Сюжеты

Кабинет министра

В Ивановском зале Российской государственной библиотеки открылась выставка «Время собирать. Князь Юсупов и его библиотека»

Фото: Мария Говтвань / РГБ

Этот материал вышел в № 109 от 30 сентября 2019
ЧитатьЧитать номер
Культура

Ольга ТимофееваРедактор отдела культуры

 

Если про князя Феликса Юсупова, убийцу Распутина, слышали практически все, то про его предка Николая Борисовича знают только ценители искусств и историки, хотя именно он составил славу этого древнейшего рода. Его вклад в развитие России — ​феноменальный, список чинов и официальных должностей князя — ​от действительного тайного советника до верховного маршала трех коронаций — ​на выставке занимает четверть стены. Юсупов руководил восстановлением Москвы и Кремля после войны 1812 года, занимал пост главноначальствующего Оружейной палаты, в 1814 году открыл там первую выставку. Он основал многие художественные производства в России: фарфоровые, стеклянные и шпалерные мануфактуры.

По проекту итальянца Пьетро Гон­заги Юсупов построил Театр декораций, небывалый для своего времени: сцена предназначалась не столько для постановок, сколько для смены декораций под музыкальный аккомпанемент. Считай, был первым создателем видеошоу.

Ходишь по выставке и поражаешься, как много может сделать один человек. Чувство и духоподъемное, и печальное — ​где сегодня эти люди, умеющие смотреть далеко вперед?

Фото: Мария Говтвань / РГБ

В 1797 г. Павел I передал в ведение Юсупова Эрмитаж, в котором размещалось императорское художественное собрание. При князе провели полную инвентаризацию эрмитажных коллекций, и этой описью пользовались до середины XIX в. Он был тончайшим знатоком изящных искусств, его связи со многими знаменитыми художниками Европы помогали ему виртуозно справляться с ролью арт-агента при исполнении императорских художественных заказов Екатерины II и Павла I.

Выполняя их поручения, Юсупов пополнял и свою коллекцию. Главный предмет его интереса — ​античные произведения и живопись европейских современников.

Но более всего он прославился своей усадьбой «Архангельское» (выставка приурочена к 100-летию музея-усадьбы «Архангельское»).

Приобретя ее в 1810 году, Юсупов решил создать образцовый дворцовый ансамбль в лучших европейских традициях. В распоряжении управляющему он писал: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться… заводить, что редко, и чтобы все было лучшее, нежели у других».

В Архангельское он перевез из Петербурга и свое книжное собрание. В конце XVIII — ​начале ХIХ века библиотека была центром усадебного мира, ведь эпоха Просвещения культивировала веру в силу разума и внедряла моду на образованность. Библиотеки были впечатляющим доказательством просвещенности владельца. Юсуповская — ​из самых ценных книжных памятников эпохи.

Однако знаменитое книжное собрание Юсуповых рассеяно по разным хранилищам, где находятся многие книги — ​неизвестно. Поэтому выставка пытается соединить разъединенное — ​воссоздать некогда цельное книжное собрание и показать его важность. Она находчиво построена как двухтомник: первый этаж — ​портрет библиотеки, второй — ​портрет собирателя в книгах.

Фото: Мария Говтвань / РГБ

Елена Лебедева, Лаборатория музейного проектирования, куратор выставки:

— Эта экспозиция стала для меня апробацией ряда гипотез и идей по поводу того, какими должны быть современные выставки и музеи книги. Книга — ​сложный для показа материал. Она рассчитана на то, чтобы ее держали в руках, листали страницу за страницей. Как только книга замирает в витрине, львиная доля магии теряется. Чем ее восполнить? Чаще всего прибегают к мультимедиа. Но виртуальными изданиями никого не впечатлишь, к тому же их комфортнее изучать на экране личного гаджета, для этого необязательно идти в выставочный зал. Значит, должно быть что-то еще… Каждый музей существует в определенной точке между систематической таблицей и балаганом. По отношению к княжескому собранию балаган, естественно, неуместен, а вот театр и театральные декорации — ​вполне. Последние выполняют роль подсказки, интуитивно понятного интерфейса, который позволяет воспринимать заложенные на выставке месседжи, не читая пояснительных текстов; создают атмосферу, которая имеет самостоятельную ценность. Игра с элементами книги, вынесенными в пространство, в значительной степени способна компенсировать ограничения, возникающие при показе библиотеки.

Книги из библиотеки Юсуповых узнаются по экслибрису со львом и супер­экслибрису — ​тисненой латинской Y на переплете. У многих из них удивительной красоты форзацы — ​бумага под мрамор, «павлинье крыло», «павлиний глаз»… Главные раритеты — ​издания, существующие в единственном экземпляре. Это «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо в одном варианте с акварелями крепостных князя, в другом — ​с иллюстрациями французских художников.

Надежда Дозорова, музей-усадьба «Архангельское», координатор и эксперт проекта:

— Подготовка выставки стала катализатором исследовательской работы по библиотеке Юсупова. Например, когда подбирали книги для раздела «Юсупов и о Юсупове» (в нем выставлены подаренные князю книги и издания с его пометами), разобрали многие записи, сделанные рукой князя. Задача непростая, поскольку почерк у Николая Борисовича неразборчивый, писал он чаще всего на французском и русском, но иногда на греческом, латинском и английском языках. В итоге одни книги добавили в экспозицию, например, «Сочинения» Гесиода, другие, как рукописный «Медицинский справочник», отклонили, поскольку выяснилось, что пометы сделаны кем-то другим.

Фото: Мария Говтвань / РГБ

Среди собственноручных помет князя и дарственных надписей, в которые так увлекательно всматриваться, есть смешные: «Люблю князя Юсупова завитого, но не люблю в папильотках».

Впечатляет раздел о путешествиях, особенно европейское турне 1781–1782 годов, в котором блестяще образованный, известный при европейских дворах Юсупов был гидом будущего императора Павла и его жены, путешествовавших под именами графа и графини Северных.

Соединяя разъединенное, выставка погружает тебя в такую значительную историю, сводит со столь блестящими людьми, окружает таким изяществом и красотой, что хочется взять нашего министра культуры за руку, привести в РГБ и сказать: вот на какое прошлое надо ориентироваться, если уж так тянет жить с повернутой назад головой.

Почему это важно

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть честной, смелой и независимой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ в России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Пять журналистов «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Ваша поддержка поможет «Новой газете».

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera