Второкурсница МГУ Мария Балакшина выясняет, какие причины для того, чтобы бросить учебу студенты считают главными:
— Причин ухода младшекурсника из вуза может быть много. Первая — вуз выбрали родители, а не дети. Родители закидывают ребенка пинком в нужный, по их мнению, вуз. И студент оказывается на распутье: может продолжать ходить на неинтересные пары, а может решить, что родители должны успокоиться, — и можно заняться интересным делом. Часть моих знакомых выбирает этот путь.
Вторая причина — человек еще не определился, что ему интереснее, и ищет себя. Тогда логично дать ему хотя бы год перед вузом для самоопределения, но подгоняемые общественным мнением и армией дети поступают по интуиции. А интуиция не срабатывает… Так, одна моя знакомая перешла из меда на филологический с потерей года.
Третья — расхождение ожиданий от вузов с реальным положением дел. Виктория, бывшая студентка одного из «большой пятерки» московских театральных вузов, три года назад подавала документы во все пять, не очень представляя себе, чем они отличаются. Но со временем поняла, что ошиблась с вузом: «Они живут прошлым и ставят спектакли, которые были бы актуальны шестьдесят лет назад. Но в 2019 году это вообще никому не интересно. Все в нашей группе так считали, хотя дальше кулуаров это не выходило. Но тратить свою жизнь на то, что тебе абсолютно не нравится, — это глупость. Я поняла, чего я никогда в жизни не буду делать. И приблизилась к тому, что я делать хочу. К тому же по предметам вроде истории и литературы у нас были хорошие педагоги, и это тоже открыло мне новые горизонты». Этим летом Вика поступила в другой театральный вуз.
Если вузы отказываются следить за последними тенденциями в мире науки, быть современными и хорошо преподавать, это бесперспективно. И тут проблема не в «зажравшихся» детях, а в устаревших программах.
Четвертое — расхождение между теорией и практикой. Особенно хорошо это видно на примере айтишников: то, чему они учатся на практике, часто обгоняет вузовскую программу. Двое моих школьных знакомых в разные годы поступали на IT, но потом поняли, что ничего нового из вуза уже не вынесут: они уже работали, разрабатывали проекты, получали больше, чем их сверстники и многие взрослые. Один ходил в вуз для галочки, но все-таки старался не вылететь, другой просто забил, как только понял, что все уже знает. В некоторых сферах, связанных с прикладными задачами — дизайн, IT и других, — диплом не нужен вообще, если ты сумел уже как-то себя зарекомендовать.
Пятое — ограниченные возможности в вузе. Многих выпускников «элитных» школ не устраивает, если раньше у них был опыт научной работы, то в вузе самостоятельная исследовательская работа студентов не организована. На первый курс приходят люди, бывавшие на конференциях, у которых есть научные публикации, но дальше им двигаться некуда: у вуза другая политика по отношению к студентам.
Шестое — организационные вопросы. Если тебе не подходят, к примеру, рейтинговые системы, обязательные задания каждый урок и сессии через каждые полтора месяца, не имеет смысла поступать в ту же «Вышку». Но понять это можно только на своем опыте, путем проб и ошибок. Некоторые мои знакомые успешно свыклись с такой системой, некоторые ушли: слишком много стресса. Система МГУ тоже не для всех подходит. В условиях, когда от тебя требуют, по сути, только нормально сданной сессии, а не регулярного выполнения заданий или посещения лекций (на некоторых факультетах, не на всех), может быть трудно сохранять мотивацию и учиться только ради самих знаний.
С незаинтересованными преподавателями и неинтересными предметами, которые уже знаешь, тоже можно справиться. Григорий, студент третьего курса факультета менеджмента РЭУ им. Плеханова, говорит:
«Часть преподавателей в вузах действительно мало заинтересованы в том, чтобы развивать студентов, — они просто отчитывают свои лекции, получают зарплату и уходят. Однако многих можно попробовать разговорить, узнать что-то новое и интересное, если проходят экономику, которую мы изучали еще в 10-м классе, можно попробовать задавать вопросы на углубление. Многие вообще в вуз приходят для корочки, так что группе обычно все равно, а мне и еще паре человек интересно и полезно. Можно устанавливать и просто личные контакты с преподавателями: приходить на кафедру, интересоваться темой — если люди видят, что тебе не все равно, они и относятся по-другому, чем к остальным, и могут давать необычный материал.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Предметы делятся примерно поровну на интересные и полезные, просто полезные, но скучные, типа алгебры, и неинтересные и бесполезные — на них можно отдыхать, заниматься своими делами, готовиться к другим парам, поспать, наконец, — это, по-моему, слишком небольшая проблема, чтобы уходить с интересной специальности».
В конце концов, и в любимой школе были невкусные завтраки или неидеальные преподаватели. Просто каждый, сталкиваясь с ними, решает: это важно или помешает его комфортному самочувствию — или как-то рассосется… В вузе все зависит от тебя: все-таки это взрослая жизнь.
Хватит молиться на вуз. Жить надо ради себя, и чем раньше человек это поймет, тем успешнее будет его образование.
Сергей Волков
учитель литературы «Новой школы»:
— Как мне кажется, проблема заключается в том, что в старших классах школа заменяет подготовку к самостоятельной жизни подготовкой к разного рода экзаменам. Главная цель — сдать экзамен, написать олимпиаду, и из-за плотной подготовки у старшеклассников просто нет времени подумать о самих себе и научиться ставить перед собой жизненные цели. Нет времени разобраться в том, кто такой я и чего хочу. Жизнь выпускников, по сути, распланирована за них. Им говорят, что вуз — необходимая цель, настоящая вершина, нужно поступить, поступить, поступить. И вот ребята поступают, осматриваются, и оказывается, что ничего не закончилось. Цели достигнуты, а жизнь продолжается, и новые цели нужно теперь ставить самому. А как это делать, если ты этого не умеешь?
Мне кажется, нужно так строить обучение в школе, чтобы ребята могли разбираться сами с собой: понимать, кто они есть, решать, кем они хотят стать. Для этого необходимо множество междпредметных занятий, настоящая проектная деятельность, командное взаимодействие, профессиональные практики. Нужно, чтобы школьник что-то сделал сам. Например, у нас один десятиклассник решил провести вечер, на котором все будут читать стихи современных поэтов. Для этого ему понадобилось разработать всю логистику, бизнес-план, провести рекламную кампанию, привлечь спонсоров, собрать жюри, организовать помещение. Он выступил как настоящий продюсер. В большинстве школ такого нет, потому что все заняты подготовкой к экзамену. А жить будете потом.
Но есть проблема и в вузах. Мой опыт говорит, что многие вузы отстают от требований современного образования. Формат жестких программ, длинных лекций очевидно себя исчерпал. Нужна большая мобильность, модульность, нужен интерактив. Студент должен иметь возможность выбирать курсы и формы их освоения. В этом смысле многие школы гораздо более продвинуты. И после них студенту в вузе может стать скучно и странно.
Ну и, понятное дело, студенты постепенно становятся взрослыми людьми. Они смелее задают себе вопросы о смыслах, в том числе и о смысле своего пребывания в вузе. «А что я тут делаю?», «Чего я хочу на самом деле?». Все эти вопросы весьма характерны для так называемого «синдрома третьего курса». Некоторые находят в себе силы уйти из вуза и отправиться в свободное плавание. Сейчас есть огромное количество возможностей получить образование и без вузов. В интернете масса курсов про все на свете…
Да и вообще само понятие «высшее образование», на мой взгляд, устарело. Высшее — это самое высокое, выше не бывает. Но разве после вуза образование заканчивается? Оно длится всю жизнь и никогда не достигает своей высшей точки. Пора перестать молиться на вуз, жить ради него. Жить надо ради себя. И чем раньше человек это поймет, тем успешнее будет его образование.
Записал Андрей Петушков, 10-й класс
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68