Комментарии

«Титаник» Даунтон

На экранах — «Аббатство Даунтон», киноверсия легендарного британского сериала о крепком союзе аристократов и их прислуги

Этот материал вышел в № 133 от 27 ноября 2019
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

1
 

За свою шестисезонную жизнь эпохальный костюмный телемарафон превратился в культурный феномен, заслужил три «Золотых глобуса», 25 премий «Эмми» и дал миллионам зрителей возможность перенестись в нетленную Британию. Прирученные им поклонники рыдали, когда в 2015-м объявили о завершении проекта, подсластив горькую пилюлю расставания традиционным «рождественским эпизодом» — серией под Новый год. «Не плачьте, сердце раня», — смилостивились создатели и подготовили обожателям сериала сюрприз, уже в разы превысивший свой 20-миллионный бюджет.

Трейлер к фильму «Аббатство Даунтон»


Фильм снял Майкл Энглер, один из режиссеров телепроекта. Джулиан Феллоуз – аристократ, писатель, создатель сериала — стал продюсером и сценаристом игровой картины, не повторяющей, а продолжающей действие на большом экране.

Зрителям, оказавшимся впервые в густонаселенном поместье Даунтон, будет не по себе. До головокружения много персонажей, связей, событий. Но это поначалу. Фильм Феллоуза/Энглера — всего лишь игра в старую добрую Англию. Открыточно-красочную, притягательную, почти сказочную. И поэтому полностью безопасную, несмотря на кипящий водоворот событий.

Кадр из фильма «Аббатство Даунтон» / Кинопоиск

1927 год. Мы снова в загородном родовом имении посреди йоркширских полей и рощ. На газоне щебечут ангельские дети с воспитательницами. Наверху — все старые знакомцы: лорд Роберт Кроули (Хью Бонневилль), его жена Кора (Элизабет Макговерн), леди Эдит (Лора Кармайкл) и леди Мэри (Мишель Докери), управляющая большим поместьем. Здесь же вдовствующая графиня Грэнтэм — сердце сериала — в блестящем воплощении Мэгги Смит. Ее едкие замечания вроде «ненавижу получать новости из вторых рук» давно растиражированы интернетом. Все это верхний, сверкающий диадемами и ожерельями нарядный мир. Внизу — вышколенные слуги: дворецкие, повар и ее помощники, водопроводчик, экономка, садовники. Жизнь слуг не менее насыщенна и значительна, она общей кровеносной системой связана с жизнью господ. Главное событие — визит короля Георга V (Саймон Джонс) и королевы Марии (Джеральдин Джеймс), вздумавших остановиться в роскошном особняке лорда Кроули во время своего вояжа.

Значит, неизбежны обед и парад.

Для обитателей резиденции это известие равно объявлению войны. Но в Даунтане готовы с честью принять столь взволновавший их вызов судьбы. Боевой дух не смущает даже трагическое известие о том, что монархи планируют взять из Букингемского дворца своих собственных слуг, поваров, официантов, конюшенного и смотрительницу гардероба. Что ж, значит, вызов судьбы еще более грозен, однако трудностей в этом запутанном дворцовом мире не боятся.

Кадр из фильма «Аббатство Даунтон» / Кинопоиск

Авторы фильма сочинили сценарий-ребус, который соединяет несколько десятков персонажей, заплетает в нарядную косичку многоярусный конфликт из дворцовых интриг, политических разногласий, семейных споров, романов, мошенничества, флирта и британского юмора. Чтобы взбодрить зрителя, сценаристы насытили действие покушением на убийство высокопоставленной особы, борьбой за наследство, а также подлинной катастрофой — внезапной поломкой бойлера. И наконец, вопиюще свободной для местных консервативных нравов сценой в гей-клубе.

По сути, это новый, седьмой сезон сериала, уложенный в два часа экранного времени. Отсюда суета персонажей — каждому мало времени на крошечный бенефис, надо уложиться.

Самое главное в «Абатстве Даунтон» (сериале и фильме) — плотный дух времени, до которого, кажется, можно дотронуться:

благотворительные обеды с начищенным серебром и старорежимной подачей блюд, изысканные платья от модных домов (костюмы Анны Роббинс — по-прежнему совершенство), правильный пудинг, стулья для парада, спасенные от дождя мужественными хозяевами поместья, и прочие важные атрибуты дворянской жизни, исчезновение которых может подорвать основы британского общества.

Кадр из фильма «Аббатство Даунтон» / Кинопоиск

Внешний мир в фильме (в отличие от сериала) — дальнее эхо с «Большой земли». Долетает слух о Всеобщей забастовке 1926 года, упоминается конфликт между имперской Англией и северными ирландцами и технических новшеств с многовековыми традициями.

При всем обаянии персонажей, отточенных диалогах, бисерной прописи сюжета,

фильм напоминает оперетту, авторы которой должны ближе к финалу развязать все узелки,

помирить поссорившихся, мягко наказать зарвавшихся фатов, соединить всех влюбленных в общем вальсе. И затем эту кремовую красоту густо полить сиропом и украсить цукатами.

Когда королевская портниха должна — кровь из носу — за ночь ушить слишком просторное золотое платье обворожительной леди Эдит (о боже, это невозможно!), кажется, что авторы иронично намекают на собственную непосильную задачу: «ушить» сериал до двух часов сложно даже его создателям.

Мировая премьера фильма пришлась на пик британского политического хаоса. Поэтому кинокартина Энглера — успокоительная пилюля для нервничающих по поводу затянувшихся проблем с брекситом. Еще одна сладостная реконструкция мира, в котором героические слуги рады не только служить, но и прислуживать, готовы на любые уловки, лишь бы сохранить привычный статус-кво. Эксперты давно заметили, что консервативная идеология сериала (и фильма) обладает терапевтическим эффектом.

Кадр из фильма «Аббатство Даунтон» / Кинопоиск

На длинных титрах подумалось: только что мы наблюдали за жизнью пассажиров величественного «Титаника»

(его трагедия рассказана в одном из сезонов) — Даунтона, горделиво плывущего мимо множества айсбергов: социальных бурь, внеочередных выборов, брексита, классовых проблем и прочих невзгод.

Рассказывают, что на торжественном показе фильма в лондонском Studio Movie Grill большинство зрителей составляли дамы преклонного возраста. Хлопали долго. И в образовавшей после овации тишине одна из зрительниц громко спросила своего спутника: «Когда же я смогу посмотреть следующую серию?»

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera