КомментарийПолитика

Выборы, на которые я бы пошел

Как нам организовать «аналоговое голосование»

Этот материал вышел в номере № 102 от 13 сентября 2019
Читать

Когда-нибудь в прекрасной России будущего избирательный процесс придется серьезно пересматривать. Как это сделать, можно подумать уже сейчас, не откладывая решение на последний момент. Предлагаемая реформа основана на нескольких главных принципах. Количество напечатанных бюллетеней должно быть строго ограничено количеством избирателей. Бюллетени должны быть пронумерованы и защищены от подделок так же, как денежные купюры. Подсчет голосов должен вестись только на низовых избирательных участках и немедленно публиковаться в интернете на сайте участка и дублироваться на сайте ЦИК.

На самом деле речь пойдет не о выборах вообще, а о заключительной их части — голосовании. Тайное голосование всегда давало возможность недобросовестным властям фальсифицировать итоги выборов. Все делается втайне, кто как голосовал неизвестно, цифры можно взять с потолка или нарисовать по желанию вышестоящего начальства.

С другой стороны, отказ от тайного голосования чреват непониманием и массовым недовольством избирателей. Страх неизбежных репрессий за открыто выраженную политическую позицию никуда не выветрился из нашего общества. Да и с чего бы ему выветриться?

Между тем есть простой способ поставить железный заслон на пути фальсификаций. Для этого надо прежде всего изменить формат избирательных бюллетеней. Сам бюллетень должен представлять собой два совершенно одинаковых сброшюрованных листа — вроде маленькой книжицы из двух страниц. Листы сделаны, как под копирку, — полные копии. На каждой фамилии кандидатов (или названия партий) и клеточки против них. На каждой — уникальный номер бюллетеня. Разница между первой и второй страничкой лишь в том, что на верхней страничке номер бюллетеня напечатан не на лицевой стороне, а на оборотной. Номер никто не может увидеть, пока листочки сброшюрованы.

Избиратель приходит на свой участок, выбирает наугад один из стопки таких бюллетеней и идет к секретарю комиссии, который впечатывает на верхней странице бюллетеня в отведенном для этого месте фамилию избирателя. Номер бюллетеня он не видит, так как он напечатан на оборотной стороне. Избиратель идет в кабинку, одним нажатием перфоратора пробивает на обеих страничках ту клеточку, которая ему по душе, затем отрывает одну страничку от другой и нижнюю бросает в урну для голосования.

У избирателя на руках остается первая (верхняя) страничка с таким же номером, как на нижней, с таким же выбором кандидата или партии, но вдобавок к этому с фамилией самого избирателя. Он забирает эту страничку домой и с нетерпением ждет вечера, когда закончится голосование и на сайте его избирательного участка появится список «проголосовавших» номеров с указанием напротив каждого номера за кого именно отдан голос. Избиратель знает номер своего бюллетеня (а больше этого не знает никто) и видит, как учтен его голос на прошедших выборах. Если он учтен неправильно, обманутый избиратель сразу это увидит, после чего может идти в прокуратуру и подавать на избирательную комиссию заявление о совершенном преступлении. У него на руках есть доказательство того, как он голосовал, — первая страничка его избирательного бюллетеня.

После окончания голосования на каждом избирательном участке неиспользованные бюллетени публично «вскрываются», и их номера заносятся в общую сводку результатов. В избирательный участок должно поступать столько бюллетеней, сколько на этом участке зарегистрировано избирателей. Ни одним бюллетенем больше. Проголосовать можно только на своем участке. Никаких открепительных талонов и предварительных голосований! Кого волнует политическое будущее страны, должен выполнить свой гражданский долг в день голосования.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Поступившие на избирательный участок бюллетени должны иметь последовательную нумерацию. Допустим, если на участке зарегистрировано 400 избирателей, то номера бюллетеней должны быть от 1…200 до 1…600. Общее количество напечатанных и пронумерованных бюллетеней должно соответствовать общему количеству зарегистрированных в стране избирателей.

Данные о количестве избирателей на каждом участке и списки избирателей должны быть общедоступны и вывешены до начала голосования на сайте участковой комиссии. Да и на самом участке тоже. Там же должен быть указан диапазон номеров бюллетеней этого участка.

Положительным результатом такой системы станет переход эффективного контроля за выборами на самый низовой уровень — на избирательные участки. Следить за своим голосом и контролировать выборы сможет каждый избиратель. На федеральных выборах исчезнет надобность в окружных, территориальных и региональных избирательных комиссиях, в которых разжиревшие на государственных харчах чиновники тратят в неимоверном количестве бюджетные деньги и искажают результаты голосования.

Суммировать опубликованные в интернете данные со всех избирательных участков можно будет в считаные минуты после их публикации. А сам подсчет результатов (сканирование бюллетеней) займет на каждом избирательном участке вряд ли больше нескольких часов. Подсчет голосов должен проходить при обязательном участии аккредитованных наблюдателей и журналистов, а также свободном наблюдении любого проголосовавшего здесь избирателя. Уже к полуночи ЦИК сможет вывесить у себя на сайте полные результаты голосования по всей стране, и каждый избиратель сможет найти там свой номер и еще раз убедиться, что его голос посчитан правильно.

Исчезнет возможность фальсификаций на стадии обработки бюллетеней и составления сводных ведомостей. Общественные организации, независимые наблюдатели и просто любой гражданин смогут при желании сами проверить окончательный результат, суммировав данные со всех избирательных участков.

Система очень простая, экономичная и эффективная.

Отсеиваются бездельники, жирующие на многоступенчатой системе подсчета голосов. Выборы максимально приближаются к избирателям. Они не только голосуют, но и контролируют результаты голосования.

На такие выборы я бы с удовольствием пошел. Возможно, лазейки для фальсификаторов все же останутся, но делать это будет трудно, рискованно и неэффективно.

От редакции
«Новая» приглашает экспертов в области электорального права и активистов движения наблюдателей к дискуссии по мотивам идей Александра Подрабинека. Можно ли улучшить существующую систему голосования и подсчета голосов, чтобы избавиться от врожденных пороков российских выборов? Как можно это организовать?

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow