КолонкаОбщество

Явное про имущество

Собственность священна, однако собственники грешны

Этот материал вышел в номере № 136 от 4 декабря 2019
Читать
Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая»
Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая»

Некого спросить: наши силовики — это нечистая сила? Или порой кажутся ею?

Небывалый случай произошел в Волгоградской области. В городе Жирновске к одному должнику явились судебные приставы. Ничего небывалого в самом визите нет, да и сами приставы бывалые. Всякое видели. А тут вроде пустяковое дело: человек взял в банке кредит в 60 тысяч рублей и сильно замешкался с возвратом. Случается. Миллионы людей у нас живут в долг, и множатся ряды этих «вдолгожителей». К безнадежным должникам обычно присылают приставов, и те описывают телевизор, мясорубку, швабру, мусорное ведро… Что там еще из имущества?

Иногда от приставов прячутся, иногда на них спускают собаку, которую укушенный в правую руку пристав в дальнейшем описывает левой рукой наряду с котом и аквариумными рыбками. Но чтобы как в Жирновске…

Вам уже интересно?

Ну так вот, судебных приставов в квартире должника встретил священник с кадилом и принялся выкуривать их из помещения с помощью ладана и прочих благовоний.

Обряд каждения совершался батюшкой с неподдельным вдохновением, и это неудивительно, так как позже выяснилось, что святой отец приходится должнику родным отцом.

Ну надо же — беспокоить небеса из-за долга в 60 тысяч! А кого, спрашивается, звать на помощь, когда описывается имущество на 2,2 миллиарда? Вот на прошлой неделе Нижегородский районный суд Нижнего Новгорода принял решение об изъятии у одного нашего соотечественника нажитого добра аккурат на эту сумму. Сообщается, что судья зачитывала список изымаемого имущества около трех часов. Даже стихи Пушкина три часа вслух читать — и то сознание помутится. А тут в материалах дела не «златая цепь на дубе том», а золотые слитки, часы мировых брендов, коллекционные монеты, акции разных компаний и прочие скучные прозаические вещи.

Неизвестно, в чьем присутствии в ходе проверки, инициированной Генеральной прокуратурой РФ, описывалось имущество на 2,2 миллиарда рублей, но РПЦ вполне могла отрядить на эту процедуру какого-нибудь крупного своего служителя, вплоть до архиепископа. Ведь владелец всего этого добра совсем не чужой для нее человек. Незадолго до того патриарх лично вручил ему орден Святого благоверного князя Даниила Московского с благодарностью «за возрождение духовной жизни России».

И что же? Этот поборник духовности с орденом на груди взял и не вернул какой-нибудь кредит на покупку «Лады Калины»? Нет, он, по версии следствия, взял (и не вернул) взятку в размере 235 миллионов рублей. Кем же надо быть, чтобы тебе несли такие деньги? Оказывается, главой бедного российского региона. В данном случае — Марийской Республики. Это государство с флагом, гербом, гимном и своей Конституцией Леонид Маркелов возглавлял 16 лет. Сначала в ранге президента, а позже — главы. Два с половиной года назад его задержали и отправили в следственный изолятор. Сейчас идет суд — не в Йошкар-Оле, где, по мнению прокуратуры, у Маркелова крепкие связи с правосудием, а в нейтральном Нижнем Новгороде.

Параллельно с рассмотрением уголовного дела как раз и рассмотрен гражданский иск Генпрокуратуры и Следственного комитета о конфискации незадекларированного имущества Маркелова. Эти ведомства подсчитали, что за время правления республикой он заработал 33 миллиона рублей, а только объектов недвижимости у него на 1,9 миллиарда. В Марий Эл, в Краснодаре, в Москве (не догадался Маркелов в Нижнем Новгороде квартиру прикупить — сейчас просился бы под домашний арест).

Всего отыскалось 122 объекта, большей частью записанных на друзей и родственников. Было куда разослать батюшек с кадилами для изгнания нечистой силы в погонах.

Кстати, РПЦ, любя народ, нередко с еще большей симпатией относится к тем, кто народом правит. Возрождающие духовность губернаторы то и дело получают церковные награды. Ордена Преподобного Сергия Радонежского удостоился губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин и уже через месяц был арестован за крупную взятку, а вскоре приговорен к 13 годам колонии строгого режима и штрафу в размере 500 миллионов рублей. Имущества у него конфисковано ровно вдвое меньше, чем у Маркелова, — на 1,1 миллиарда рублей, но и областью он руководил не 16 лет, а вдвое меньше — 8. Где Марий Эл и где Сахалин, а динамика роста благосостояния та же.

Оба ордена (такой, как у Маркелова, и такой, как у Хорошавина) получил в свое время брянский губернатор Николай Денин. В дальнейшем он был приговорен к четырем годам колонии общего режима за злоупотребление служебным положением. Как сообщалось, Денин выделил из резервного фонда области около 22 миллионов рублей птицефабрике, где произошел несчастный случай. Гуманность поступка, к сожалению, сводилась на нет одним обстоятельством: этим предприятием владела семья губернатора.

Жизнь наша такова, что описать ее невозможно. Разве что по частям. И со своей частью приставы справляются не хуже писателей, хотя материала у них иногда маловато. Ну что почитаешь, например, после рейда судебных приставов в поселке Ясная Поляна Вологодской области? Тут и Лев Толстой, выходец из другой Ясной Поляны, на их месте больше странички не написал бы. Взыскали по итогам рейда не миллиарды и не миллионы, а 22 тысячи рублей. Что же касается описи имущества, то разыскали в магазине одного из жителей поселка, который ранее в административном порядке был оштрафован за то, что беспокоил соседей, а штраф не заплатил. Пошли с ним к нему домой и наложили арест… На что? На то, что в доме нашлось, — на микроволновку и чайник. Ну и кто он, этот малоимущий гражданин, с точки зрения тех, у кого список добра на три часа чтения? Чайник, конечно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow