«Спортивные международные федерации обязаны лишить Россию турниров, на которые она уже получила права проведения, здесь нет иных вариантов», — заявил председатель комитета по соответствию Всемирного антидопингового агентства (WADA) Джонатан Тейлор.
Под запрет попадает и проведение в Петербурге чемпионата мира по хоккею — 2023, открывшего бизнесу доступ к бюджетным миллиардам под флагом создания необходимой спортивной инфраструктуры. Самым масштабным обещал стать заявленный президентом хоккейного клуба СКА Геннадием Тимченко проект нового ледового комплекса. У горожан он сразу вызвал болезненные ассоциации со скандальной ареной на Крестовском — та стройка на костях уничтоженного шедевра советской архитектуры, стадиона им. Кирова, растянулась на десять лет и обошлась налогоплательщикам в 43 млрд рублей (при анонсированных на старте 6,7 млрд).
Теперь под ударом оказался спортивно-концертный комплекс (CКК) «Петербургский», возведенный к Олимпиаде–80. Здание СКК оценивается специалистами как часть мирового наследия модернизма и уникальное инженерное сооружение (здесь впервые в мире осуществлено перекрытие зала гигантской клепаной стальной мембраной).
Этот объект представляет Россию в международном списке выдающихся достижений инженерно-строительной мысли ХХ века — причем в первой пятерке, следом за тоннелем под Ла-Маншем.
Для бизнеса это зеленое пространство всегда было привлекательным, воспринималось как перспективная для застройки территория с готовой инфраструктурой. По признанию вице-президента хоккейного клуба СКА Романа Ротенберга, они к этому месту присматривались еще с 2011 года. В 2016-м клуб обратился к губернатору Петербурга с предложением реконструировать СКК и «благоустроить» прилегающие территории. В следующем году город передал СКА участок в 3,3 га под сооружение двух спортивных полей. Следом руководство клуба заявило о намерении создать здесь к ЧМ по хоккею — 2023 арену на 20 тысяч зрителей, а попутно возвести рядом около 300 тысяч кв. м жилья. Изначально речь шла о реконструкции существующего СКК за 15 млрд рублей. Попутно чиновники Смольного стали активно внедрять тезис о том, что СКК давно устарел, а его конструкции находятся в небезопасном техническом состоянии.
В ноябре 2018 года представленный на Градостроительный совет проект «реконструкции» СКК показал, что речь идет вовсе не о модернизации, а о новом строительстве. И Роман Ротенберг, и проектанты не скрывали, что руководствуются соображениями экономической целесообразности — возиться с существующим зданием дорого и долго, проще снести.
В сентябре «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко объявил конкурс на работы по частичному демонтажу спорткомплекса. Однако спустя пару дней отменил этот фальстарт.
Смольный тем временем заявил о подготовке конкурса на заключение концессионного соглашения по созданию арены, отвечающей требованиям Международной федерации хоккея, а также «связанных с ней некапитальных сооружений». Оговаривалось, что в качестве компенсации город вернет инвестору 10 млрд рублей из 25, в которые теперь оценивался проект. Территорию и созданный новый спортивно-культурный комплекс предоставят концессионеру на 55 лет, он и будет все это время извлекать из них прибыль.
Инициативная группа защитников СКК и прилегающего сквера объявила, что не прекратит протестных акций до тех пор, пока обещания чиновников не будут закреплены в Генплане и Правилах землепользования и застройки. Между тем сам объект «реконструкции» активно демонтируется изнутри. Загадочные работы начались в СКК под покровом ночи на исходе октября.
Подглядывавшие за ними инициативные граждане фиксировали, как под куполом режутся металлические конструкции, снимаются внутренние двери и облицовка колонн, демонтируются трибуны и вывозятся на грузовиках снятые с них кресла.
С тех пор жители тщетно пытались добиться от Смольного разъяснений: что происходит, кто и на каком основании крушит городское имущество? Ответ получили только через месяц после обращения в районную прокуратуру. Надзорное ведомство извещало, что правительство Петербурга 27 сентября приняло постановление «О ликвидации СПб ГУП «Петербургский СКК».
Между тем заданные условиями конкурса параметры новой арены существенно превышают параметры СКК, что предопределяет его уничтожение. Зачем ремонтировать кровлю обреченного здания? К тому же эти «ремонтные работы», продолжающиеся по сей день, давно вышли за рамки ликвидации протечек и скромного масштаба их финансирования: превращены в крошево ступени всех ведущих к зданию лестниц, демонтируются остекление нижнего яруса СКК и облицовка стилобата.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
А те самые люминесцентные лампы, что якобы снимались в заботе об их сохранности, побиты и свалены кучами снаружи — такие ртутьсодержащие отходы отнесены к первому, наивысшему классу опасности. Встревоженные жители обратились в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности. Тот направил на площадку специалистов подведомственной ему компании «Экострой» — способных измерить загрязнения и при необходимости произвести очистку. Но их не пустила на территорию охрана.
Короче говоря, еще до обещанной Смольным экспертизы технического состояния здания для определения возможности его сохранения за бюджетный счет фактически ведется зачистка объекта — для облегчения демонтажной задачи будущего концессионера. И у «Стройтрансгаза», похоже, нет никаких сомнений в исходе дела.
Между тем, когда в январе 2018 года подавалась заявка на проведение в Петербурге ЧМ, власти утверждали: «Петербург обладает всей необходимой инфраструктурой для проведения чемпионата мира по хоккею». Релиз под таким заголовком до сих пор можно видеть на официальном сайте городской администрации с указанием конкретных площадок, где готовы принять ЧМ:
«На двух действующих ледовых аренах, полностью отвечающих современным требованиям Международной федерации хоккея. Это «Ледовый дворец» вместимостью 12 300 зрительских мест, рядом с которым расположен многофункциональный комплекс «Хоккейный город» с двумя крытыми ледовыми катками и обновленный спортивный комплекс «Юбилейный» вместимостью 6400 зрительских мест».
Теперь же, выступая перед депутатами, зампредседателя Комитета по физической культуре и спорту Николай Растворцев уверяет:
«Ледовый дворец, к сожалению, не отвечает требованиям Mеждународной федерации хоккея для проведения чемпионата мира».
Но сами требования МФХ почему-то не раскрываются. Депутат городского закса Алексей Ковалев затребовал их у Смольного. И получил поразительный ответ за подписью вице-губернатора Эдуарда Батанова: «Копия заявочной документации, а также актуальные требования к объектам для проведения чемпионата мира по хоккею в настоящее время отсутствуют в распоряжении органов государственной власти Санкт-Петербурга».
И как же тогда Смольный составлял конкурсную документацию, где в условиях прописано — создаваемая арена должна соответствовать требованиям МФХ? С какого потолка предписал арене общую площадь не менее 150 000 кв. м и вместимость не менее 20 тысяч зрителей?
Весной президент Международной федерации хоккея Рене Фазель, оценивая проект нового ледового комплекса для Петербурга, говорил, что для проведения игр ЧМ арена на 22 тысячи зрителей не нужна — этого слишком много для хоккея. Также господин Фазель подтверждал, что имеющиеся у города ледовые арены («Юбилейный» и «Ледовый дворец») годны для проведения ЧМ.
В этой связи депутат Борис Вишневский напомнил на городских парламентских слушаниях: «Когда строили футбольный стадион на Крестовском, тоже много и долго рассказывали, как ФИФА от нас требует изменить конструкцию, сделать больше, дороже…
Потом из ответа на мой официальный запрос выяснилось — ничего ФИФА не требует, это наша собственная инициатива».
Меж тем петербуржцы уже перешли от пикетирования Смольного к перекрытию улиц возле СКК. Но оттащить Геннадия Тимченко от лакомого куска очень трудно. Может быть, решение WADA поможет?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68