СюжетыПолитика

Бла-бла-лэнд

В идее Трампа купить Гренландию весь мир видит глупую шутку, а сам президент США — шанс войти в историю

Этот материал вышел в номере № 91 от 19 августа 2019
Читать
Бла-бла-лэнд
Фото: EPA
«Не все спокойно в Датском королевстве» — Шекспир приходит на ум после сенсационных сообщений американских СМИ (первым было издание «Уолл-стрит Джорнэл») о том, что Дональд Трамп уже больше года обсуждает со своими советниками покупку Гренландии — самого большого острова в мире, входящего в состав содружества Королевства Дании на правах автономии. Больше Гренландии только Австралия, но она признана континентом.

Купить или не купить: вот в чем вопрос

Еще весной 2018 г. президент объявил своим помощникам на обеде, что ему посоветовали заняться покупкой Гренландии. Дания столкнулась с серьезными проблемами финансирования этой территории. Бюджет Гренландии на две трети оплачивается из Копенгагена — это 500 млн долларов ежегодно. «Что вы, ребята, думаете об этом? — Трамп спросил советников: — Думаете, сработает?» Часть помощников немедленно поддержали президента, другие промолчали, а сейчас, когда тайное стало явным, выражают в СМИ скепсис, но — «на условиях анонимности», отмечая, что вопрос покупки Гренландии обсуждался сугубо в частном порядке. Насколько серьезны намерения Трампа, мнения источников расходятся. Сообщается, что вопрос реально прорабатывается в недрах администрации.

В каждой шутке, как известно, только доля шутки. В XIX веке Соединенные Штаты провели две крупнейшие геополитические покупки. В 1803 году приобрели у Франции Луизиану за 15 млн долларов (на этой территории сейчас полностью или частично расположены 15 штатов: от Монтаны до Техаса, это сегодня составляет 23% общей площади США). А в 1867 году у России была куплена Аляска за $7,2 млн. В соответствии с конституцией США оба соглашения были поддержаны двумя третями сената. Но возможна ли подобная сделка в XXI веке?

Особый интерес вызывает тот факт, что уже в начале сентября Трамп посетит с официальным визитом Данию, встретится с королевой Маргрете Второй, проведет переговоры с 41-летней премьер-министром Метте Фредериксен. По этому случаю в Копенгаген съедутся главы Гренландии и Фарерских островов. Официально вопрос о покупке острова в повестке не значится, но после шумихи в американских СМИ, на которую датские политики отреагировали со всей серьезностью, интерес к поездке Трампа на родину Гамлета возрос неимоверно.

Возьмет ли с собой президент чековую книжку, задаются вопросом журналисты. Покупка Гренландии стала бы личным вкладом 45-го президента в историю,

отмечает пресса, ссылаясь на мнение источников в администрации. Каждый президент США думает об этом обычно во второй, заключительный срок. Как здесь говорят, первый срок — для политики, второй — для учебников истории. Правда, далеко не у всех получается переизбраться.

Гренландию считают источником питьевой воды, но только запасов нефти под ней — на 3 млрд долларов. Фото: Reuters
Гренландию считают источником питьевой воды, но только запасов нефти под ней — на 3 млрд долларов. Фото: Reuters

«Авианосец Гренландия»

Вашингтон дважды пытался приобрести остров, 80 процентов которого покрыто льдами (льды называли «вечными»). В 1867 году Гренландию, а заодно и Исландию предлагал купить тогдашний государственный секретарь Уильям Сьюард, убеждавший президента Эндрю Джонсона, что обилие рыбы и минеральных ресурсов на острове может сделать его ценным капиталовложением.

Как мы знаем, в результате в Вашингтоне ограничились приобретением Аляски.

В 40-х годах прошлого века президент Гарри Трумэн предложил датскому королевству продать Гренландию за 100 миллионов долларов золотом. В США это оставалось секретом. Только в 1991 году газета Jyllands-Posten сообщила о попытке Вашингтона, когда в Дании были рассекречены архивы. В начале холодной войны вашингтонские стратеги рассматривали Гренландию не как резервуар чистой воды, минералов и рыбы, а как будущее поле битвы с Советами и место отражения вражеских ракет. «Люди просто забыли, каким важным местом была Гренландия в холодной войне», — пишет историк Рональд Доэль, автор книги «Исследуя Гренландию: наука и технологии холодной войны в окружении льдов». К 1946 году «практически каждый член» стратегической группы по планированию Объединенного комитета начальников штабов согласился с тем, что Соединенным Штатам следует попытаться купить Гренландию, рапортует в служебной записке сотрудник Государственного департамента Джон Хикерсон. По мнению Пентагона,

эта территория «совершенно бесполезна для Дании» и «необходима для безопасности Соединенных Штатов».

Официальное предложение продать остров за 100 миллионов золотыми слитками вызвало «шок» у датского министра иностранных дел Густава Расмуссена. Об этом сообщил в своей телеграмме Трумэну госсекретарь США Джеймс Барнс. Встреча дипломатов прошла в декабре 1946 года в Нью-Йорке. «В Дании сочли предложение оскорбительным», отмечает Р. Доэль. В качестве альтернативы ста миллионам долларов Соединенные Штаты предложили Дании обмен: земли в районе Пойнт-Барроу на Аляске на те части острова, которые Пентагон считал имеющими огромное военное значение.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Сделка сорвалась, но не испортила отношения. Американские военные, можно сказать, получили свое. В 1951 г. две страны заключили договор об обороне, который позволил Пентагону построить авиабазу Туле, самую северную военную базу США, одну из крупнейших, когда-либо построенных. За эти годы она использовалась как космическим командованием ВВС США, так и командованием по аэрокосмической обороне Северной Америки (NORAD) для развертывания радиолокационной станции раннего предупреждения баллистических ракет.

Чтобы освободить место для строительства базы, датское правительство вытеснило общину инуитов. Коренных жителей острова «бесцеремонно отправили на 65 миль к северу в селение Нью-Туле, выдав им одеяла, палатки и «самые лучшие пожелания», пишет историк Даниэль Иммервар в книге «Подлинная история Великих Соединенных Штатов». Кстати, когда в 1945 году знаменитого полярного исследователя Питера Фройхена во время выступления в штате Айдахо спросили, думает ли он, что Соединенные Штаты должны приобрести Гренландию, ответ был категорическим «нет». Исследователь Севера боялся, что к инуитам будут относиться так же, как к эскимосам на Аляске. В рассекреченных записках Госдепартамента тех времен даже не упоминается о существовании инуитов, только отмечается, что на острове проживало около 600 датчан. (В настоящее время в Гренландии проживает около 58 000 человек, большинство из которых — инуиты, у нас их чаще называют гренландскими эскимосами, а на местном языке они — калааллиты.)

Город Тасиилак в Гренландии. Фото: Reuters
Город Тасиилак в Гренландии. Фото: Reuters

В статье журнала «Тайм» за 1947 год Гренландию назвали «крупнейшим в мире островным стационарным авианосцем».

В XXI веке Арктика, вместо того чтобы быть зоной сотрудничества, обещает стать зоной жесткого противостояния США, России и Китая. Гренландия, с ее запасами угля, урана, нефти и т.д., — в сфере интересов Вашингтона. Быстро тающие льды для ученых — угроза климату, для «реальных политиков» — новые возможности. Как заявил в мае госсекретарь США Майк Помпео, таяние льдов может сократить морской маршрут между Азией и Западом на целых 20 дней. Арктические морские пути могут стать «Суэцким и Панамским каналами XXI века». Таяние льдов облегчит также доступ к островным полезным ископаемым. Как отмечает журнал «Тайм», историки хорошо понимают: все эти новые возможности могут привести к тому, что территория вокруг Гренландии станет местом «политического кризиса XXI века».

Продать или не продать

Пока вопрос так не ставится.Премьер Гренландии Ким Киелсен, в прошлом моряк и полицейский, заявил: «Гренландия не продается, но она открыта для торговли и сотрудничества со всеми странами, включая США».

В официальном твиттере гренландского МИДа также отмечается, что «торг здесь неуместен»:

«Гренландия богата ценными ресурсами, такими как природные минералы, чистейшая вода и лед, рыбные запасы, морепродукты, возобновляемая энергия, и является новой границей для туризма приключений. Мы открыты для бизнеса, а не для продажи».

В Копенгагене тоже не рады идее Трампа. Бывший премьер-министр Дании Ларс Лёкке Расмуссен отметил, что это, наверное, первоапрельская шутка, «жаль, что сейчас не сезон». «Если Трамп в самом деле обдумывает такой план, это окончательное доказательство того, что он сошел с ума», заявил представитель Датской народной партии Сёрен Йесперсен. «Из того, чему не быть никогда, это — самое маловероятное, забудьте!» — написал в твиттере депутат-консерватор Расмус Ярлов. Нынешний премьер пока не комментирует газетные публикации, видимо, не желая испортить скорую встречу с Трампом. Телеинтервью с гренландцами тоже однозначны: в XXI веке жителей острова нельзя продавать вместе с землей, они ценят свою независимость, пусть в виде автономии.

Королева Дании Маргрет во время торжественного приема в Копенгагене. Фото: Reuters
Королева Дании Маргрет во время торжественного приема в Копенгагене. Фото: Reuters

Но, как отмечают американские СМИ, несмотря на богатство полезных ископаемых, остров полностью зависит от Дании. А среди населения, особенно коренного, высокий процент безработицы, алкоголизма и самоубийств. Возможно, если провести островной референдум, вопрос о продаже не будет выглядеть столь однозначным.

В США критики Трампа отмечают, что при нем размер государственного долга превысил 22 триллиона долларов и продолжает расти. Только нефтяные резервы Гренландии оценивают в 3 триллиона долларов.

Откуда президент возьмет деньги на покупку без пробивания нового долгового потолка?

Тем более что здесь все чаще звучат голоса об угрозе экономического спада. Убежденным сторонникам Трампа идея покупки острова все равно импонирует. Республиканский конгрессмен Майк Галлахер считает это «умным геополитическим ходом». «Соединенные Штаты имеют непреодолимый стратегический интерес к Гренландии, и этот вопрос должен быть рассмотрен», — написал законодатель в соцсетях. Трамп у себя в твиттере ситуацию пока не комментировал, ждем объяснений, что бы все это значило.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow