СюжетыОбщество

Документы о памяти отсутствуют

В Твери прокуратура демонтирует мемориальные доски, посвященные расстрелянным полякам

Этот материал вышел в номере № 138 от 9 декабря 2019
Читать
Документы о памяти отсутствуют
Фото: Международный Мемориал

В Твери собираются демонтировать мемориальные доски со здания Медакадемии (ТГМУ), где в 1930–50-е годы находилось Управление НКВД-МГБ по Калининской области и его внутренняя тюрьма. Именно в этом здании по решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 г. были расстреляны 6295 польских военнопленных-узников Осташковского лагеря.

Речь идет о двух мемориальных досках, надписи на которых гласят:

  • «В память о замученных. Здесь в 1930-50-е годы находилось Управление НКВД-МГБ по Калининской области и его внутренняя тюрьма»;
  • «Памяти поляков из лагеря Осташков убитых НКВД в Калинине ради предостережения мира».
Здание Тверского государственного медицинского университета. Фото: tvgmu.ru
Здание Тверского государственного медицинского университета. Фото: tvgmu.ru

Первая доска появилась на здании 23 ноября 1991 года. Она была установлена по решению Исполнительного комитета Тверского городского Совета народных депутатов от 9 сентября 1991 № 372 «Об установке мемориальной доски и памятного знака по увековечению памяти жертв репрессий 30-50 годов». Инициатором установки выступило тверское отделение общества «Мемориал», текст подготовил сопредседатель общества Сергей Глушков, эскиз доски разработал главный архитектор города Николай Семенов.

Вторая была установлена 22 ноября 1992 года по инициативе польской организации «Катынская семья», автор эскиза — польский скульптор Мариан Новак. Согласование о размещении этой мемориальной доски по словам Глушкова велось с городской и областной администрацией.

Инициатива о демонтаже мемориальных досок поступали от областной ячейки партии «Коммунисты России» в июне 2019 г. Сообщения о своих намерениях активисты направили в СМИ и публиковали у себя на сайте.

С октября 2019 года от досок хотят избавиться уже по инициативе областной прокуратуры, ссылаясь на то, что они якобы установлены с нарушением федерального законодательства.

В распоряжении «Новой» оказался документ за подписью и.о. прокурора Центрального района г. Твери Эльвина Байдина с результатами прокурорской проверки. Итог ее по польской мемориальной доске таков:

«Документы по установке мемориальной доски «Памяти поляков из лагеря Осташков убитых НКВД в Калинине ради предостережения мира» в ГКУ «Государственный архив Тверской области», МКУК «Тверской городской архив» архиве Тверской городской Думы и ТГМУ отсутствуют. Согласно информации начальника Департамента финансов администрации города Твери от 22. 10. 2019 сведений об установке и финансировании за счет средств бюджета города Твери мемориальных досок, установленных на доме 4 по ул. Советской г. Твери, в Департамента не имеется».

Мемориальная доска «Памяти поляков из лагеря Осташков убитых НКВД в Калинине ради предостережения мира» в Твери. Фото: Международный Мемориал
Мемориальная доска «Памяти поляков из лагеря Осташков убитых НКВД в Калинине ради предостережения мира» в Твери. Фото: Международный Мемориал

Трудно представить, что в 1992 году установка мемориальной доски международного характера могла обойтись без какой-либо документации и была произведена самовольно. Отсутствие у прокуратуры какой-либо информации на предмет законности данной мемориальной доски не удивляет. Скорее всего эту информацию даже не искали.

Во всяком случае о притянутой под конкретный результат «прокурорской проверке» говорит другой пассаж документа. Ссылаясь на результаты «Заключения УФСК и Прокуратуры Тверской области» от 09.02.1995 г., опубликованного в книге «От ЧК до ФСБ» (Тверь, 1998. C. 346-349), в представлении заключается, что «отображенное на мемориальной доске наименование не основано на документальных фактах, связанных с приведением в исполнение приговора в отношении указанных лиц из лагеря Осташков в здании, расположенном по адресу г. Тверь, ул. Советская, д.4».

При этом такие факты были и остались незамеченными в данном документе: результаты прокурорской проверки не учли свидетельских показаний Дмитрия Токарева (в 1940-м году начальника Калининского УНКВД), произведенные в рамках следственных действий Главной военной прокуратуры, расследовавшей Катынское дело. Именно Токарев подтвердил факт исполнения приговора в здании Медакадемии и указал место захоронения — село Медное (с материалами показаний и протоколами допроса можно ознакомиться в доступной на сайте общества «Мемориал» книге «Убиты в Калинине, Захоронены в Медном» М., 2019.).

Инициатива демонтажа не обошла и российскую мемориальную доску. Повод еще более банальный: неверный адрес размещения,

вместо ул. Советская д.4 (здание Медакадемии), доска якобы должна размещаться по адресу ул. Советская д. 2.

В обращении Тверского государственного медицинского университета главе города Твери А.В. Огонькову (документ имеется в распоряжении «Новой») сообщалось, что «в настоящее время такой адресной части не имеет ни одно из зданий Университета». В действительности, университет является комплексом зданий, в котором такой адрес носит западный его флигель.

Обратим внимание на то, что в документе демонтаж мемориальных досок связывается с ежегодными посещениями польской делегацией территории Университета, что «не отвечает Уставным целям деятельности Университета» и «создает дополнительную угрозу безопасности обучающихся и педагогических работников».

В настоящее время администрация ТГМУ направила обращение «о придании правового статуса мемориальным доскам» председателю Тверской городской Думы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow