ИнтервьюКультура

Театр ощущений

«Я решила, что сделаю, и все тут»

Этот материал вышел в № 115 от 14 октября 2019
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 115 от 14 октября 2019

23:05, 13 октября 2019

6

23:05, 13 октября 2019

6

«Это сильнее меня» Элины Куликовой

«Я точно отношусь к непрофессионалам», — говорит 22-летний театральный режиссер Элина Куликова, создатель платформы сенситивного искусства Sensitive Studio. «Непрофессионализм» не мешает ей работать в постдраматическом театре. Первокурсница ВШЭ Ксюша Абросимова выясняет, что все это значит, зачем молодежь идет в режиссуру и как живет современный театр за пределами официальных площадок.

— Как и почему у тебя появилась мысль о режиссерской карьере?

— В детстве я брала у сестры журналы: в них были красивые фото с красивыми людьми. Я садилась в пустой комнате и смотрела на картинки, воображая, как люди общаются, двигаются, по каким законам они существуют. Это больше похоже на кино. А выбор театра обусловлен тем, что больше всего в мире я ценю человеческую энергию — самую разную, получаемую из разных источников, а в мощнейшем своем эквиваленте она рождается от человеческого присутствия.

— На твоем счету уже есть несколько серьезных проектов и запуск собственного продакшна. Как **это получилось всего за год? **

— Я занималась театром с детства, но, поступая в университет, поняла, что не хочу учиться в российском театральном вузе. Я поступила на факультет свободных искусств и три года не занималась театром профессионально. Год назад я поняла, что больше не могу: хочу начать что-то делать — и всё, поставила свой первый спектакль. Этому сильно способствовал интерес взрослых состоявшихся профессионалов к молодым авторам. Ещё, конечно, необходимы коммуникабельность, любовь к людям, желание общаться, работать в команде, обмениваться опытом. И смелость: я решила, что сделаю, и всё тут.

— Что такое сенситивный театр?

— Сенситивное искусство существует давно, но я не встречала художников, работающих исключительно в этой эстетике. Главное — нетипичные инструменты создания спектакля. Традиционно воздействие на зрителя достигается за счет актерской игры, текста, музыки. В сенситивном спектакле они,  конечно, могут присутствовать, но акцент ставится на запах, вкус, температуру, тактильность. Физиологические ощущения — не дополнение действия, а его смыслообразующая основа. Они влияют на память и воображение, становясь полноценными средствами художественной выразительности.

Текст может оставить человека равнодушным: рычаги эмоционального воздействия индивидуальны. Но с физиологией все иначе: когда пространство смердит, невозможно не среагировать на это, не получить впечатление. Сенситивный театр — уникальный опыт переживания «здесь и сейчас», который нельзя задокументировать. Эта идея соотносится с идеей перформанса в целом: эстетический и чувственный опыт, получаемый всеми зрителями одновременно в одном пространстве.

— Твои проекты относятся к новому — постдраматическому — театру, где главенствует не текст, а действие. Это новый виток развития театра или единственный способ существовать на сцене сегодня?

— Раньше постдраматический театр казался мне пароходом современности, с которого нужно скинуть деятелей традиционных форматов. Сейчас я понимаю, что возможность сходить на «Чайку» с историческими костюмами, «Лебединое озеро» с дорогим шампанским в антракте, «Кошкин дом» с актерами-подростками — это замечательно. Искусство должно давать выбор. Некоторые работники государственных площадок считают, что независимые и экспериментальные театры занимаются ерундой, и наоборот. На мой взгляд, все может сосуществовать гармонично и органично, без претензии на единственно возможную форму искусства.

Сейчас ты мн ого занимаешься инсталляциями. Для тебя есть грань между разными видами искусства, с которыми ты работаешь, или постоянный синтез — тоже элемент концепции?

— Мне не нравится делить искусство на жанры, думаю, в 2019 году эта модель уже не работает. Грани между спектаклем и инсталляционным проектом трудноразличимы. Интересно делать как раз синтетические вещи, не сводимые к одному знаменателю. Когда нужно объяснить людям, чем ты занимаешься, применяешь понятийный аппарат, называешь форму. Но когда я создаю произведение, для себя я этого не делаю.

— Не возникало ли у тебя желания перейти к более традиционным и востребованным среди широкой публики форматам?

— Начав заниматься сенситивным театром, я столкнулась с колоссальным интересом к нему. Есть запрос зрителя на театр чувственного опыта и желание культурных институций сотрудничать — это не может не радовать, к традиционным формам пока переходить не хочу.

—  Должно ли современное искусство быть сложным?

Я считаю, что оно должно быть разным, в том числе сложным. Оно может быть понятным, политическим, иммерсивным, интеллектуальным — мы любим разное и мы о разном. Должно ли искусство отражать современность — другой вопрос. Но ты его не задала, поэтому и отвечать не буду.

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#театр #параллели

важно

4 часа назад

Казахстанский диджей Imanbek выиграл премию «Грэмми»

Slide 1 of 1
Slide 2 of 2
Slide 1 of 1

выпуск

№ 27 от 15 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 27 от 15 марта 2021
  • № 26 от 12 марта 2021
    № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • № 22 от 1 марта 2021
    № 22 от 1 марта 2021
  • № 21 от 26 февраля 2021
    № 21 от 26 февраля 2021
  • № 20 от 24 февраля 2021
    № 20 от 24 февраля 2021
  • № 18-19 от 19 февраля 2021
    № 18-19 от 19 февраля 2021
  • № 17 от 17 февраля 2021
    № 17 от 17 февраля 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Колонка

Цены строгого режима В Думе хотят остановить подорожание продуктов, сажая в тюрьму покупателей

265097

2.
Сюжеты

Напряжение в Сети Слесарь-сантехник из Колпино, почти не владеющий интернетом, сам того не ведая, стал злоумышленником во Всемирной паутине

131021

3.
Сюжеты

«Есть такая Нина, которая все-таки смогла» История дагестанской женщины, пережившей обрезание в детстве и насилие в браке, которая добивается равноправия в родной республике

125450

4.
Сюжеты

«Вот когда деньги отняли, мы не выдержали» Младший медперсонал рассказывает «под запись» о внутренней кухне лучшей больницы Ленобласти. Чиновники эти факты отрицают

110708

5.
Сюжеты

Разговорчики в миру За случайный диалог на улице о Навальном и Фургале протоирея из Хабаровска арестовали на 20 суток. РПЦ не против

110399

6.
Комментарий

Любовь втроем: мы с товарищем майором и Антон Красовский Заявление в Следственный комитет

104801

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
;

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera