КомментарийЭкономика

30 дней блокировки

Новые правила борьбы с карточным мошенничеством едва ли улучшат положение клиентов банков

Этот материал вышел в номере № 96 от 30 августа 2019
Читать
30 дней блокировки
Фото: Евгений Разумный/Ведомости/ТАСС
За прошлый год карточные мошенники «изъяли» у россиян 1,3 млрд рублей, что на 44% больше, чем в 2017-м, посчитали в Центробанке. При этом даже если пострадавшие клиенты обращаются в суд, они проигрывают его банкам в 81% случаев.

Ассоциация банков «Россия» принялась за борьбу с мошенниками и предложила увеличить срок блокировки карт в случае подозрительных транзакций с двух до тридцати рабочих дней.

В МВД предложение поддержали, посчитав, что этого срока хватит, чтобы разобраться в вопросе и возбудить дело о мошенничестве. По мнению авторов идеи, ее принятие позволит банкам вовремя заблокировать счета мошенников и заморозить похищенные деньги для возвращения пострадавшему клиенту. При этом ЦБ ранее критиковал инициативу, ссылаясь на то, что банки могут применить такую меру только после того, как злоумышленники уже выведут средства.

По мнению управляющего директора по методологии рейтингового агентства НКР Станислава Волкова, такая мера будет удобнее банкам, чем их клиентам. Он отмечает, что авторы инициативы, вероятно, пытались учесть специфику общения с МВД, которое подобные вопросы решает далеко не сразу. С увеличением сроков блокировки карт у банков появится больше времени на получение ответа от ведомства о возбуждении уголовного дела.

Волков считает, что в борьбе с мошенническими операциями по картам необходимо найти компромиссное решение, которое бы подошло банкам и при этом не ущемляло права их клиентов. Например, есть смысл блокировать исключительно спорную сумму и оставлять другие средства в распоряжении клиента.

«Я подозреваю, что эта инициатива — клизма для очистки совести тех людей, которые выдвигают подобного рода предложения», — категоричен финансовый омбудсмен Павел Медведев.

По его мнению, сроки блокировки карты в случае подозрительных транзакций вряд ли увеличат — «поговорят и забудут». Медведев называет абсурдными законодательство и правоприменительную практику в этой области, так как на банки возлагается полицейская функция.

Он подчеркивает, что в подобных ситуациях блокируют карту банка-получателя, после чего клиентам крайне сложно вернуть свои деньги. При этом им не способны помочь ни банк, ни МВД. «Лучше всего, пожалуй, будет обратиться к Папе Римскому», — иронизирует Медведев.

По его словам, банки в большинстве случаев отвечают клиентам, чью карту заблокировали, например, из-за якобы незаконного снятия денег, что у них нет оснований полагать, что операцию выполнил кто-либо посторонний, так как «были проделаны все необходимые действия для списания с карты средств». Либо банки говорят клиентам, что те нарушили какие-то правила обращения с карточкой.

Финансовый омбудсмен также обращает внимание на то, что в российской банковской системе нет четкого определения для понятия незаконного списания средств. Проблема в том, что банк в каждом случае сам принимает решение о признании операции подозрительной или незаконной и зачастую делает это ради своей выгоды, а не из интересов клиента.

Как подчеркивает эксперт, блокировки карт производят в соответствии со 115-ФЗ «О противодействии отмыванию доходов», но он нередко становится инструментом для того, чтобы отнять у гражданина деньги, но сделать это по Конституции. Хотя первый вариант закона, говорит Медведев, предполагал действительно логичные и целесообразные действия по борьбе с мошенничеством: информация о подозрительных операциях или средствах должна была передаваться на проверку в Росфинмониторинг, который бы критически ее обрабатывал и далее передавал ее в полицию для принятия мер, либо указывал на ошибки банкам, подавшим сигналы.

Юрист фирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов уверен, что у банков вовсе нет никакой заинтересованности участвовать в противодействии легализации средств, так как они же на этих операциях и зарабатывают.

«Все меры, связанные с противодействием отмыванию денег, — это палки в колеса банков, которые государство вставляет банкам их же руками», — считает эксперт.

По его мнению, в реальности банки правом блокировать карты на длительный срок пользоваться не станут, так как это невыгодно прежде всего им самим. Например, банки могут потерять немало клиентов, если станут надолго блокировать счета или карты, — тогда вкладчики будут искать альтернативу либо вовсе уйдут из легальной банковской системы.

Самозанятые попали в коллизию

Законодатели забыли прописать статус их доходов и подставили под банковские блокировки

Константинов подчеркивает, что в случае принятия инициативы большему риску подвергнутся люди, в должной форме не оформившие свой бизнес. Они подпадают под сомнительные операции, поскольку к ним идет много мелких платежей с разных счетов. Чаще всего люди не оформляют статус ИП, чтобы уйти от налогов, поэтому, возможно, инициатива направлена именно против них, считает юрист.

Константинов сомневается, что полиции хватит даже 30 дней на проверку информации о мошенничестве и возбуждение дела. Но с правовой точки зрения пострадавшим клиентам все же лучше обращаться одновременно и в правоохранительные органы, и в банк, чтобы добиться хоть чего-то.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow