Во Владивостоке завершилась основная часть программы 5-го Восточного экономического форума. Первой крупной новостью с ВЭФ стал маркетинговый ляп: вместо моста на остров Русский Минпромторг по ошибке напечатал на официальном буклете и всей сувенирной продукции изображение вантового моста в Бангкоке.
С мостами на Дальнем Востоке проблема не только на рекламных листовках, но и в реальной жизни. В 2014 году железнодорожный мост через реку Амур должен был стать эмблемой нового «поворота на Восток». Китайцы быстро построили свою половину, а вот российская часть моста, причем гораздо более короткая, превратилась в долгострой.
«Символ нашего сотрудничества — это мост Нижнеленинское–Тунцзян. Вернее, его китайская половина», — так китайские чиновники пять лет назад реагировали на предложения российской стороны о новых проектах, вспоминал замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков.
Сейчас, уверяют российские власти, ситуация кардинально изменилась. За пять лет инвесторы вложили в экономику Дальнего Востока 612 млрд рублей, рассказал президент. Строятся мосты и трассы в Китай, открываются совместные предприятия, в регион приезжают все больше азиатских туристов. Товарооборот с Китаем вырос до $100 млрд и, по планам правительства, должен удвоиться к 2024 году.
Однако на деле инвестировать в проблемный российский регион иностранные инвесторы не торопятся: здесь по-прежнему нет ни дорог, ни людей. Проблемы с инфраструктурой, плохая демография и бедность населения делают Дальний Восток малопривлекательным для иностранных фирм. Требуется хорошее воображение, чтобы представить себе отчаянные попытки высокотехнологичных предприятий из Японии и Южной Кореи завоевать такой «экспортный рынок».
Социальная сфера Дальнего Востока тоже производит довольно депрессивное впечатление. Некоторые пункты из отчета вице-премьера Юрия Трутнева о достижениях правительства за 2018–2019 годы говорят сами за себя:
проведен ремонт двух (!) объектов ЖКХ, приобретено 9 комплектов мобильных кочевых домов для оленеводческих бригад Чукотки…
Несмотря на традиционные отчеты о «рекордном количестве сделок», по-настоящему крупных контрактов на ВЭФ заключено не было. Это нормально, считает китаист Михаил Коростиков: невозможно каждый форум объявлять о мегапроектах, тем более что российский рынок сейчас находится не в лучшем состоянии.
ВЭФ изначально задумывался в качестве политической витрины, куда приезжает российский президент и за компанию берет с собой крупных предпринимателей. Иностранные гости отдыхают, гуляют по набережной, заходят в бары и едят шашлык из гребешков. В этом смысле ВЭФ мало отличается от других мероприятий с похожими аббревиатурами (ПМЭФ, МЭФ, до недавнего времени — КЭФ).
«Бизнесмены не принимают решений об инвестировании на основании экономических форумов, они выбирают проекты примерно как бытовую технику в интернет-магазинах: сравнивая в табличном формате характеристики товара и читая отзывы на них», — уверен Коростиков.
Главной особенностью ВЭФ-2019 стало сжатие «китайской» повестки до нескольких небольших дискуссий. Если еще в прошлом году почетным гостем форума был председатель КНР Си Цзиньпин, то сейчас
статус китайской делегации снизился сразу на несколько ступеней.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Российско-китайское партнерство в основном обсуждалось в контексте Нового шелкового пути и транзитного потенциала Дальнего Востока как уникального транспортного коридора, соединяющего Европу и Азию.
Второй главной «китайской» темой стало сотрудничество в сфере сельского хозяйства. Китайские гости активно призывали российский бизнес заместить поставки американской сои, которая пала жертвой торговой войны с США («У вас есть большой хороший сосед, пользуйтесь этим», — упражнялся в русском языке Генеральный секретарь Китайской ассоциации развития предприятий за рубежом Хэ Чжэньвэй).
Кроме того, благодаря регулярным промоакциям с участием российского президента, «вирусным» товаром в Китае стало российское мороженое. Импорт «Коровки из Кореновки» в некоторые провинции ежегодно растет в несколько раз. Этот таинственный бренд, продукцией которого президент недавно угощал Эрдогана на авиасалоне МАКС, вовсю рекламировался на площадках ВЭФ.
Но в целом ставка в этом году была сделана на демонстрацию «многополярности» российской внешней политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда постепенно смещается эпицентр мировой экономики. Хедлайнером форума выступил президент Индии Нарендра Моди, начавший свою речь с признания в тесной дружбе с Владимиром Путиным.
Среди других высокопоставленных гостей были японский лидер Синдзо Абэ, который, по его словам, официально встречался с Путиным 27 раз и успел съесть с ним «пуд соли», премьер-министр одной из самых быстрорастущих экономик мира — Малайзии — Махатхир Мохамад и глава Монголии Халтмаагийн Баттулга («чемпион мира по самбо», удовлетворенно отметил Путин).
ВЭФ — это пиар-площадка для тех, кто плохо знает Дальний Восток. А китайцы к новичкам на российском рынке уже не относятся — на них и так приходится около 60% прямых иностранных инвестиций в регион. Поэтому такая ротация участников может иметь смысл.
«Вот индийцы, наоборот, плохо знают российский рынок. А в следующем году главным участником может стать президент Индонезии Джоко Видодо, который будет счастлив посидеть с такими людьми на одном пленарном заседании», — считает Коростиков.
Несмотря на всю торжественность форума, на втором месте по обсуждаемости в российских соцсетях (после буклетов с неправильным мостом) оказались не контракты, а «выездная приемная» Генеральной прокуратуры. Российские правоохранители организовали себе стенд на самом видном месте кампуса Дальневосточного Федерального университета, где проходил форум. Любой ценитель российского инвестиционного климата мог пообщаться с улыбчивой девушкой в прокурорской форме, предлагавшей всем заинтересованным почитать «памятку инвестора».
О знаменитом российском инвестклимате крайне резко высказался Олег Дерипаска. Бизнесмен пропустил несколько запланированных секций, но все-таки появился на форуме и пожаловался на непрофессионализм российского корпуса судей, которые выносят «неадекватные решения».
Впрочем, министр юстиции Александр Коновалов с обвинениями не согласился. По его мнению, российская судебная система за последние годы заметно похорошела, а проблема с судейскими кадрами есть и во Франции.
Неудивительно, что при таком отношении к базовым экономическим институтам дальше формальных рукопожатий под камеры привлечение иностранных инвестиций не заходит.
Экономический контракт в России считается надежным только в том случае, если при его заключении присутствовал лично Владимир Путин.
Иностранцы, знакомые с российскими бизнес-практиками, давно усвоили это нехитрое правило.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68