КомментарийКультура

Сбербанк в Простоквашино

Выиграет ли отечественная анимация от приватизации «Союзмультфильма»?

Этот материал вышел в номере № 89 от 14 августа 2019
Читать
Сбербанк в Простоквашино
Фото: РИА Новости
Анимационное сообщество обеспокоено известием о том, что Сбербанк станет совладельцем дочерней компании «Союзмультфильма», а затем, возможно, поучаствует и в приватизации студии. Сбербанк намерен выкупить 80% в ООО «Союзмультфильм». Эти средства пойдут на развитие киностудии. Затем ФГУП «Союзмультфильм», включенное в список на приватизацию в 2017–2019 годах, будет преобразовано в АО, после чего может быть приватизировано с участием Сбербанка. У государства в лице Росимущества в случае реализации этой схемы останется не менее 25% плюс одна акция компании. Права на результаты интеллектуальной деятельности ФГУП должны остаться в собственности государства.

Вместе с банком студия «разработает стратегию развития анимационной отрасли и займется созданием анимационного кластера на базе «Союзмультфильма». Размер инвестиций Сбербанка будет определен после разработки стратегии, которой предположительно займется консалтинговая компания Roland Berger. Сделка со Сбербанком, по мнению руководства студии, позволит «Союзмультфильму» привлечь инвестиции для развития.

До недавнего времени, по собственным данным студии, основную часть ее выручки, 70%, обеспечивали лицензионные сборы за использование образов героев мультфильмов; еще 20% приходится на реализацию медийных прав на так называемую золотую коллекцию (знаменитые анимационные хиты, сделанные еще при СССР) и новые фильмы; оставшиеся 10% приносят спецпроекты и мероприятия.

Мы попросили сформулировать позицию Министерства культуры в отношении этой инициативы. В частности, ответить на вопрос: «Не окажется ли эта сделка пагубной для существования авторской анимации, которой славилась студия на протяжении десятилетий?»

В студии Союзмультфильма. Фото: РИА Новости
В студии Союзмультфильма. Фото: РИА Новости

Перспективы обсуждаемой сделки «Новой» комментирует пресс-служба Сбербанка, который в последнее время наращивает присутствие в медиаиндустрии, осуществляя инвестиции в Rambler Group, продвижение онлайн-кинотеатра Okko, создавая тематический веб-сериал о самозанятых: «Планы партнерства обсуждаются, это один из возможных вариантов развития проекта. Конкретные решения будут определены после разработки стратегии.

У российской анимационной индустрии богатое наследие, к которому нужно относиться бережно и уважительно. Но у этой индустрии также и большой потенциал. Мы рады возможности поработать с «Союзмультфильмом» над созданием анимационного кластера, который позволит построить крупнейшую креативную платформу для производства медиаконтента мирового уровня. В свою очередь, Сбербанк развивает и насыщает полезным контентом свою экосистему. Партнерство с «Союзмультфильмом» позволит извлечь много синергий с другими нашими медийными бизнесами».

Юлиана Слащева, председатель правления киностудии «Союзмультфильм», также ответила на вопросы «Новой».

Юлиана Слащева, предправления Союзмультфильма». Фото: РИА Новости
Юлиана Слащева, предправления Союзмультфильма». Фото: РИА Новости

Сбербанк станет совладельцем дочерней компании студии, ООО «Союзмультфильм», а потом и всего «Союзмультфильма». Зачем было создано дочернее предприятие?

— Совместное предприятие еще не создано! Мы только озвучили планы. Сначала «Союзмультфильм» и Сбербанк разработают совместную стратегию развития студии, анимационного кластера и технопарка на ее базе. Сейчас технопарк разместился в здании «Союзмультфильма», полтора этажа отдано под малые и средние студии, которые, как резиденты технопарка, арендуют площади на льготных условиях. Несколько студий делают свои проекты, пользуюясь нашей звукозаписывающей студией, технологией MOCAP (захват движения). Среди них «Анимос», «Фродо», Magic Factory, у нас работают компания Brand4Rent и Ассоциация анимационного кино. В нашем здании осталось место максимум еще для одной студии. Мы договорились с правительством Москвы о выделении нам для технопарка дополнительного здания.

Совместным предприятием со Сбербанком станет ООО «Союзмультфильм», причем у Сбербанка будет 80%.

— Потому что в ООО «Союзмультфильм» пока мало собственных новых проектов и технологий, зато это более гибкая структура. Уже есть несколько новых проектов, которые разрабатываются нашим дочерним предприятием вместе с внешними партнерами, ФГУП в силу неповоротливости менее привлекателен. В ООО (общество с ограниченной ответственностью) будут переданы некоторые лицензии (не авторские права и не золотая коллекция) сроком на пять лет на ряд проектов, над которыми мы работаем. В частности, на сериалы «Оранжевая корова», «Зебра в клеточку», «Циферки», «Капитан Кракен», «Петя и Волк», «Пиратская школа», «Простоквашино».

Ваше отношение к вероятной приватизации студии, которая вначале будет преобразована в акционерное общество, а потом приватизирована в пользу Сбербанка?

— До приватизации еще далеко. На преобразование ФГУП в государственное акционерное общество понадобится от шести до восьми месяцев. Потом возможная продажа 75% минус 1 акция (возможно, и меньше). И этап приватизации займет от года до полутора. Но все это не инициатива СМФ. Есть решение правительства поменять формы собственности государственных унитарных предприятий, потому что эта форма мешает развитию бизнеса. А студия — это все-таки бизнес, мы должны зарабатывать деньги. Государственные субсидии не покрывают жизнь студии, тем более ее развитие. Из субсидий мы не можем платить зарплату, налоги, авторские отчисления.

Но зарплату за работу над фильмами вы можете платить из средств, выделенных Минкультом на производство новых картин.

— Смотрите, 200 тысяч рублей Минкульт дает на создание минуты любой анимации. Мы с трудом выбили 250 тысяч — на минуту авторского кино, которое требует больших затрат. Но нам этого не хватает,

чтобы создавать качественные проекты, производство фильмов нужно дофинансировать, для этого нужна коммерческая выручка и инвестиции.

Что будет со студией, которой, по сути, будет руководить Сбербанк?

— Студией, конечно, не будет руководить Сбербанк, так не происходит в подобных проектах. Студией будут руководить те же люди, которые руководят сейчас. Когда мы создадим совместное предприятие, год будем работать в рамках совместной компании. Будет сформирован совет директоров, куда войдет представитель государства, менеджмента и представители Сбербанка. Это будет корпоративное управление. Спустя время будет акционирована государственная студия «Союзмультфильм», в ее руководство также войдут представители государства, менеджмента и независимые режиссеры, представляющие авторскую анимацию.

Вся эта лексика — ФГУП, ООО, акционирование, совет директоров… Словно речь идет о бизнес-предприятии или консалтинговой компании.

— Сегодня студия превращается в бизнес-проект, и это единственный способ ее существования. Я знаю настрой наших старейшин — пусть государство финансирует анимацию. Но уже всем очевидно, что невозможно получить от государства достаточные для жизнедеятельности анимации средства. Ради сохранения искусства надо не только развивать авторскую анимацию, но иметь сильную коммерческую мультипликацию, надо самим зарабатывать себе на жизнь.

Комментарии мэтров анимации

Юрий Норштейн

режиссер-мультипликатор

— Известие, конечно, огорошивает. Вот читаю, как Сбербанк представляет себе наше светлое будущее: «У российской анимации большой потенциал… Партнерство с «Союзмультфильмом» и совместная работа над созданием анимационного кластера «позволит построить крупнейшую креативную платформу для производства медиаконтента мирового уровня».

Вы только послушайте: «кластер», «платформа», «синергия», «контент». Про что они? Ни одного слова про искусство.

Если Сбербанк действительно хочет помогать культуре, то должен поддерживать финансово произведения искусства. Как делали это меценаты в России. Придворный банкир и финансист Александр Штиглиц на свои средства учредил в Петербурге Центральное училище рисования. Да и в советские времена, при всех идеологических перехлестах, государство содержало театры, библиотеки, финансировало не только «политзаказ», но и авторский кинематограф. Теперь говорят: искусство убыточно. Но только в смысле финансов. В просвещенном, гуманитарном смысле — искусство «прибыточно»! Это вклад в человека.

При приватизации искусство попадает в частные жадные руки. Им не до искусства. Добьем окончательно, истребим художественное уникальное искусство с помощью всех тех, кто так любит прилипнуть к деньгам, траншам на кластеры. Искусство не насос, который качает деньги. Хотя если говорить про деньги, то и они появятся, когда в стране начнет меняться воздух. А он заражен взятками, ложью, подкупом. И конечно же, показательным нежеланием финансировать искусство. В этой связи не могу не вспомнить Ленина, который в беседе с Кларой Цеткин прозорливо подметил: «Творческая жизнь требует расточительности в обществе, как и в природе».

Андрей Хржановский

режиссер-мультипликатор

— То, что Юлиана Слащева является сильным продюсером, — несомненно. То, что в ее заботах превалирует торговая составляющая — тоже естественно. Могу только пожелать ей удовлетворения всех ее амбиций. Она обладает помимо известного административного ресурса огромной суггестивной энергией. Иначе как бы она могла позиционировать себя в качестве полновластной хозяйки всей анимационной отрасли. И вместе с компаньонами ставить задачу определения стратегии ее развития.

Только вот какие бы кластеры ни создавались… Каким бы контентом они ни начинялись… И каким бы мерчендайзингом ни владели… Вряд ли им удастся создать что-нибудь подобное «Топтыжке» и «Каникулам Бонифация» Хитрука или «Заснеженному всаднику» Туркуса.

Ибо помимо индустрии и коммерции существует и анимация как искусство. Лицо российской анимации во всем мире и у нас в стране определяют авторские фильмы. Они получают призы на отечественных и международных фестивалях. Они составляют гордость отечественной культуры. А кадры, воспитанные в авторской анимации, питают анимацию коммерческую. Коммерческая анимация потому и коммерческая, что должна сама себя кормить и создавать задел для дальнейшего развития.

Авторская же анимация без помощи — от кого бы эта помощь ни исходила: государства или банков, заинтересованных в развитии отечественной культуры, — существовать не может. Авторская анимация должна быть признана национальным достоянием страны. Вот о чем надо бы думать стратегам, определяющим развитие отрасли.

P.S.

P.S. Все происходящее — следствие решений правительства, намеренного избавиться от ФГУПов по причине их неэффективности. В распоряжении правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 227-р («Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2017–2019 гг.») планируется передача в частные руки портов, заводов, зерновых компаний. В графе «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» значится и киностудия «Союзмультфильм», которая наряду с цирком на проспекте Вернадского, водно-спортивной базой «Галс» и рядом «предприятий» будет приватизирована. В том же документе указан и порядок дальнейших действий: «Решение об условиях приватизации предприятия принимается после снятия в установленном порядке ограничений на приватизацию предприятия». И этот порядок начинает претворяться в жизнь. Другое дело, что эффективнее — и дальше развивать искусство за счет господдержки и средств меценатов или, допуская рыночные механизмы, не выплеснуть арт-анимацию. Судя по дискуссии, вопрос остается открытым.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow