31 июля состоялась знаменательное событие, которое с волнением дожидалось киносообщество, —публичная защита кинодебютов в Министерстве культуры. Руководитель департамента кино Ольга Любимова сказала, что и для департамента это едва ли не главное событие года. Однако впервые российские кинодебютанты чиновничьей рукой были разделены на два неравноправных конкурса.
В одном на поддержку претендуют все молодые авторы, разными путями пришедшие в режиссуру. В другом — только выпускники государственных вузов (прежде всего ВГИКа), бюджетники, до тридцати, у которых в дипломе написано: «режиссер кино и телевидения».
И вот красноречивое соотношение цифр. На первый конкурс подано 150 проектов. На второй — 17.
Нововведение вызвало нешуточное беспокойство продюсеров, режиссеров, дистрибьюторов, но прежде всего начинающих кинематографистов. В соцсетях распространено открытое письмо выпускников российских киношкол и вузов с обращением к министру культуры Владимиру Мединскому. Авторы петиции обеспокоены новым конкурсом, дискриминирующем их права.
«Новая» следит за развитием событий и представляет вниманию наших читателей все кинодебюты, представленные на экспертизу Минкульта.
Режиссура — вторая профессия?
В преддверии питчинга состоялся круглый стол в Петербурге, в Новой Голландии. Руководители киновузов, министерства, продюсеры, режиссеры говорили не только о проблемах дебютантов, но выясняли, что же произошло.
Ольга Любимова рассказала, что после совещания кинематографистов с президентом в ноябре 2017-го, на котором говорили о работе с творческой молодежью, Минкульт получил поручение создать дополнительный конкурс дебютов. Она разделяет беспокойство авторов петиции, тех, кто вкладывают деньги в образование и теперь обижены «новой дискриминацией».
О том, как именно эта инициатива приключилась, поведал режиссер Алексей Попогребский, который участвовал в том самом совете с президентом: «На бумаге это выглядело как инициатива о дополнительном финансировании дебютов выпускников госвузов. А дальше все прогрессивное вылилось в поручение от 25 декабря 2017 года: «Обеспечить разработку и утверждение программ господдержки молодых российских кинорежиссеров, получивших профильное образование за счет бюджетных ассигнований, направленное на создание ежегодно не менее 10 дебютных полнометражных игровых фильмов. Предусмотрено выделение средств из федерального бюджета».
Ежегодно в России за госсчет запускается примерно 25 дебютов, на один дебют тратится примерно 25 миллионов рублей. В поручении президента, судя по всему, подразумевалось дополнительное финансирование еще 10 дебютов.
Но пока бумага гуляла по кабинетам, она обросла сомнительными условиями — появилось ограничение по возрасту, а выпускников решили поддержать вроде бы отдельно, но в рамках той же общей суммы господдержки.
В дискуссию включился Александр Сокуров. Он написал жесткое письмо киносообществу: «Речь не только о производственной базе, поддерживающей дебютные, первые полнометражные проекты, но и о проблеме решительного увеличения количества дебютных фильмов в российском кино… На мой взгляд, в России должно сниматься не менее 100 дебютных фильмов». По мнению Сокурова, количество обязательно перейдет в качество, и в кинематографическую среду пробьются хотя бы пять-восемь талантливых: «Именно они пойдут впереди всех, открывая новое содержание, представляя Россию в мире».
Затем выдающийся режиссер обрушил шквал критики на министерство:
«Минкульт, с моей точки зрения, не справляется с заданием, которое прописано в положении о Минкульте, в том числе «всемерное и разнообразное содействие, помощь кинематографистам РФ в осуществлении художественных, социальных и производственных задач». К сожалению, ничего подобного мы не наблюдаем, разве что участие в распределении государственных денег, в основном для московских богатых, состоятельных корпораций… Всякий раз, когда я обращался в Минкульт с конкретным вопросом, меня встречал запрограммированный жесткий отказ. Заметьте, что обращался я не за решением личных проблем, мой вопрос касался государственных интересов, положения молодых кинематографистов… Я вижу, что со стороны Минкульта не вызвало никакого возражения, что для процедуры празднования столетия ВГИКа в Москве выделен миллиард рублей — сокрушительно роскошная сумма. Министерство культуры поддержало инициированное Государственной думой принятие карательного закона об обязательном введении разрешительного удостоверения даже для студенческих фильмов. Это вызывает у меня возмущение… Минкульт не желает изменения атмосферы в кинематографической среде».
Похоже, новый конкурс, разделяющий дебютантов на две категории, не нравится никому. В этом призналась Ольга Любимова, предложив по итогам питчинга дебютов обсудить ситуацию вместе с экспертами и представителями индустрии. Посмотреть, какие проекты останутся в резерве: «Нам тоже нужны хорошие проекты. И главное, шанс поддержать истинное искусство. Давайте обсуждать нововведения вместе. Нет ничего железобетонного. Все приказы можно менять».
Алексей Попогребский, преподающий шесть лет режиссуру в Московской школе кино, признался, что по первому образованию он психолог. И значит, так же, как артист Звягинцев, экономист Балагов, театральные режиссеры Серебренников, Вырыпаев или киновед Борис Хлебников, вряд ли получил бы по новым правилам возможность снять дебютную картину.
«Мое глубокое убеждение, — сказал он, — что режиссура — вторая профессия. Хочу заручиться вашей поддержкой и на следующем совете по кинематографии поднять этот вопрос.
Мы признаем, что инициатива вышла кривой. Надо всем вместе менять ситуацию».
Генеральный директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин говорил о давних традициях дебютного кино на студии, когда молодые снимают под опекой мастеров. Рассказал о студийном художественном совете, который помогает запускать на профессиональную орбиту дебютантов.
Ему возразил продюсер Александр Роднянский: «Какой художественный совет? Ты веришь в режиссера. Понимаешь, что он хочет. Кино делается исключительно энергией и подлинной верой в то, что делаешь». Он рассказал о том, что значит продюсировать дебютный проект: «Не люблю, когда говорят о «поддержке». Ты не поддерживаешь — соучаствуешь, переживаешь, соглашаешься или споришь. Это часть твоей жизни.
Продюсер — единственный человек, рискующий не только своей репутацией, но и средствами. Это он закладывает свою квартиру, дом, машину, чтобы получить кредит на кино.
Ведь в банках не принимают в качестве залога нематериальные права. В Америке можешь заложить права на сценарий. У нас спросят, есть ли у тебя еще квартира или дом. Почему мы ждем дебютантов? Мы хотим нового понимания жизни. Приходит поколение, знающее о том, как живут, чем дышат молодые люди. Страна должна быть репрезентирована новыми именами. Кино должно быть интересно аудитории. Мы получаем около 500 фильмов на короткометражный конкурс «Кинотавра», из них 400 — почти графомания. Надо не восхищаться каждым молодым человеком, а требовать от него такой же ответственности, как от себя».
Ректор Петербургского института кино и телевидения Александр Евменов сообщил плохие новости: количество бюджетных мест сократилось в 10 раз. При этом в «квоту» включили сирот и инвалидов, почти лишив еще кого-то возможности претендовать на бюджетное место. Он говорил об отсутствии средств на оборудование. Поэтому мастера уходят, а как обучать студентов?
Слово для защиты
31 июля шла защита будущих проектов. Много фильмов о проблемах семьи, много социальных драм. В основе конфликтов моральные дилеммы, взаимоотношения поколений и редкие сегодня в отечественном кино острые проблемы. Отметим приличный уровень большинства. Из 150 проектов, поданных на первый конкурс, отобрано 43.
Социальное, многожанровое кино
Эпическая ода «Вальтер» Роберта Давидяна поднимает сложнейшую тему Карабахского конфликта. Кино о том, что война — человеческое горе. Режиссер признался, что это история про его маму, семью и родину СССР.
«Снег летит вверх» Михаила Бородина. История о современном рабстве. Сюжет фильма основан на реальных событиях. В 2012 году людей освободили из многолетнего плена в московском районе Гольяново. Картина покажет замкнутый круг, из которого нет выхода. И еще это история о свободе любой ценой.
Кажется современным и востребованным триллер «#Хочу в игру#»Анны Зайцевой (компании Тимура Бекмамбетова). Модный формат Screenlife, когда события разворачиваются на мониторе компьютера. Героиня — сложный подросток, чья сестра совершила суицид. История развивает тему «групп смерти подростков», в частности, напоминает о смертельной игре «Синие киты». Об одиночестве подростков в семье и социуме. О притягательности второй реальности.
«Ярость» Луизы Серегиной. Социальная мелодрама, основанная на восточной традиции Бача-Пош, когда одну из дочерей одевают в одежду мальчика, что позволяет ей иметь все привилегии и свободы мужчин. История поднимает проблему гендерной идентификации.
«Храни меня, мой инстаграм!» Владимира и Олега Пресняковых — по следам недавнего скандала в Сети. Однажды строгая директриса увидела учительницу химии в инстаграме в раскованных видео. И, спасая химичку, ученики решили снять раскованное видео с директрисой, чтобы и она пережила живые чувства. Режиссеры заявляют, что их фильм — попытка нанести урон цифровой реальности, затягивающей зрителя в мир нравственной пустоты. Их кино — «борьба за живого думающего человека».
«Шкура» Дарьи Пономаренко — драма с элементами детектива о влиянии соцсетей на подростков и жестокосердии школы.
Шестнадцатилетняя Рита обвиняет учителя в изнасиловании. Кто в этой истории монстр и кто жертва? В современном цифровом обществе каждый считает себя вправе быть судьей.
«Человек из Подольска» — черная комедия Семена Серзина по театральному хиту Дмитрия Данилова. Герой попадает в полицейский участок, начинается абсурдистская история на тему: достоин ли человек собственной жизни? Экстраординарные герои, экстраординарные ситуации. Свежо и неожиданно.
Исповедальный дебют Тамары Дондурей «Способ любви».Психодрама о взаимоотношениях матери и дочери. Личная история Тамары, написанная после смерти отца Даниила Дондурея. О способах выжить, об обретении внутреннего баланса и гармонии. Кино, сотканное из нюансов.
Мистическая драма «Земун» Эдуарда Жолнина о земле, о деревне, о братстве. Земун — древний славянский образ божественной коровы. С возвращения на родную землю начинается перерождение героя.
«Дунай» —дебют талантливого сценариста Любови Мульменко. Москвичка Вера отправляется на неделю в Сербию. История любви и встречи разных славянских темпераментов. Героиня смотрится в Сербию как в зеркало, понимая что-то важное про себя.
«Офелия» Игоря Поплаухина, выигравшего в Каннах приз в программе «Синефондасьон». Драма о загадочной гибели новосибирской певицы Янки Дягилевой, которая ушла в лес и не вернулась. Хроника последнего дня. В главной роли Кира Пиевская. Оригинальный язык, настроение, тайна, которая притягивает и не отпускает.
Среди лучших семейных драм — «Ветер» Светланы Самошиной. С Александром Яценко в главной роли. Еще одно размышление о хрупкости и крепости связей. С точными диалогами (в работе над сценарием принимала участие Наталья Мещанинова).
«Смерти нет» Евгения Дудчака.
Врач скорой помощи приезжает на место стрельбы в школе. Трагедия начинается тогда, когда она узнает, что стрелок — ее пятнадцатилетний сын. О громадном разрыве поколений внутри семьи.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Ломкие»Вахтанга Хубутия. В драме из 90-х мать бьется за судьбу и здоровье сыновей. И в какой-то момент ей приходится делать невыносимый выбор.
«Кто убил бабушку?» Артема Мазунова. О разобщенности, семейных конфликтах, тайных подозрениях, старых обидах.
«Крошка»Елены Ланских. Вика стала матерью в 15 лет, и груз ответственности оказался ей не по силам. Про материнство, недолюбленность, сложное принятие себя.
Альманах «Прятки»выпускников академии Никиты Михалкова посвящен теме детства, родительского равнодушия, авторитарного воспитания.
«С ног на голову»— новогодняя комедия Антонины Руже о «добрых семейных ценностях». Герой попадает во времена молодости своих родителей. Для молодых авторов фильма 90-е — глубокое ретро.
«Братичка» режиссера Ягафарова — история разнесенных судьбой братьев, история ревности, взаимных обид и вины.
«Накануне» Алисы Ерохиной — психодрама о семнадцатилетнем подростке, который собирается убить любовницу своего отца. Об одиночестве в социуме.
«Чувство вины» —мистический триллер Никиты Грамматикова. Успешный финансист сталкивается с призраками своих погибших жены и сына. Про скелетов в шкафу в каждой семье.
«Один год Сашкиной жизни»Наталии Ахметовой. Социальная драма про жизнь семилетнего Сашки, который видит мир по-своему. Враждуют папа с мамой, бабушки, и только Саша мечтает о гармоничном мире, где все друг друга любят.
«Подельники» — игровой дебют документалиста Евгения Григорьева. Драма, основанная на реальных событиях. О мальчике, вынужденном жить с убийцей отца в одной деревне.
«Хлеб любви»Кати Мажуль — история любви и разлук в четырех танцах. Сценарий из нескольких новелл написал драматург Григорий Каковкин. Обычный бальный танец ведет мужчина, здесь историю любви расскажет женщина.
«Прикосновение» Мария Афанасьева будет снимать по своему сценарию, победившему на конкурсе «Искусства кино». История о любви верующей женщины. О том, как любовь превращает нас в самих себя. О попытке найти свое место на земле.
«Мортидо» — не слишком внятный психотриллер Юлии Галкиной. После трагедии героиня пытается собрать себя и свои отношения с мужем.
«Ровесники» группы режиссеров — недавних выпускников ВГИКа. Путанный, настроенческий проект о любви, о поколении.
«Шоу перед Рождеством» Владимира Кветного — современная сказка, сочиненная Павлом Санаевым. Что-то мешает красавцу Степану добиться взаимности красавицы Оксаны. Будут здесь злодеи и темные силы, будет и сказочное соревнование женихов.
«Ярды»Андрея Корытко — музыкальная драма о рэперах с проверенной временем идеей «поверь в мечту». Режиссер называет это месседжем поколению.
«СОС» (Синдром отложенного счастья) — мелодрама Виктории Рунцовой. Про сорокалетних женщин, для которых еще не все потеряно.
По мнению авторов, синдром отложенного счастья — самая распространенная болезнь взрослого человека.
«Первый снег» — драма Натальи Михалковой (Кончаловской). 24-хлетняя Кристина хочет понять, чего же она хочет в жизни. Об одиночестве в большом городе.
«Правда»Максима Кузнецова. Психологический триллер на тему «преступления и наказания». Молодого человека, свидетеля гибели ребенка, подозревают в убийстве. О чувстве вины, которое рождается как сомнение в себе.
«Там, где ты нужен»Мартьяна Малкина — туманная история молодого человека, пытающегося понять, что значит быть отцом.
«Горка» —социально-психологическая трагикомедия Татьяны Жуковой по популярной пьесе Алексея Житковского. Как маленький человек Настя (Маша Шалаева), воспитательница детсада, защищая своего воспитанника из Средней Азии, становится сильнее.
«Туман»— психодрама с элементами триллера известного документалиста Натальи Гугуевой. Кинооператор Настя отправляется на далекую метеостанцию, чтобы расследовать исчезновение пары метеорологов. Потрясающие северные пейзажи Кольского полуострова, природа — один из персонажей фильма.
«Я сам» Федора Кудрявцева — история взросления, первой влюбленности, поиска гармонии с собой и с окружающим миром.
«Медведь» Алексея Шабарова. Парикмахер Лена Пчелкина ездит по поселкам БАМа и стрижет людей. Однажды на нее нападет Медведь, попросит постричь. Она согласится… и начнется человеческая драма.
«Лимит» Дмитрия Ланчихина — трагикомедия о подростках, онкологических больных. Притча о людях в пограничном состоянии.
«Ночная прогулка» Наркас Искандаровой — эксцентрическая городская сказка. Взбалмошная блондинка теряет своего кота. В роли блондинки — Анна Михеева, которая со сцены умоляла экспертов доверять ее чувству юмора, пусть женскому, но доступному.
«Долгожданный друг» — комедия положений Никиты Владимирова. Можно ли разбогатеть, соблюдая моральные принципы?
«Этим летом» — комедия Ильи Шемятова про то, как веселая троица — Костя, Паша и Лапша — поехали по провинциальным городам устраивать фальшивые кастинги для реалити-шоу «Битва невест».
«Бравые парни» Ангелины Боровиковой — фильм создается при поддержке Росгвардии. «Обычные парни, оступившиеся в жизни, попав в окружение бойцов СОБРа, впитывают в себя главные ценности настоящего собровца, на деле понимая, что значит Отвага, Мужество, Честь».
Росгвардия — несколько сот тысяч человек, по мнению продюсера, главные зрители фильма. Виктор Золотов уже написал письмо-ходатайство в поддержку фильма на имя министра культуры.
«Проводы» — драматическая комедия Евгения Никитина. Герой— выпускник Принстона. Во время перелета в Сингапур его останавливают пограничники, и едет он в глубинку страны служить в Российской армии. В жанре комедии авторы планируют поговорить о патриотизме с молодежью.
8 проектов второго конкурса дебютантов-выпускников
«Шинед О’Коннор»вгиковцев Аглаи Шмидт и Рената Махмудова. Про отношения сироты Саши и мальчика-инвалида Коляси. «Мы хотим рассказать добрую историю о дружбе молодых людей, которых связывают сложные обстоятельства», — рассказывают авторы.
«Быть по-моему» вгиковки Валерии Сарайкиной — лирическая комедия «о добром и вечном», семейных ценностях, о чуде». Асе, выросшей в неполной семье, не нравится решение ее отца жениться. Однажды она находит в книжке Цветик-семицветик, но каждое последующее желание аннулирует предыдущее.
«Беглецы»Яны Варакса — детективная история о романтической любви. В центре повествования — семья и семейные ценности.
«Семейные сцены»Ульяны Жмурко — еще один альманах на тему супружеских отношений. Автор демонстрирует четыре варианта связей, измен, доверия и предательства.
«Идеальный брат»— лирическая комедия Ратмира Лутфуллина. Классическая история с переодеваниями и «обменом личностями» между братьями.
«Съезд» Дмитрия Воробьевского — абсурдистская комедия с элементами политсатиры. Семь мировых лидеров на даче у обычного жителя. Консультант — Министерство иностранных дел.
«Император» Альфии Хабибуллиной — история про взросление. О подростке из неполной семьи, переехавшем с мамой в другой город.
«Осторожно, дети!» начинающего режиссера Сичинской. Может получиться обаятельная комедия в стиле роуд-муви. Брат и сестра решают помирить родителей, планирующих развестись. Авторы обещают жизнеутверждающий фильм.
Теперь экспертное жюри Министерства культуры будет решать, кто из дебютантов достоин запуска. Пока второй, «молодежный конкурс» выглядит неубедительно. И уже очевидно, что должны быть общие критерии выбора дебютов. Точно так же ясно, что сильных проектов больше предполагаемого числа запусков. Может быть, Министерство культуры в найдет возможность увеличить число дебютов. Главный вывод из всех баталий последнего времени: возможность снять свой первый фильм должны получить лучшие.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68