Неприятные поправки
На прошлой неделе руководство компании Nord Stream 2 обратилось в суд ЕС с иском против Еврокомиссии. Предмет иска — поправки к Газовой директиве ЕС, окончательно утвержденные в апреле. По мнению руководства Nord Stream 2, эти поправки «очевидно, были разработаны с целью нанести вред и усложнить строительство газопровода «Северный поток — 2».
Реализацию проекта поправки действительно усложняют, хотя с точки зрения европейского законодательства они абсолютно справедливы. Суть поправок — применение правил внутреннего европейского рынка к газопроводам, идущим из третьих стран. Одно из таких правил — запрет на то, чтобы газ добывала, транспортировала и продавала одна и та же компания. Под это правило компания Nord Stream 2, единственным владельцем которой является российский «Газпром», не попадает.
Для европейцев, однако, это важный принцип. Еще в 2017 году в тексте поправок, сформулированном Еврокомиссией, говорилось, что такой подход позволит избежать «дискриминации между операторами газопроводов, поставляющих газ в Евросоюз и экспортирующих из Евросоюза, а также в отношении других участников рынка».
Внутри Евросоюза не все страны были довольны поправками. Главным противником выступила Германия, на территории которой после запуска «Северного потока — 2» будет находиться пункт приема газа и которая сможет благодаря проекту стать крупнейшим европейским газовым хабом. Несмотря на позицию Германию и еще нескольких стран, поправки были приняты —они вступили в силу 23 мая.
В руководстве Nord Stream 2 рассчитывают, что суд ЕС отменит поправки. «Будучи осторожными инвесторами, мы делаем все, чтобы защитить наши инвестиции, — заявил руководитель компании Маттиас Варнинг. — Однако поправки к Газовой директиве вредят не только «Северному потоку — 2». Такая очевидная дискриминация, направленная против индивидуальных коммерческих инвестиций, подрывает возможности внутреннего рынка ЕС привлекать инвестиции».
Успеть к сроку
Впрочем, поправки к Газовой директиве не единственная проблема «Северного потока — 2». Есть еще одна, более срочная — добиться разрешения от Дании. Компания Nord Stream 2 получила разрешение на прокладку трубопровода от всех стран, чьи территориальные воды затрагивает маршрут, — кроме Дании.
На днях газета Financial Times опубликовала статью, в которой со ссылкой на два источника говорится, что затянувшееся ожидание сильно беспокоит компанию.
«Если мы не получим разрешения от Дании в ближайшие несколько недель, мы не успеем к дедлайну», — заявил один источник, близкий к руководству Nord Stream 2.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
По словам другого источника, «это создает беспокойство, если не панику».
Компания подала на утверждение Копенгагена уже три варианта маршрута: второй и третий маршруты не проходят через территориальные воды Дании, а затрагивают лишь исключительную экономическую зону Дании в Балтийском море вблизи острова Борнхольм.
Две последние заявки сейчас рассматривает Датское энергетическое агентство, однако в агентстве пока не могут сказать, когда именно будет решение. По словам представителя агентства Луизы Албэк Йенсен, в июле была проведена оценка воздействия проекта на окружающую среду. «Датское энергетическое агентство сейчас изучает полученный ответ и параллельно занимается собственной оценкой проекта, — рассказала Йенсен «Новой газете». — Пока невозможно сказать, сколько времени займет этот процесс».
В «Газпроме» говорят, что рассчитывают получить ответ от Дании в октябре, — председатель совета директоров компании Виктор Зубков выступил с таким прогнозом в середине июля. По словам главы компании Алексея Миллера, это позволит закончить проект в срок, то есть до 1 января 2020 года, — если Дания одобрит проект, на прокладку труб по оставшемуся участку потребуется около пяти недель.
Старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Катя Ефимова согласна, что при таком раскладе шансы успеть действительно есть — по крайней мере, частично.
«Если Дания выдаст такое разрешение до конца сентября 2019-го, то прокладка и ввод в эксплуатацию первой нитки еще вполне возможны до 1 января 2020-го, — говорит Катя Ефимова. — Прокладка и ввод в эксплуатацию второй нитки в тот же срок также теоретически возможен, но не гарантирован, поскольку работа может осложниться плохими погодными условиями на Балтике. В то же время, если разрешение не будет выдано до конца сентября — начала октября 2019 года, то может быть невозможно закончить проект в срок».
Как раз в это же время — 31 декабря этого года — истекает действующий российско-украинский газовый контракт, по которому Россия поставляет газ в Европу транзитом через Украину. Соглашение по новому контракту до сих пор не достигнуто.
«Любые задержки «Северного потока — 2» снижают шансы заключения долгосрочного договора на транзит через Украину, — считает Катя Ефимова.
— Согласно европейскому законодательству «Газпром» имеет право заключить краткосрочный транзитный договор на транзит через Украину на годовой основе и продлять его по мере надобности в объемах, зависящих от того, когда будет достроен «Северный поток — 2» и на какую мощность он будет использоваться. Со своей стороны Украина и Евросоюз выступают за долгосрочный транзитный договор (10 лет). Компромиссное решение, приемлемое для всех, может быть в том, чтобы заключить долгосрочный транзитный договор через Украину в обмен на обязательство Еврокомиссии не чинить препятствий в использовании «Северного потока — 2», когда он будет введен в строй».
Это согласуется с позицией некоторых европейских стран, в первую очередь Германии. Некоторые немецкие высокопоставленные чиновники, в частности новый лидер Христианского демократического союза Аннегрет Крамп-Карренбауэр, предлагают использовать «Северный поток — 2» в качестве политического рычага в обмен на гарантии долгосрочного газового контракта с Украиной.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68