Сюжеты

«Назад в тундру»

Мурманскому коренному народу вновь отказали в праве на льготы. Чтобы их получить, нужно отказаться быть собой

Этот материал вышел в № 136 от 4 декабря 2019
ЧитатьЧитать номер
Общество

Татьяна Брицкаясобкор в Заполярье

2
 

Андрей Данилов приходит в суд в национальном костюме. Синяя юпа — верхняя суконная одежда, пояс, бисером вышитые узоры. На фоне судейских стен цвета переваренной перловки и пергидрольных локонов женщин в мантиях ослепительно синее сукно — словно эстетический протест. Андрей знает, что проиграет. И все равно идет. Он часто произносит слова из норвежского фильма «Бунт в Каутокейно»: «Мы должны говорить, даже когда нет никакой надежды!»

Этот фильм — о трагедии норвежских саами, которых в середине XIX века спаивали и обворовывали, бросали в тюрьмы и казнили представители «титульной нации».

Сейчас саами в Норвегии — народ, без воли которого не может быть принято ни одно политическое решение. Как и в соседней Финляндии,

где, например, здание саамского парламента — самое красивое и большое в коммуне Инари. Стратегический для двух стран проект строительства железной дороги Киркенес — Рованиеми блокируется саамским парламентом: дорога может повредить оленьим пастбищам. Не уговорят коренных — не будет проекта.

Полвека назад об этом и речи не было. Культовая фолк-рок саамская певица из Норвегии Мари Бойне рассказывала мне, как в школе скрывала свою национальность — было стыдно считаться саами, а родной язык был под запретом. В России саамский язык никто не запрещал — его просто перестали преподавать. Теперь его мало-мальски знает от силы половина из 1600 человек — такова численность народа, некогда населявшего две трети Кольского полуострова. Мало кто в обычной жизни, как Андрей, носит национальный костюм. Национальная идентичность — не предмет гордости, а бремя. С тех самых пор, как его народ подвергся принудительной ассимиляции в советские годы.

Кадр из фильма «Бунт в Каутокейно»

Саами, которые не признают границ, живя на территории четырех стран — Норвегии, Швеции, Финляндии и России, — для советской власти были крайне сомнительным элементом. Миграция вслед за оленями, а те не собирались в угоду государству менять свой тысячелетиями усвоенный маршрут. Никакого стремления к колхозам — саамская жизнь уединенная, созерцательная. Зажиточность — в тундре нищему не выжить: не будет у тебя оленей — не будет еды, крова, транспорта, лекарства, одежды. Немудрено, что после того как «коммунисты покорили тундру», за саами взялись серьезно. Тем паче, что их погосты стояли на месторождениях полезных ископаемых — а значит, подлежали сносу. Печенга, Ковдор, Мончетундра — на саамских землях стоят комбинаты, крупнейшие налогоплательщики региона. Лишенный родной земли народ за это, разумеется, не получает никакой ренты. Не стало пастбищ — не стало и оленей, на прошлой неделе их занесли в Красную книгу.

Тех, кто пытался сохранить идентичность, расстреляли быстро — дело, названное саамским заговором, в 1938 году выкосило самых активных.

Обвиняли в сепаратизме и покушении на жизнь советских вождей. Мы не можем процитировать страницы этого абсурдного дела — в 2015 году его вновь засекретили: память о репрессиях страшит потомков палачей.

Народ загнали в резервации и облагодетельствовали квартирами в пятиэтажках и интернатами для детей. Облагодетельствованные стали умирать, средняя продолжительность жизни российских саами, по данным университета Тромсе, — 40–45 лет. Они пили и гибли, лишенные тундры, своих божеств и оленей, которых угнали в колхозы, сказав, что так нужно стране.

Стране оленеводы не отказывали. Когда их призвали на передовую, на Карельский фронт, они вместе с оленеводами Коми и Ненецкого округа в составе оленно-транспортных батальонов вывезли с передовой 10 тысяч раненых. Они снабжали фронт — олень пройдет везде, олень спасет и отдаст жизнь за человека.

Андрей Данилов. Фото: vk.com/saami

Памятника им в Мурманске нет: Данилов много лет добивается его установки, но то места не находится в столице Заполярья, то доброй воли чиновников, то денег в казне. Сейчас он собирает средства сам — по крохам.

— Работаете? Какой у вас источник дохода? — спрашивает Андрея судья.

— Слесарь-электрик, зарплату получаю.

— Значит, охота для вас — не источник жизнеобеспечения? — следует новый вопрос, с намеком.

Андрей который месяц судится за право охотиться без лицензии, как это гарантирует ФЗ «Об охоте» его народу. Но то в Минприроды сомневаются, что он саами: графы «национальность» в паспорте РФ нет, а записи в свидетельствах о рождении и браке почему-то перестали быть документом, то требуют доказательства ведения традиционного образа жизни. Дескать, докажи, что ты настоящий.

Настоящий, по мысли чиновников, это значит — живущий в тундре исключительно охотой и рыбалкой. Желательно, видимо, еще и неграмотный. Представитель областного Минприроды вновь, как и в первой инстанции, апеллирует к опыту соседних регионов, где коренные живут в кочевьях. Вовсе не учитывая, что саами из тундры меньше века назад были переселены принудительно — ковшами бульдозеров. «Они должны жить в чумах», — настаивает женщина.

В каком законе они взяли это? И зачем государство борется с крошечным народом, который и без того все отдал этому государству? И отчего этот народ должен отказываться от цивилизации, чтобы получить вымученные льготы, никоим образом не обременяющие бюджет большой страны?

Несколько лет назад саами просили права в День коренных народов поднимать свой флаг у здания регионального правительства. В ответ из правительства в органы поступил содержательный донос на Данилова — дескать, сепаратист и экстремист. Тогда дело возбуждать не стали. Сейчас смотрю на Андрея и понимаю, что ходит он, что называется, под богом — под саамскими богами, точнее: уж слишком упрямо и настойчиво борется за право быть собой.

Недавно самодеятельный молодежный театр в Мурманске поставил спектакль о саами. В тексте нет ни одного авторского слова — только прямая речь, сотни страниц интервью, записанных с представителями народа. Такой боли и неутолимого горя давно не слышала. Право быть собой, не превратиться в декорацию «туристического кластера региона», в ряженых кукол, в «диковинку» — за это право платят жизнью. На премьере было много саамских активистов. Плакали. За многовековую историю сосуществования саами с русскими это впервые, когда «чужие» поняли их боль.

— Вам же не нужно охотиться, чтобы добыть пропитание? — снова звучит наводящий вопрос.

— Традиционная охота — не ради пропитания, она ради сохранения традиций, образа жизни, — объясняет суду Данилов азбучные истины. Совсем не юрист, он толково и просто разъясняет закон «Об охоте», который гарантирует ему искомое право, приводит мнение Конституционного суда, судебную практику, решение суда в Красноярске, который в таком же деле принял сторону местных жителей-эвенков. Они тоже живут в городских квартирах и получают зарплаты и пенсии, но оттого не перестали быть эвенками…

Суд, с прениями и перерывом на вынесение решения, длится строго по расписанию — 20 минут. Через 20 минут коллегия судей отказывает Данилову в реализации гарантированного законом права.

Представитель Минприроды в суде дает совет: дескать, никто не мешает сохранять традиции, купив лицензию.

Андрей улыбается. Он говорит: саами-охотники открывают свою общественную организацию и теперь бороться за нарушенное право будут сообща. А он, Андрей, пойдет до конца — до Верховного суда России.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera