СюжетыОбщество

Шиес в горле

95% жителей Поморья против строительства мусорного полигона. Что ответит федеральная власть?

Шиес в горле
Фото: Татьяна Брицкая / «Новая газета»
1 сентября истек срок, данный президентом губернатору Архангельской области Игорю Орлову и столичному мэру Сергею Собянину на изучение мнения населения региона о строительстве свалки для московского мусора на станции Шиес. Никаких опросов власть за это время не провела, а референдум по проблеме Шиеса запрещен. Жители сами отправили в администрацию президента подписи против строительства полигона. Решение — за федеральным центром.

Больше года, с 26 июля 2018-го, на границе Республики Коми и Архангельской области идет строительство самого большого в Европе полигона для бытовых отходов. Отходы — московские, взамен правительство столицы обещает Поморью денег на культуру и социалку. Жители регионов противостоят проекту, не согласованному ни с ними, ни с муниципальными властями, ни с экспертами. Им отвечают избиениями, задержаниями, штрафами, арестами, уголовными делами.

Русский Север и мусорный Юг

На границе Архангельской области и Коми вот-вот начнется гражданская война из-за московских отходов. Репортаж из бунтующих поселков

Неожиданный мораторий инвестор — ООО «Технопарк» — объявил в середине лета, аккурат накануне прямой линии президента. Это можно объяснять поиском компромисса, ожиданием политической воли — чем угодно, но ключевой фактор, безусловно, деньги. Деньги, которые инвестор теряет каждый день, покуда стройплощадку блокируют активисты.

Стоимость литра дизтоплива, которое подрядчик доставляет вертолетом, — 120–150 рублей. Эшелоны взятой в лизинг техники вынужденно отправили восвояси — простой в Шиесе слишком дорог. Тем не менее сложа руки «мусорный инвестор» не сидел — около 50 га леса вырублено, а болото под ним уложено бетонными плитами, на которых возведено общежитие для строителей и охраны, ангар, хозяйственные постройки. Зона отчуждения обнесена забором, который активисты безуспешно пытались разобрать.

Строительство мусорного полигона на станции Шиес. На заднем плане слева — лагерь экоактивистов. Фото: Анна Шулятьева, специально для «Новой»
Строительство мусорного полигона на станции Шиес. На заднем плане слева — лагерь экоактивистов. Фото: Анна Шулятьева, специально для «Новой»

За это полиция составила на них протоколы — а вот на тех, кто установил забор посреди леса, — нет. Между тем по документам на месте стройплощадки все еще лес. Активисты подали запрос в Росреестр об обновлении информации о статусе земельного участка, прилегающего к станции. Правда, сомнительно, что с момента последней выгрузки — с 27 августа — он изменился. На 27 августа это все еще были земли лесного фонда. А значит, согласно Лесному кодексу, любые заборы там подлежат сносу, а вот людям, напротив, никто не вправе препятствовать свободно перемещаться по лесу, даже если его участки предоставлены кому-либо в пользование.

Между тем полиция уже пыталась потребовать от активистов покинуть территорию — пока лишь с помощью бумаг без подписи и печати, требующих свернуть палаточный городок. Следом за полицейскими с теми же требованиями являлись неизвестные, представившиеся служащими регионального министерства лесного хозяйства. Затем снова пришла полиция — делать замеры пеньков в округе. Уголовное дело по факту незаконной вырубки леса возбуждено по заявлению активистов много месяцев назад, подозреваемого до сих пор нет. Ну не может следствие выяснить, кто же срубил все деревья под стройплощадкой, часть из которых, кстати, на этой самой стройплощадке и лежит. Не придется удивляться, если изощренный ум правоприменителей в итоге объявит черными лесорубами самих экоактивистов. По крайней мере, это будет вполне соответствовать действиям полиции в Шиесе. Пока она лишь декорирует действия нанятой подрядчиком частной охранной фирмы. Работают люди в форме с шевронами «Гарант безопасности».

Сотрудники ЧОПа «Гарант безопасности». Фото: «Мы против свалки на Шиесе» / «Вконтакте»
Сотрудники ЧОПа «Гарант безопасности». Фото: «Мы против свалки на Шиесе» / «Вконтакте»

У ЧОПа, очевидно, есть карт-бланш на любое и безусловное применение физической силы.

Ни одного из охранников невозможно идентифицировать — вопреки закону о частной охранной деятельности на форменных куртках нет личных карточек, на лицах — маски-балаклавы. При этом «людей в черном» видели и со спецсредствами — резиновыми дубинками и электрошокерами. На требование представиться не реагируют. Силу применяют произвольно. Наиболее громкие случаи — нападение на активистов и журналиста 9 апреля во время визита правозащитников, избиение активистов 10 мая во время разгрузки вертолета с топливом (пострадали четверо, один госпитализирован), избиение активистов 6 августа на заблокированной экозащитниками дороге (двое человек попали в больницу). Мелкие стычки происходят почти ежедневно.

«Прочел Конституцию — ходит на все митинги»

Против защитников Шиеса встала правоохранительная система. Возбуждено четыре уголовных дела и десятки административных

Ни пострадавшим, ни редакции, запросившей соответствующие сведения в полиции Архангельской области, неизвестно ни об одном возбужденном по заявлению активиста в отношении сотрудника ЧОП уголовном или административном деле. 10 мая избиения происходили, по словам очевидцев, прямо на глазах и. о. главы МВД по Ленскому району Ошерова. Во время задержаний частные охранники действуют наравне с полицией, больше того, задержанных на станции, вопреки здравому смыслу и нормативным актам, содержат не в помещении ЛОВДТ, а на территории стройки под конвоем чоповцев. За незаконно возведенным забором.

Боец ЧОПа «Гарант безопасности». Фото: «Мы против свалки на Шиесе» / «Вконтакте»
Боец ЧОПа «Гарант безопасности». Фото: «Мы против свалки на Шиесе» / «Вконтакте»

Что же это за ЧОП такой, которого слушается полиция?

Компания «Гарант безопасности» зарегистрирована в Москве по адресу: 5-й Донской проезд, д. 15. По этому же адресу числится ассоциация «Сообщество частных охранных структур», учредитель которого — некто Александр Мосин, согласно базе данных «Спарк-Интерфакс», бенефициар «Гаранта безопасности» и совладелец еще пары десятков ЧОПов, в числе которых один с лирическим названием «Опричник»…

На сайте «Гаранта» недвусмысленно красуется краповый берет, а также эмблема, до степени смешения схожая с эмблемой отряда специального назначения внутренних войск «Витязь». Равно как и личный состав ЧОПа, широко представленный в Шиесе, сильно смахивает не на привычных глазу отставников-вахтеров, а на ветеранов спецназа. Или частную военную компанию.

На сайте «Гаранта» имеется прайс-лист. В ассортименте невооруженные охранники, те же, но со спецсредствами, а также вооруженные. В Шиесе, очевидно, представлен второй вариант, который в режиме двухнедельной вахты обходится нанимателю ежемесячно в 87 550 рублей за единицу. Одномоментно на станции их около 30, значит, всего в месяц задействовано не менее 60. Выходит, более 5 миллионов в месяц «Технопарк» платит только за охрану. Это не считая доставки и кормежки бойцов. По данным портала 7х7, цена контракта госкомпании «Автомобильные дороги» Москвы (арендатора участка в Шиесе) с московским ЧОП «Гарант безопасности» в прошлом году составила 1,1 млрд рублей.

Еще раз. Миллиард рублей из бюджета Москвы заплачен группе мужчин, которые охраняют яму на месте незаконно вырубленного леса.

А в качестве бонуса имеют — под прикрытием полиции Ленского района — неограниченные полномочия избивать тех, кто пытается на этом куске земли воззвать к законности.

Шиес круче Крыма

95% жителей против строительства мусорного полигона — невиданный уровень народного единства

Главный вопрос Шиеса до сих пор конечный выгодоприобретатель. Расследование The New Times демонстрирует связь задействованных в схеме вывоза московских отходов в Поморье компаний с департаментом ЖКХ Москвы. В частности, через погрузочно-разгрузочный кластер в люберецкой Некрасовке на территории Люберецких очистных сооружений. Он был построен по заказу Управления капитального строительства АО «Мосводоканал», входящего в структуру департамента ЖКХ. Второй кластер был построен на станции Бойня, на участке ГБУ «Гормост».

Персоны, строившие кластер в Люберцах, ныне связаны с другой «дочкой» департамента ЖКХ столицы — ГБУ «Автомобильные дороги». А директором основного инвестора Шиеса — ООО «Технопарк» — является Олег Панкратов — по совместительству директор ООО «Профземресурс», «дочки» «Мосводоканала», строящей полигон в Михалях (Калужская область).

Впрочем, масштаб строительства, на старте оцененный в 10 млрд рублей, объем ненаказуемых нарушений со стороны застройщика и охраны, подчиненное положение полиции, а также

слепота прокуратуры наводят на мысль, что Шиес продавливает персона покрупнее.

Репутационные потери государства как на региональном, так и на федеральном уровне за этот год переоценить трудно. Показавшаяся кому-то остроумной идея свозить отходы в архангельское болото давно перестала быть таковой — слабые поначалу антимусорные протесты теперь имеют вполне ощутимый политический окрас, а люди, вставшие год назад за свою землю, теперь стоят и за свое достоинство, в отсутствии которого так долго упрекали россиян. Лидеров в эколагере нет, поэтому все попытки полиции задержать «зачинщиков» оборачиваются притоком новых протестующих.

Архангельский губернатор Орлов за шиесскую стройку расплатился политической карьерой —

занявший последнее место в очередном рейтинге глав регионов, он очевидно идет на дно. Предположить, что Кремль поведет его на выборы в следующем, 2020 году, невозможно. А протесты между тем катятся по стране, сейчас они охватывают всю Архангельскую область, Республику Коми, часть Вологодской, ряд городов Северо-Запада, Москву и Петербург — везде митинги и пикеты в защиту Шиеса. Машины с красной наклейками «Поморье — не помойка» и «Нет московскому мусору на Севере» можно встретить в самых разных уголках России. Из локальной проблема стала межрегиональной — это основной просчет власти. За год люди получили навыки самоорганизации, научились собирать средства, копить силы и держаться. В этом смысле Шиес доказывает, что мы лучше, чем думали сами о себе.

«Когда рубище надеваешь, понимаешь, что ты один»

За что в тюрьму хотят посадить последнего русского юродивого — защитника Шиеса Древарха

Кто из сросшегося с силовиками и государством бизнеса был готов заплатить столь высокую цену за полигон на болоте? Активисты считают основным бенефициаром сына генпрокурора Игоря Чайку и его компанию «Хартия». Однако сам он в интервью «Фонтанке» заявил, что не имеет никакого отношения к строительству завода или вывозу отходов в Шиес. Тем не менее компания Чайки остается крупнейшим в стране оператором отходов. Допустить, что она и правда не имеет отношения к Шиесу, значит, допустить, что в отрасли есть иной, не менее крупный, но при этом неизвестный игрок.

Так или иначе, во время моратория, предназначенного якобы для изучения общественного мнения, работы на объекте не замирали, строителей и охрану оттуда не вывозили, а в помощь полиции прибыли силы Росгвардии.

Все это позволяет предположить, что власть рассчитывает-таки сломать активистов через колено, окончательно зачистив территорию.

Фото: Татьяна Брицкая / «Новая газета»
Фото: Татьяна Брицкая / «Новая газета»

Правда, в этом случае неизвестный широкой публике инвестор заодно с господами Орловом и Собяниным ставит в странное положение главу государства, публично заявившего, что мнение жителей должно быть учтено. А согласно опросу Левада-Центра, строительство мусорного полигона на станции Шиес в Архангельской области не поддерживают 95 процентов жителей. Из них 84 процента заявили, что они «точно против» свалки.

Так рейтинг шиесского болота перепрыгнул пиковые значения рейтинга верховной власти.

Параллельно более 60 тысяч подписей жителей Архангельской области передали в администрацию президента противники строительства мусорного полигона на станции Шиес. Подписи сопроводили просьбой учесть мнение людей «при осуществлении полномочий президента, так как губернатор Игорь Орлов не реагирует и не учитывает мнение жителей». Копии направлены уполномоченному по правам человека и в Совет по правам человека при президенте.

На 22 сентября намечен очередной Единый день протеста против полигона в Шиесе. Митинги охватят север страны — и у власти остается только 20 дней, чтобы повлиять на их повестку. От принятых за эти 20 дней решений зависит, останется она сугубо экологической или новый политический сезон мы встретим на пике полноценного политического противостояния.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow