Концерты Балтиморского симфонического оркестра исчезли из летней афиши. Творческая пауза возникла по причинам, далеким от искусства, — у администрации коллектива кончились деньги как на гастрольные поездки, так и на зарплаты артистам. Как начинать новый сезон в такой ситуации, тоже никто не знает. И хотя в финансовую яму угодил старейший американский оркестр с более чем столетней историей, впору задаться известным русским вопросом: кто виноват и что делать.
Первую скрипку в Балтиморском симфоническом оркестре сейчас играет аудитор. Результаты проведенной им проверки финансового состояния оркестра, обнародованные в СМИ, погрузили общественность в минорные настроения — обнаружился полный диссонанс между доходами и расходами. В итоговой части отчета, как в хрестоматийной каденции какой-нибудь партитуры, все данные сведены в один финальный аккорд — Балтиморский оркестр фактически банкрот. Размер долга огромный, поэтому ни государственная помощь, ни сокращение зарплат артистам, ни отказ от ближайших выступлений не покроют недостачу. Более того, оркестр вряд ли сможет продолжить свою деятельность в будущем сезоне — привлечь спонсоров после такого похоронного соло стороннего ревизора, как подсказывает экономическая логика, не представляется возможным.
И все же свою солидарность с Балтиморским симфоническим оркестром высказали многие известные деятели искусства. Не выглядит ли этот месседж пустым сотрясанием звука, эмоциональным порывом в ситуации, когда шансов у коллег-музыкантов на выживание практически нет?
Но с таким вердиктом категорически не согласен Юрий Темирканов. В интервью газете Baltimore Sun маэстро сообщил, что он отправил письмо в оркестр. «Я хочу заверить вас (музыкантов оркестра. — Ред.) в своей поддержке ваших требований, нацеленных на сохранение высоких художественных стандартов Балтиморского симфонического оркестра», — в частности, сообщается в послании. Темирканов знает, о чем говорит, — в начале 2000-х годов он возглавлял этот коллектив. За семь неполных лет (2000–2006 гг.) маэстро фактически произвел в оркестре русскую музыкальную революцию, Темирканов научил американский оркестр играть Чайковского и Рахманинова. Апофеозом этих ментальных модуляций стал один из прощальных концертов Темирканова с балтиморцами — играли «Манфреда» Чайковского. Очевидец того выступления позже заметил, что зрителям в зале казалось невозможным даже вдохнуть в середине бесконечно прекрасной фразы.
Так когда вся эта красота разорвалась, и оркестр рухнул в финансовую яму вместе со своим нынешнем руководителем — американкой Марин Олсоп? Именно ей Темирканов и передал бразды правления в Балтиморском симфоническом оркестре.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Сейчас бессмысленно вспоминать, что первую в истории оркестра женщину-дирижера артисты приняли в штыки — хорошо известно, что музыканты насколько талантливы, настолько мнительны и капризны. Тем более что дела у коллектива до последнего времени шли неплохо, хотя Олсоп никогда не скрывала, что ее не устраивает «засилье » русской классики в репертуаре и ей ближе современная музыка, в частности сочинения своих американских композиторов.
Была ли это стратегическая ошибка Олсоп? Неизвестно. Ведь если оркестр доигрался в итоге до банкротства, то это следствие нескольких просчетов его художественного руководителя и администрации — «черными метками» могут быть падение продаж билетов, завышенные зарплаты у главного дирижера и менеджеров, слабая работа с «культурными» инвесторами и рядовыми меломанами, готовыми оказывать финансовую помощь коллективу ради любви к искусству.
Кстати, а как насчет благотворительности дирижеров с мировыми именами в рамках кампании по спасению нерядового американского оркестра?
Может быть, той же Марин Олсоп повременить с отъездом в Австрию, где она менее чем через месяц — с 1 сентября — должна возглавить Симфонический оркестр Венского радио, и остаться в Америке, чтобы бесплатно отыграть с Балтиморским оркестром серию концертов?
А если и другие звезды классической музыки проявят солидарность с коллегами из Балтиморского симфонического не только на бумаге, но и отказавшись от денег за выступления с балтиморцами? Возможно, именно такие широкие жесты и станут в итоге антикризисным планом.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68