Новейшая история России вывела на публичную авансцену тех, кто прежде был застегнут на все пуговицы. Профессиональные дипломаты разного уровня и достоинства стали героями массовой культуры. Мария Захарова почти так же легендарна, как Чапаев. Дмитрия Пескова неизменно разбирают на цитаты, как некогда его коллегу Александра Грибоедова. Выпускница МГИМО Ксения Собчак и вовсе превратила свою жизнь в бесконечное реалити-шоу с последующей монетизацией каждого слова, жеста, вздоха, мужа.
Такое стремительное переосмысление амплуа элитных специалистов вызывает одновременно интерес и удивление. На днях зрители получили возможность удовлетворить оба этих чувства. Первый канал на открытие телесезона показал сериал «Дипломат», повествующий о жизни небожителей непосредственно в МИДе на Смоленке и окрестностях.
Сразу оговорюсь: масштабное, в шестнадцать серий, полотно режиссера Юрия Кузьменко далеко не шедевр. Фильм страдает многими родовыми недостатками жанра: скромная палитра сюжетных ходов; небрежность сценария; обилие проходных, плохо прописанных персонажей. Особенно не получилось то, что не получается никогда, то есть соединение актуальной сатиры и гротеска с тоскливой мелодрамой. Что, впрочем, не отменяет главного:
фильм (смешной, а местами и очень смешной) проливает свет на тонкие нюансы, назовем это так, российской внешней политики, оттягощенной титанической борьбой с внешним миром.
Главный герой, потомственный дипломат (они тут все потомственные, других не держат) Лучников, начальник отдела спецпроектов, — неуемный бабник. К концу сериала и он, и зрители, окончательно запутаются в его любовницах. С одними он спит по велению сердца, с другими — по велению долга. Последнее обстоятельство, похоже, составляет часть дипломатического этикета. Не ублажишь мадам Вандербилт из Нидерландов — не подпишешь вожделенный контракт.
Содержание мидовских переговоров с целью подписания этих самых контрактов поражает воображение не меньше, чем похождения 50-летнего внешнеполитического плейбоя. У Нидерландов Россия закупает семенной картофель и репу. Президенту африканской страны неутомимый отдел спецпроектов впаривает реагенты от гололедицы. Когда судьба забрасывает Лучникова консулом в Арктику, он и здесь демонстрирует чудеса эффективности. Первым делом втюхивает норвежскому коллеге кота под видом уникального сибирского песца. Пока консул скрепляет государственной печатью вердикт относительно подлинности животного, «песец» принимается отчаянно мяукать.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Однако главной своей миссией в Арктике консул считает прославление отечественной культуры. С этой целью он вынашивает (в свободное от дам и котов, косящих под песцов, время) проект монумента Плисецкой. На его фоне Церетели выглядит жалким автором мелких форм. 100-метровый памятник, выполненный из уральских самоцветов, устанавливается на подсвеченном постаменте. И пока Плисецкая на одной ноге вращается среди вечной мерзлоты, тлетворный Запад посыпает голову пеплом от величия замысла.
Весь сериал МИД бурлит в кипящем бездействии. Внутренняя политика заведения так же плодотворна, как и внешняя. Здешнее население в основном состоит из родственников и друзей.
Если твой папа дружит «сами знаете с кем», то его дочку непременно возьмут на работу, невзирая на то, что она заикается до обмороков.
Этот синдром семейственности авторы фильма не без остроумия обыгрывают с помощью кастинга. В ролях — целых три представителя актерской династии Лазаревых (сын Александр, дочь Полина, мама Светлана Немоляева), Павел Табаков, Софья Евстигнеева, Алика Смехова, Александр Домогаров-младший.
Переход от искусства к жизни чреват прозрениями. Припав к истокам дипломатии посредством сериала, начинаешь лучше понимать, как и кем вершится волшебная внешняя политика, превратившая за короткий срок страну в крепость, окруженную врагами. Можно уже не вздрагивать всякий раз, наблюдая за манерами и речами в высоких международных инстанциях Небензи или, того хуже, Сафронкова с его бессмертной репликой британскому представителю: «В глаза мне смотри». Становится более понятным медийный образ Марии Захаровой. Начинаешь поддерживать Чубайса, который предложил поменять местами Захарову и Бузову. Анатолий Борисович прав: обе сочиняют, поют, танцуют, только Ольга намного популярней, у нее миллионы фанатов. Предложение перспективное, но преждевременное. Как заметил по другому поводу другой карьерный дипломат, Дмитрий Песков, сейчас «темпы падения стабилизировались».
Сказано на все времена. Стабилизированные темпы падения — суть внутренней и внешней политики державы. Ее мощный дипломатический корпус, который зрители увидели изнутри благодаря сериалу «Дипломат», готов вечно поддерживать данный статус-кво.
У меня остался один вопрос: МИД не собирается вручить ноту протеста продюсеру фильма Константину Эрнсту?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68