Моряки не могут покинуть борт самостоятельно: у них просто нет денег на дорогу домой. Также они выражают солидарность со своими коллегами — экипажем мурманского теплохода «Всеволод Белецкий», арестованного в Индии. В порту Халдия 9 членов экипажа находятся уже 11 месяцев, 4 месяца назад пароходство прекратило платить им зарплату. Моряки обратились к журналистам, так как работодатель на их просьбы и требования не реагирует.
В открытом письме, присланном с борта «Белецкого», сообщается, что у всех членов экипажа желудочные и кожные заболевания, аптечка пуста, воды нет, туалеты на судне не работают, равно как и кондиционеры — при жаре 35–40 градусов. Электричество подается на 3 часа в сутки. Еду моряки вынуждены просить на соседних судах как подаяние, либо покупать на деньги, которые присылают родственники.
Обращение в прокуратуру и МИД РФ, по словам членов экипажа, проблему не решило: «Дела наши с каждым днем все хуже и хуже, каждую неделю нам говорят: «На следующей неделе».
Также члены экипажа сообщают, что в аналогичном положении находятся в разных уголках мира от 5 до 7 судов Мурманского морского пароходства и, соответственно, около сотни российских моряков.
При этом ровно год назад с борта теплохода «Всеволод Белецкий» уже приходил сигнал бедствия, моряки писали о полном отсутствии топлива, воды, средств гигиены и денег.
«Новая» тогда рассказывала о бедственном положении мурманских моряков — работников некогда градообразующего предприятия. Еще год назад в трудовой инспекции на рассмотрении было полсотни заявлений от его сотрудников — о невыплате зарплаты. Тогда нам не удалось добыть комментарий у представителей пароходства, зато после выхода публикации мы получили от него требование опровержения.
В гневном письме нас заверяли, что предприятием «осуществляются все необходимые мероприятия, связанные со снабжением судов, репатриацией экипажей и продолжением нормального функционирования флота». Особо авторы письма останавливались на положении моряков на «Белецком»: «Работодатель ведет постоянную связь с экипажем, обеспечивает смену персонала, направляет своих работников береговых служб в командировки, принимает исчерпывающие меры для возвращения судна на родину».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Видимо, «исчерпывающих мер» оказалось недостаточно. А может, руководство и владельцы предприятия просто переключились на более актуальные для себя проблемы. Тогдашний гендиректор ММП Александр Брынцев, чья подпись стоит под гневным письмом в редакцию «Новой», покинул пост и осужден по уголовному делу о невыплате зарплаты морякам.
За почти 3 миллиона невыплаченного жалованья Брынцев оштрафован всего на 200 тысяч рублей.
Его преемник Алексей Глазунов, возглавивший пароходство в феврале нынешнего года, 3 сентября в Мурманске задержан и помещен под стражу в рамках расследования уголовного дела о сокрытии денег от налоговых органов и невыплате зарплаты. С сентября должность генерального директора занимает Андрей Киселев.
Учредитель ММП Николай Куликов с 20 сентября находится под домашним арестом, ему вменяют злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. По версии следствия, из оборота предприятия за 5 лет незаконно выведено полмиллиарда рублей. Дома у Куликова при обыске нашли 11 картин Рериха, в том числе «Поморяне. Вечер», которая еще недавно значилась на сайте пароходства как принадлежащее предприятию имущество, планируемое к продаже, а также пейзаж Айвазовского «У берега Капри».
Куликов, по данным «СПАРК-Интерфакс», владеет 30% акций пароходства, еще 57,66% принадлежат его ООО «Арктические технологии». Незначительные доли акций — у осужденного Брынцева и АО «Трест «Мурманскморстрой».
Дело о банкротстве пароходства рассматривается в Арбитражном суде Мурманской области, заявителями выступают два десятка кредиторов. При этом имущество предприятия постепенно уменьшается. На аукционах проданы теплоход «Поморье», сухогруз «Кузьма Минин», танкер «Варзуга», судно «Иван Лопатин», балкеры «Виктор Ткачев» и «Петр Великий». Большая часть из этого списка год назад фигурировала в расследовании «Новой газеты» о застрявших за границей судах мурманского пароходства.
Некогда ведущая судоходная компания Северо-Запада России, оперирующая судами усиленного ледового класса, пережила дефолты и падения курса рубля. ММП десятилетиями обеспечивало основную долю грузоперевозок под российским флагом в российском секторе Арктики. Занималось перевалкой нефти, геологоразведкой, выполняло до 80% грузоперевозок на трассах Северного морского пути. Основанное в 1939 году пароходство выстояло во время войны и не потерялось в 90-е. Тогда, 25–30 лет назад, работа в нем была едва ли ни единственной возможностью стабильно высокого заработка для мурманских мужчин и гарантией благосостояния их семей.
Теперь семьи моряков сами вынуждены посылать им крохи на еду — те, чьи счета еще не арестованы приставами за неуплату процентов по ипотеке или долги по квартплате.
На сайте ММП сейчас работает лишь одна страница — с поздравлением директора Киселева по случаю 80-летия компании. Директор желает подчиненным «семи футов под килем и благополучного возвращения домой». То, что это пожелание будет подкреплено реальными действиями, сомнительно. Счета компании, по данным профсоюза моряков, заблокированы, а значит, платить зарплату и покупать билеты домой попавшим в заложники экипажам не на что.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68