Колумнисты

Транзит да любовь

Сможет ли «Газпром» до конца года помириться с Украиной? Отвечает эксперт

Этот материал вышел в № 127 от 13 ноября 2019
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Михаил Крутихинпартнер RusEnergy

8
 
Газораспределительная станция на востоке Украины. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Некоторое время тому назад мне довелось участвовать в «игре-симуляции». Эксперты из России и Германии в закрытом режиме инсценировали российско-украинские переговоры о транзите газа в направлении Европы. Это была далеко не первая встреча международной группы аналитиков, пытающихся выработать рекомендации для сближения позиций Москвы и Евросоюза путем развития сотрудничества в энергетических проектах.

Сразу скажу, что ролевая игра не только выявила критические точки в подходе сторон к использованию украинского маршрута транспортировки газа из России. Участники «понарошку, но всерьез» даже договорились о том, как надо решать самые спорные технические вопросы. К конечному взаимоприемлемому решению за один день прийти не удалось, но мы показали, что договориться можно — было бы желание.

Если бы речь шла об отношениях двух хозяйствующих субъектов, мотивация которых не замутнена никакими политическими соображениями за пределами цивилизованного бизнеса, основанного на максимизации прибыли и минимизации потерь, подписать нормальное соглашение о транзите было бы просто. Посмотрим, в чем заинтересована и чем руководствуется каждая из сторон.

Качай или плати

Украинцам надо не просто получать плату за транзит, которая составляла в среднем примерно 2–3 млрд долларов в год. Их газотранспортная система, способная ежегодно доставлять из России на западные и южные направления более 160 млрд кубометров газа, требует загрузки, и объем этой загрузки прямо влияет на размер тарифа на прокачку.

Пойдет по трубам мало газа — поддержание мощной сети в работоспособном состоянии ради 10–15 млрд кубометров в год съест все доходы от транзита, и ставки придется повышать.

Сократить размер платы за транспортировку можно только в том случае, если ежегодный объем прокачанного газа составит 40–60 млрд кубометров.

И еще — содержание и обслуживание системы с заменой старых труб и компрессоров предполагает опору на более или менее длительный контракт на транзит. Эти две величины (гарантированный объем прокачки и срок контракта) и являются для Киева главными предметами переговоров с «Газпромом». Никакой политикой здесь и не пахнет.

Акция протеста у офиса «Нафтогаза» в Киеве в 2018 году после повышения тарифов на газ. Фото: EPA

Кроме этого украинцы ожидают, что «Газпром» выполнит взятые им на себя еще в 2009 году обязательства безоговорочно следовать решению Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма в урегулировании споров и выплатит причитающиеся «Нафтогазу Украины» деньги — примерно 2,6 млрд долларов.

Узнав о вердикте арбитров, «Газпром» заложил требуемую сумму в свой бюджет, однако выплатить ее не может без разрешения Кремля, а там настаивают на «нулевом» варианте, то есть на прощении этого долга без каких-либо переговоров о контракте на транзит. Пока же пени на эту сумму уже довели ее почти до трех миллиардов долларов, и украинцы стали грозить арестом газпромовского имущества за границей, чтобы возместить хотя бы часть законно причитающихся им денег.

Нежелание платить стало основным препятствием для каких-либо договоренностей о транзите, хотя разногласия сохраняются и в подходе к названным выше интересам украинской стороны. Обещания российских переговорщиков снизить цену газа для Украины чуть ли не на 25% в случае отказа от получения присужденной суммы не вызывают интереса в Киеве:

цены на газ, который украинцы покупают у европейских трейдеров, устойчиво низки.

«Потоков» не хватит

В «Газпроме» предполагают, что в обозримой перспективе — через два года или даже пять лет, по некоторым прогнозам, — украинский транзит больше не будет нужен российским поставкам в западном направлении, и поэтому не готовы подписывать долгосрочный контракт. За этот срок европейские потребители, по расчетам «Газпрома», должны будут переключиться с украинского маршрута на четыре нитки «Северных потоков» на Балтике и на «Турецкий поток» на южном направлении.

Более того, в 2016 году российский газовый гигант объявил о плане вывода из эксплуатации практически всех трубопроводов, ведущих к украинской границе, и приступил к осуществлению этого плана. По словам руководителя «Газпрома» Алексея Миллера, к 2020 году будет ликвидировано 4300 километров труб в этом газотранспортном коридоре, а к 2030 году — 10 700 километров, а также десятки компрессорных станций.

По этому плану украинский транзитный маршрут будет получать из России всего 10–15 млрд кубометров в год, что никак не оправдывает расходы Киева на содержание газотранспортной сети.

У украинцев два выхода: либо значительно повысить тариф на прокачку, либо вообще поставить крест на транспортировке российского газа.

А это, в свою очередь, чревато неприятностями для «Газпрома», который не может обеспечить гибкость поставок без обращения к украинским подземным хранилищам газа. Только они могут оперативно реагировать на сезонные и даже суточные колебания спроса у европейских потребителей. «Потоки» с их постоянно поддерживаемым давлением в трубах на такую гибкость не рассчитаны.

Не в пользу планов «Газпрома» складываются и его отношения с регуляторами энергетического рынка в Евросоюзе. Они не разрешают использовать на полную мощность германские газопроводы OPAL и EUGAL, рассчитанные на прием газа из «Северного потока — 1» и «Северного потока — 2», поскольку монопольное положение российского поставщика в этой транспортной схеме нарушает нормы ЕС. В результате может получиться так, что «Газпром» будет не в состоянии загружать оба потока на 100%, и на долю украинского маршрута придется больше газа, чем рассчитывают в Москве. «Газпрому» придется тогда притормозить ликвидацию старых трубопроводов и искать соглашения с Киевом по дополнительным объемам прокачки.

С чистого листа

Обход газопровода в западной части Украины. Фото: EPA

Украинцы, между тем, устранили последнюю формальную преграду на пути нового транзитного контракта. С 1 января владеть и управлять их газотранспортной сетью начнет самостоятельный оператор, который не будет зависеть от «Нафтогаза» (что соответствует антимонопольным нормам Евросоюза). С этим оператором и предстоит договариваться газпромовцам. Так что заявления московских чиновников о том, что можно было бы продлить срок контракта за пределы 2019 года, не имеют смысла, поскольку 1 января 2020 года одна из сторон старого контракта — компания «Нафтогаз Украины» — уже не будет владельцем и оператором сети. Вести переговоры теперь надо с новым хозяйствующим субъектом.

Не считая отказа Москвы от выплаты присужденной арбитрами суммы, переговоры по-прежнему упираются в разные представления сторон о сроках контракта и о гарантированных объемах прокачки. Можно предположить, что договоренности не удастся достичь к моменту истечения старого соглашения между «Газпромом» и «Нафтогазом».

В этом случае возможен, например, вариант, опробованный ранее при поставках газа в Армению без транзитного контракта с Грузией: «аренда» (booking) определенных мощностей газотранспортной сети Украины на прокачку определенных объемов газа в определенных временных рамках. Пока поставки на Запад будут идти в такой организационной форме, «Газпром» и новый украинский оператор смогут, хотелось бы надеяться, пойти на взаимные уступки и выработать решение транзитной проблемы, которое устраивало бы и обе компании, и европейских регуляторов рынка.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera