В Красноярском крае прорвало дамбу на реке Сейбе. Погибло 15 человек. И дальше выяснилось удивительное: дамба была построена без разрешения. Более того, власти якобы даже не знали о ее существовании!
«При возведении должна быть получена санкция на использование водного объекта, чего в данном случае сделано не было. Далее готовится проект, по которому сооружается дамба, и этого тоже сделано не было. Поэтому соответствующие надзорные службы не имели представления о том, что в этом месте произведены такие гидротехнические работы», — объяснил глава правительства Красноярского края г-н Лапшин.
Что? Вы это серьезно?!
Дамба, даже самодельная — это все-таки не шалаш в лесу. Это кубометры и кубометры стройматериалов. Это самосвалы. Это дорога для самосвалов. Все окрестное население знало, что есть дамба. Более того, этих дамб было несколько! И прорывало их неоднократно, потому что строили их для золотодобычи числом поболее, ценою подешевле. Все экологи красноярские знали, что дамбы есть, потому что река Сейба цветом и консистенцией из-за них cтала напоминать опроставшуюся выгребную яму. Из космоса дамбу было видно!
А вот Ростехнадзор не знал, потому что строители не обращались к нему за разрешением. Согласитесь, это прекрасно.
Наше государство лупит людей, сажает за твиты и контролирует каждый вздох и каждый чих. Но вот только время от времени на его территории возникают бесхозные дамбы.
Что еще, интересно, в этой вставшей с колен вертикали можно построить без разрешения? Металлургический завод? Космодром? НПЗ? Ядерную электростанцию?
Но я, собственно, не об этом.
Сразу после катастрофы власти о наличии дамбы вдруг узнали, и СК тут же с торжеством сообщил, что в офисе компании «Сибзолото», которой и принадлежала эта несуществующая по документам дамба, уже идут обыски.
Вас ничего не смущает в этой новости? Как же, — скажете вы, — наконец-то власть узнала о нелегальной деятельности «Сибзолота» и наложила на него свою суровую, но справедливую руку. Лучше поздно, чем никогда.
Тогда я поставлю вопрос иначе: а что, если бы подобная история случилась, например, в США?
Точный аналог подобрать будет, конечно, трудно, потому что прецедентов многолетней эксплуатации построенного из птичьего дерьма каскада дамб, загаживающих все вокруг, в США — в отличие от нашей упорядоченной и целиком поднадзорной страны — нет.
Но случаев, когда в результате технических огрехов компании страдают люди, — сколько угодно.
Вот, например, в прошлом году в Массачусетсе в трех городках в 40 (!) домах взорвался газ. Причина — местная Columbia Gas of Massachusetts повысила давление в трубе. 1 человек погиб, 30 тысяч эвакуировали. В России в офисе Columbia Gas давно бы уже копошились следователи. Здесь, однако, никаких следователей нет. Зато совокупная стоимость исков, которые, вероятно, придется выплатить Columbia Gas — свыше 1 млрд долларов.
Возьмем новость из нашей жизни. 2 октября следователи СК предъявили обвинение Денису Евдокимову, командиру «Сухого Суперджет», который разбился в мае в Шереметьево.
Напомню, что Евдокимов — это пилот, в самолет которого попала молния, что отключило автоматическую систему управления самолетом и перевело его в режим direct mode. Это совершенно нормальный режим управления самолетом, при котором до изобретения автоматики летало предыдущее поколение летчиков.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Судя по его дальнейшим действиям, Евдокимов просто не умел управлять самолетом сам. Когда ему пришлось взять управление на себя, он впал в состояние шока. Он быстренько развернулся и посадил самолет с полными баками, а поскольку, как уже сказано, управлять самолетом в режиме direct mode он не умел, то садился с превышением скорости и посереди полосы. Шлепнулся, отскочил — вместо того, чтобы уйти на второй круг, сел любой ценой. Стойки шасси пробили топливные баки, самолет загорелся, 41 человек погиб, Евдокимов выкинулся из окна по веревке.
Вы скажете — ну вот все же правильно, человек виноват, пусть сидит.
Вопрос: а как в таком случае обстоит дело в США?
Очень просто. В США вместо того, чтобы посадить пилота, влепят коллективный иск. И не к пилоту. А к компании. В нашем случае — к компании «Аэрофлот», которая или никогда не учила этого пилота управлять самолетом в режиме direct mode, или — допустила его, неготового, к полетам.
Вот — типичный иск. Семья погибшего второго пилота подает иск к компании Southern Air Transport. Смысл иска. Southern Air Transport, маленькая компания с 4 самолетами, которая вдруг купила еще 8 и наняла новых пилотов, одним из которых был покойник. В спешке его забыли обучить всему, чему надо. В частности, ему забыли рассказать о существовании некоего контрольного блока, который, когда самолет стоит на земле, держит поднятыми закрылки самолета, чтобы легче грузить груз. Как-то этот блок занесли в кабину, и во время полета он забился под джойстик, мешая управлять самолетом. Результат — самолет разбился. За то, что блок не был внесен в чек-лист и пилот о нем не знал — 10 млн долларов.
Вот другой случай. Компенсация — 2,850 млн долларов. Ответчик: Federal Aviation Administration. Суть — маленький частный самолет (пилот и его мать) погибли из-за ветреной погоды. Причина иска: авиадиспетчеры FAA не снабдили пилота своевременно информацией о погоде.
Никого, заметим, не сажали. Иски — гражданские.
И, несмотря на то, что никого не сажали, в США что с полетами, что с дамбами — не в пример лучше, чем у нас.
А вот наш свежий пример. 8 октября в якутском СИЗО покончил с собой бывший начальник рудника «Мир» Алексей Бурксер. 7 октября его взяли под стражу, на следующий день он и повесился.
Арестовали Бурксера из-за аварии, которая случилась два года назад. На «Мире» бурили скважину, ее затопило водой, под землей был 151 шахтер, 8 погибли. Судя по всему, ситуация была аварийная и бурить скважину было нельзя. Но очень хотелось.
Возникает, однако, вопрос: а кто у нас был глава «Алросы», когда случилась авария? Ответ: Сергей Иванов-младший, сын экс-главы АП Сергея Иванова, брат знаменитого Александра Иванова, который, если помните, задавил на пешеходном переходе 69-летнюю Светлану Беризде. А что, Сергей Иванов не знал, в каких условиях и как в компании бурят скважины? А если знал, то, согласитесь, его вина как минимум равна вине Бурксера.
Но, конечно, главный вопрос совсем другой: а следовало ли вообще кого-то в этом случае сажать? Или правильнее было бы, если бы семьи восьми погибших рабочих влепили «Алросе» иск как минимум по 10 млн долларов за человека? Я полагаю, что такой иск заставил бы Сергея Иванова и компанию внимательнее относиться к правилам безопасности.
В США травмы, катастрофы, аварии на производстве кончаются многомиллионными исками, существенными для компании. У нас дело ограничивается стрелочником, который вешается в СИЗО, и куда более дешевой взяткой, чем сумма компенсации пострадавшим.
Каждый раз, при каждой катастрофе, мы видим одно и тоже. Когда все сгорело и утонуло — появляется СК и доблестно рапортует об аресте виновника.
В известном случае с «Булгарией», например, посадили мать-одиночку, жившую в хрущевке с двумя детьми, потому что «Булгария» была на нее оформлена. Настоящий владелец был, конечно, другой. Можем себе представить, сколько ему стоило откупиться.
СК сажает и сажает. А самолеты все падают, и дамбы все рушатся, и «Булгарии» все тонут. Когда перестанут?
Ровно тогда, когда компании будут отвечать рублем. Но не перед теми, кто решает, сажать или не сажать. Деньги должны получать не следователи, а пострадавшие — миллионов по 10 долларов за каждого покойника.
Будем реалистами. Мы же понимаем, что после обысков в «Сибзолоте» сядет не его хозяин Алексей Гурьянов. И все эти обыски — не для того, чтобы предотвратить очередную катастрофу, а чтобы потрясти коммерсанта.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68