КомментарийКультура

Депортация детства

Министерство просвещения РФ несет ответственность за возможное закрытие лицея Михаила Щетинина. Страна потеряет национальное достояние

Этот материал вышел в номере № 131 от 22 ноября 2019
Читать
Урок в лицее М.П. Щетинина. Фото: raeliceum.ru
Урок в лицее М.П. Щетинина. Фото: raeliceum.ru

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой

Уважаемая Татьяна Николаевна!

Идея написать письмо Вам возникла потому, что многочисленные обращения разных уважаемых людей, государственных и общественных деятелей в Министерство просвещения РФ по данному вопросу не дали никаких результатов.

Обращаюсь к Вам в связи с экстраординарной ситуацией, сложившейся вокруг деятельности уникального в российском и мировом образовании явления — лицея-интерната комплексного развития личности детей и подростков академика РАО, заслуженного учителя РСФСР Михаила Петровича Щетинина.

Я знаю М.П. Щетинина и его школу 40 лет. Много раз бывал и изучал создаваемые им школы — в Белгородской области (пос. Ясные Зори), в Кировоградской области Украины (село Зыбково), наконец, в Геленджикском районе Краснодарского края (поселок Текос), где уже 30 лет Щетинин, его коллеги-учителя и ученики развивают уникальный педагогический опыт. Мне довелось неоднократно писать о нем в средствах массовой информации и научных изданиях. И совсем недавно, до и во время трагической гибели Михаила Петровича Щетинина, я был в Текосе, поэтому своими глазами видел происходящее, общался с Щетининым, с детьми, родителями и педагогами, жителями, многими людьми, так или иначе связанными со школой. Все это с уверенностью позволяет мне сделать вывод об огромном значении для нашей страны уникального социального и педагогического опыта, накопленного школой М.П. Щетинина.

Дело не только в не имеющих аналогов в мировой практике образовательных технологиях (многодневные «погружения» в разные области знания и деятельности, короткие контрастные уроки, работающие на абстрактное и образное мышление, разновозрастное обучение детей, взаимное обучение детьми друг друга, интеграция огромного учебного материала в концентры и опережающее в сравнении с обычной практикой его освоение), что позволяет детям Щетинина намного быстрее осваивать школьные программы, в 14–15 лет поступать в вузы и получать несколько высших образований, становиться высокого класса профессионалами в разных областях деятельности.

Фото: raeliceum.ru
Фото: raeliceum.ru

Не менее, а, может быть, даже более значим социальный, воспитательный потенциал этого опыта. В нем решены проблемы трудового, нравственного, патриотического воспитания человека, проблемы межнационального общения людей разных этносов и народов нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. В школе-интернате М.П. Щетинина живут и учатся дети с самых разных концов России и, конечно, Северного Кавказа, Белоруссии, Украины, Германии, Словении, Индии, Сирии — это огромный разнообразный мир — без войн и унижений, мир, в котором хотелось бы жить всем детям и взрослым.

Ученики-сотрудники, как называл Щетинин «текосовцев», сами строят свои дома-терема, расписывают узорами стены и полы, работают в рыболовецкой бригаде, содержат пасеку, собирают урожай, помогая близлежащим хозяйствам. Делают близкими и понятными для себя разные национальные культуры путем живого общения друг с другом, изучения разных языков, народных танцев и песен, которые школьный ансамбль «Колокола России» исполняет так, что я не видел еще ни одного человека, который не испытал бы восторга и очищения.

Школа Щетинина накопила опыт, который содержит пути и способы решения многих задач, стоящих сегодня перед системой образования. В опыте школы реальные механизмы и методики реализации программы «Земский учитель» — подготовки и переподготовки сельских учителей страны. Накопленные в Текосе практики, соединенные с исследовательскими проектами детей разных районов страны, социокультурными образовательными проектами Севера, Сибири и Дальнего Востока, позволят осуществить прорыв в социальном проектировании, использовании образования как инструмента решения социально-экономических проблем местных сообществ, развития территорий. Сегодня на юге России коллегами и друзьями школы Щетинина, архитекторами, экономистами, предпринимателями, выпускниками школы начат проект «Родина. Территория любви» — по созданию сети поселений с самыми передовыми научными и образовательными центрами, экологическим земледелием, ремеслами, здоровым образом жизни. И в зародыше этого проекта будущего — тоже школа Щетинина.

И вот все это и многое другое, о чем невозможно рассказать в коротком письме, пытаются погубить в одночасье, руководствуясь низкими, не хочу вдаваться в подробности, какими именно, мотивами. То, что произошло с щетининским лицеем, можно, увы, назвать депортацией детства, сильно напоминающей то, что происходило когда-то со взрослыми. Я не могу передать Вам в этом письме те безжалостность, безрассудство, безумство, с которыми проверяющие, в их числе были представители Министерства просвещения РФ, осуществляли выселение, буквально «зачистку» территории школы от детей, до последнего ребенка. Как оскорбляли национальное достоинство (в частности, чеченских детей — и это на Кавказе-то!), как детей из разных концов России пугали сиротскими домами, если их немедленно не заберут родители, как давили на родителей по месту жительства люди, которым было дано указание во что бы то ни стало «прикрепить» детей к близлежащим школам, не дать вернуться в Текос, — подневольные школьные работники, социальные педагоги, сотрудники полиции, приставы, инспекторы по делам несовершеннолетних…

Это была хорошо спланированная, разветвленная «спецоперация» с целью запечатать и разрушить школу Щетинина, опорочить выдающийся опыт.

Депортировать детей в ту жизнь, нашу обыденную, увы, реальность — с матом, водкой, эгоизмом, агрессией, усталыми учительницами, безразличными к учению, ушедшими в интернет учениками.

Сердце выдающегося педагога не выдержало этой «интервенции в детство».

Я обращаюсь к Вам, уважаемая Татьяна Николаевна, не только потому, что в Текосе грубо нарушены права детей, родителей, педагогов лицея-интерната комплексного развития личности детей и подростков. Это еще опасность утраты веры и надежды многих тысяч и миллионов людей страны в справедливость, в то, что Россия сможет обрести — через этих детей, воспитанных иначе, через наследуемых этот опыт других детей и взрослых — иное будущее, достойное нашей Родины.

Фото: raeliceum.ru
Фото: raeliceum.ru

Происходящее со школой Щетинина приковывает внимание многих людей, и не только в России. Это модельная ситуация для нашего образования, для страны. Сегодня деятельность школы приостановлена, но почти половина детей и родителей, не согласных с решением Министерства просвещения РФ, не забрала из школы документы, продолжает образование, используя семейную форму обучения, опираясь на традиции, накопленные в школе М.П. Щетинина. Продолжить дело Щетинина Михаила Петровича готов его сын, Щетинин Петр Михайлович, в этом его поддерживает коллектив. На наш взгляд, было бы правильным поддержать эту преемственность. Поддержать школу научной защитой и кураторством, например, Российской академии образования. Вернуть школу в нормальное состояние. Открыть возможность сохранения и развития уникального образовательного учреждения, признанного ЮНЕСКО одной из лучших педагогических систем мира.

Школа Щетинина все равно живет и будет жить в той или иной форме. Но по самой своей сути это государственно значимое, определяющее вектор развития страны явление, и важно сохранить его как национальное для России, государственное достояние.

Десять лет назад Владимир Владимирович Путин поддержал своим распоряжением эту школу и лично принял в трудное для школы время решение о ее федеральном бюджетном финансировании. Теперь жизненно важно уберечь школу от безумных, профессионально некомпетентных и по-человечески безжалостных функционеров. Сделать все возможное, чтобы мы чувствовали гордость за свои деяния, а не испытывали позор от свершенного.

И последнее. Незадолго до смерти мой друг Миша Щетинин сказал мне: «Как ты думаешь, верю ли я, что министр выйдет из кризиса?» Я пожал плечами. «А я верю, — сказал он. — Потому что я по-другому выкроен. Я из веры и любви».

К сожалению, у меня нет столько веры и любви, сколько было у Михаила Петровича Щетинина. Но одно знаю наверняка: его школа — это территория любви, а не ненависти, света и добра, а не тьмы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow