люди стояли плечом к плечу, улыбались и даже дурачились, пытаясь сделать вид, что борются друг с другом. От зрителей их отделял двойной кордон сотрудников ФСИН.
Посовещавшись менее часа, суд оставил приговор Яну Сидорову и Владу Мордасову без изменений.
«Сегодняшним решением суд вынес обвинительный приговор российской системе правосудия. Власти украли право на свободу мирных собраний в стране, заодно лишив этих двух молодых людей и свободы», — считает глава Amnesty International в России Наталья Звягина. Ранее Amnesty International признала Яна и Влада узниками совести, а правозащитный центр «Мемориал» — политзаключёнными.
В день рассмотрения апелляционной жалобы в Москве, Санкт—Петербурге, Ростове, Саратове, Барнауле, Чите, Кургане прошли акции в поддержку ростовских узников. «Я стою, вы идете, они сидят» — написано на плакатах протестующих. В защиту Яна Сидорова и Влада Мордасова вышли члены Amnesty International в Африке.
Адвокаты осужденных заявили, что будут добиваться справедливости в ЕСПЧ.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68