Комментарии

Пушкин, Чехов и семь нот

Владимир Дашкевич — специально для «Новой». Пояснительная записка композитора перед премьерой двух симфоний

РИА Новости

Этот материал вышел в № 93 от 23 августа 2019
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

Почему я, преуспевающий композитор, стал писать симфонии? По Фрейду, сфера личности основывается на двух началах — «Я» и «Сверх-я». «Я» решает конкретные сиюминутные проблемы выживания в местной среде: во дворе, в школе, на работе. Интересы «Я» в музыке выражает попса с форматом 3–4 минуты. «Сверх-я» решает проблемы выживания человечества. Интересы «Сверх-я» в музыке выражает симфония, предупреждающая человечество о конфликтах и проблемах и помогающая их преодолеть. Ее формат — 30–40 минут.

В XX веке появился новый вид конфликтов: мировые войны, репрессии, Холокост, геноцид. Композиторы (за исключением Шостаковича) оказались не готовыми выразить изменившийся мир и писать симфонии перестали. Но на рубеже веков родилось новое искусство — кинематограф, который смело внедрился в новый мир и выразил его проблемы. Вместе с ним образовался новый жанр — киномузыка. Композиторы учились говорить о проблемах своего времени, лучшая музыка ХХ века была написана для кино. Уроки киномузыки положили начало «открытому симфонизму» — симфонии нового типа, говорящей с людьми на понятном им языке.

Чтобы построить мостик между классическими симфониями и современными, я обратился к старым временам. Из них ближе всего мне оказались самые гармоничные и совершенные люди в истории русской культуры — Пушкин и Чехов. Мой друг Юлий Ким иногда пишет совершенно пушкинским языком. Вот строки из его стихотворения «19 октября»:

Так бы жить, как в оны дни,
Так бы жить легко и смело,
Не высчитывать предела
Для бесстрашья и любви.
И подобно лицеистам собираться у огня
В октябре багрянолистом 19-го дня.

В музыке все возможно, поэтому я присоединил к этим строкам строки из пушкинского «19 октября», которые и стали эпиграфом ко всему концерту: «Бог помочь вам, друзья мои». В концерте принимают участие мои гениальные друзья — Юлий Ким и Елена Камбурова. «Чеховская симфония» — это вечная драма русской, и не только русской, жизни. Но человек способен все преодолеть, и симфония заканчивается словами Чехова: «Что поделать — надо жить».

Витгенштейн писал: «О чем нельзя говорить, о том следует молчать». Но то, чего нельзя выразить словами, можно выразить музыкой. Приходите на концерт, где прозвучат две мировые премьеры — «Пушкинская» и «Чеховская» симфонии. Верный своей идее о киномузыке, я поручил исполнение этих симфоний Государственному оркестру кинематографии под управлением Сергея Скрипки.

Анонс

«Бог помочь вам, друзья мои»


Юбилейный концерт композитора Владимира Дашкевича состоится 6 сентября 2019 г. в 19.00 в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского.

«Бог помочь вам, друзья мои». В программе — известная и полюбившаяся российскому слушателю музыка — сюита «Шерлок Холмс» из одноименного фильма, а также две мировые премьеры — новые симфонии В. Дашкевича, «Пушкинская» и «Чеховская». Солисты — Юлий Ким и Елена Камбурова.

Главный участник концерта — Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России Сергей Скрипка.

В концерте примет участие соавтор В. Дашкевича по многим музыкальным работам, известный поэт и драматург, автор и исполнитель песен, лауреат многих литературных и музыкальных премий Юлий Ким. Ю. Ким исполнит наиболее популярные и любимые публикой песни, за роялем — Владимир Дашкевич.

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera