СюжетыКультура

Поминальная премьера

«Капкан» Марка Захарова вышел в «Ленкоме». Посмертно

Этот материал вышел в № 137 от 6 декабря 2019
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 137 от 6 декабря 2019

20:57, 5 декабря 2019

2

Елена Дьякова
20:57, 5 декабря 2019

2

Елена Дьякова

Фото: А. Стернин

Марк Анатольевич Захаров ушел 28 сентября 2019 года. На 46-м году руководства театром «Ленком». Какую блестящую театральную эпоху эти годы составили, объяснять не надо. 2 декабря на сцену вышел его последний спектакль — ​«Капкан». Посмертная премьера. Уникальный, кажется, случай. Работу, которой Марк Захаров — ​автор текста и постановщик «Капкана» — ​был занят последние два года жизни, завершили ученики. На сцене — ​весь цвет «Ленкома»: Александр Збруев, Владимир Юматов, Александра Захарова, Дмитрий Певцов, Антон Шагин, Виктор Раков. Действие переходит из наших дней в 1930-е. То время, кажется, и есть капкан. Подстерегающий персонажей — ​и всю страну. В любом случае это спектакль-завещание.

Последняя притча Марка Захарова начинается сценой из новеллы Владимира Сорокина «Красная пирамида»: беспечный юноша-программист и печальный мудрец, эзотерик и маг профессор Зеленин (Владимир Юматов) ждут электричку, рассуждая о таинственном «красном рёве», испускаемом гранитами Красной площади. На неслышных уху частотах «красный рёв» стоит над страной, цепко владеет душами миллионов, расчеловечивая их. Запустил «пирамиду красного рёва» В.И. Ленин. Хватает ее мощи на десятки лет.

В спектакле «Капкан» великий маг Зеленин, не вставая с пыльной станционной лавочки, пробивает коридор во времени для себя, юного программиста и дамы бальзаковского возраста Виктории (Александра Захарова), в которую программист влюблен. Ан ошибается… и вот эти трое смирно сидят в коридоре Лубянки конца 1930-х. За стеной ведет допрос окостеневшей от ужаса Летчицы бравый Следователь (Александр Збруев).

Декорация Мариуса Яцовскиса умна и лаконична. В центре решетчатый коридор тюремного образца. Он подсвечен алым неоном, аналогом «красного рёва». Коридор превращается в губернский вокзал, где зэк-рецидивист Парасевич (Антон Шагин) лихо похищает (в конспиративных высших целях НКВД) чемодан с сибирским золотом. По легкости и блеску вставная новелла с Шагиным, неприметными макинтошами энкавэдэшников и черным лаковым блеском манто роковой фемины, спецагента Медузы, могла бы вписаться и в давние «Двенадцать стульев» Марка Захарова.

Из тюремного коридора выезжает гигантская гипсовая голова Ленина. Ослепительно-белая, как помыслы партии. Черепная крышка откидывается — ​и, аки Афина из головы Зевса, из черепа Ленина является Сталин.

Эффектнейшая сцена открывает сквозную линию «Капкана»: Иосиф Виссарионович присутствует на сцене почти постоянно. В исполнении Дмитрия Певцова он предельно сдержан: энигма с трубкой. Лишь трубка иногда вспыхивает алым, издавая тот же «красный рёв» — ​гудок эшелона.

Поздней осенью 2018 года, в дни своего юбилея, Марк Анатольевич Захаров дал интервью «Новой газете». Увы, одно из последних.

Говорили мы как раз о будущей премьере, об этом спектакле. Режиссерский замысел Захарова начинался с книги Владимира Сорокина «Белый квадрат» (образ «красного рёва» пришел именно оттуда).

Фото: А. Стернин

Марк Захаров : «Да, начнется сСорокина. Но кего энергии, кего замечательным сочинениям добавится ичто-то мое. Иеще очень важная вещь: документальные вставки. Они вопределенном смысле будут расшифровкой параллельной реальности. «Параллельная реальность»—условное название будущего проекта.

<…> «Красный рёв»—замечательный образ. Что-то давящее на нас, счем мы боремся. Иногда вырываемся, иногда нет. Но врассказе Сорокина безымянного мудреца, который смиренно ждет электричку изнает тайну «красного рёва», удивляет вот что: наши люди могут оказывать сопротивление даже таким потокам энергии. «Красному рёву». Не всегда успешное—но все-таки».

Главная тема «Капкана» — ​не «красный рёв», а именно _сопротивление _ему. Не подпольная борьба: тут таких нет, тут окостеневшая от страха Летчица в фактурных очках-консервах — ​образ советского народа, тех его героических (действительно героических!) поколений, которые _смело входили в чужие столицы, но возвращались в страхе в свою. _В сюжете фантасмагории Захарова — ​семь верст до небес, за особую стойкость при расстреле в Коммунарке тут зачисляют в зарубежную резидентуру НКВД, сухогруз «Валерий Чкалов» везет разведчицу в Италию, на палубе ведет инструктаж команды Подполковник (Александр Збруев).

Збруев играет с истинно ленкомовским драйвом и гротеском. Пышная пена демагогии, ложь и страх, полубессмысленные речи ответственных товарищей с тремя классами образования (последняя логика теряется при попытке одолеть длинные слова, все превращается в бессмысленную ораторию «красного рёва») знакомы каждому, кто жил в Стране Советов. Даже в поздней, где штамм ослаб.

Но и в этих условиях люди пытаются остаться людьми. И любить умеют.

Для главных героев эта фантасмагория 1930-х — ​все-таки сон с погонями. Профессор Зеленин в силах вернуть их из героического предвоенного СССР в наше время. Герою Владимира Юматова Марк Анатольевич Захаров отдает последние слова. Свои, авторские слова. Почти завещание. Профессор говорит прямым и жестким текстом о 1930-х. Перечисляет жертв — ​убитых и впрямую, и «особо изощренными методами».

В списке погибших под шквалом «красного рёва» — ​Михоэлс, Булгаков, Мейерхольд, Таиров. И отец народного артиста РФ Александра Збруева.

Зритель «Ленкома» помнит: теми же решетчатыми коридорами, дорогами ГУЛАГа прошли отцы Олега Янковского и самого Марка Захарова.

И затем герой Юматова говорит со сцены главные, видимо, слова:

— Я русский. Изначит, живу надеждой. Надеждой на будущее России.

В глубине вспыхивает огромный портрет Марка Захарова. Он смотрит в зал «Ленкома» — ​и все персонажи, пойманные в капкан 1930-х и принадлежащие нашему неопределенному веку, собираются у портрета.

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#спектакль #сталин #захаров марк #театр

важно

4 часа назад

Что произошло за день 15 марта. Коротко

важно

7 часов назад

Навальный подтвердил, что находится в ИК-2 города Покрова

Slide 1 of 1

выпуск

№ 27 от 15 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 27 от 15 марта 2021
  • № 26 от 12 марта 2021
    № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • № 22 от 1 марта 2021
    № 22 от 1 марта 2021
  • № 21 от 26 февраля 2021
    № 21 от 26 февраля 2021
  • № 20 от 24 февраля 2021
    № 20 от 24 февраля 2021
  • № 18-19 от 19 февраля 2021
    № 18-19 от 19 февраля 2021
  • № 17 от 17 февраля 2021
    № 17 от 17 февраля 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Колонка

Цены строгого режима В Думе хотят остановить подорожание продуктов, сажая в тюрьму покупателей

282137

2.
Расследования

«Я служил в чеченской полиции и не хотел убивать людей» (18+) Старший сержант Полка им. Кадырова Сулейман Гезмахмаев впервые рассказывает о внесудебных расправах над жителями Чечни, не скрывая имен палачей

174726

3.
Сюжеты

Напряжение в Сети Слесарь-сантехник из Колпино, почти не владеющий интернетом, сам того не ведая, стал злоумышленником во Всемирной паутине

151187

4.
Сюжеты

«Есть такая Нина, которая все-таки смогла» История дагестанской женщины, пережившей обрезание в детстве и насилие в браке, которая добивается равноправия в родной республике

127287

5.
Сюжеты

Разговорчики в миру За случайный диалог на улице о Навальном и Фургале протоирея из Хабаровска арестовали на 20 суток. РПЦ не против

114170

6.
Сюжеты

Разгром учредительного собрания Силовики задержали более 200 участников форума «Муниципальная Россия»

113458

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
;

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera