![](https://novayagazeta.ru/static/records/ad80e847bd2b41508c59aecac68e1012.jpeg)
Евгений Марчелли
Бывшийхудожественный руководительТеатра им. Фёдора Волкова в Ярославле
— Сегодня вышла статья «Новой газеты» где прозвучала версия о причинах Вашего увольнения из театра Волкова. Насколько эта версия соответствует действительности, что на самом деле произошло?
— Это была абсолютно моя инициатива, и мне казалось, что это самый нормальный человеческий поступок, который я должен совершить в данной ситуации. Министерство культуры, наоборот, проявило терпимость и интеллигентность по отношению ко мне, за что я благодарен Министру. («Взбунтовавшиеся артисты открыто встали на сторону главного режиссера, и министерство вынуждено было исправлять свою топорную работу»).
В результате того, что происходила война внутри театра — между руководителями, внутри труппы Серьезная история, такая крупная беда случилась. И, конечно, мне казалось, что министерство культуры в этой ситуации может принять категорическое решение — просто уволить двух руководителей, которые виноваты в развязывании этой войны.Но был уволен один, и мне показалось, что по-человечески я просто должен сам уйти в этой ситуации достойно («Туркалова «освободили», а Марчелли почему-то «поставили на вид»). Министр предложил поддержать личные режиссерские проекты, место штатное в одном из федеральных театров, но сейчас я хочу немного свободы.
— Правда, что к вам прокуратура приходила?
— Была направлена прокуратура, сначала районная, потом городская, потом областная. Бесконечные проверки. И там были наняты лучшие силы, чтобы найти материалы компрометирующие. Но, видимо, не нашлись. До сих пор меня приглашают на беседы в прокуратуру, где я должен давать объяснения. Вот несколько дней назад мне звонили из областной прокуратуры, где я должен был объяснить, почему я распределял роли таким образом, что одна актриса играла во всех моих спектаклях, хотя рядом существуют 40 других актрис.
Сложная ситуация сложилась, конечно, не сумели найти компромисс ни с директором, ни с властями области, в какой-то момент мы прошли точку невозврата.
— На днях Минкультуры объявили открытый конкурс на разработку концепций развития театра им. А. Волкова. Как вы считаете насколько это целесообразно?
—Я знаю, что это очень трудный процесс — назначить художественного руководителя театра, и чтобы так совпало, чтобы театр оказался достоин художественного руководителя, и чтобы руководитель был достоин этого театра. Даже не знаю, способен ли конкурс дать верную кандидатуру («…ходят слухи, что руководителем до всяких концепций решено поставить Сергея Пускепалиса»).
![](https://novayagazeta.ru/static/records/6e549daba0f845b8b5604a9d52cdffe8.jpeg)
Валерий Фокин
Художественный руководительАлександринского театра
— Сегодня вышла статья Новой газеты где прозвучала версия о причинах увольнения из театра Волкова художественного руководителя Евгения Марчелли. Как вы считаете явился ли выговор катализатором, было ли это правильным решением Минкульта или возможно причины ухода в чем-то другом?
—В статье напрямую не говорится о том, что Марчелли уволился из-за давления Минкультуры. Скорее, косвенно говорится.(«Логика начальственного выговора художнику непобиваема: сначала Минкульт навязывает в директоры заведомо неподходящего человека, а затем наказывает режиссера. Видимо, это и послужило той самой пушинкой, которая сломала спину верблюду. Марчелли написал заявление и уехал»). Это утверждение не то что несправедливо — это ложь.
Дело в том, что Марчелли просто был уже измучен всей этой ситуацией — общей ситуацией, которая произошла в театре. И морально он был совершенно опустошен, он устал и уже просто не мог.
Его как раз хотели сохранить в театре, но он принял решение, что должен обязательно уйти. Потому что просто уже не мог там находиться. («…разрушена административная структура, потерян худрук, создавший Волковскому его нынешнюю репутацию, ушли артисты-премьеры»). Я его очень хорошо понимаю. Я сам много лет назад находился в аналогичной ситуации — когда уходил из Московского театра им. Ермоловой. Вся обстановка и внутри, и в городе довела его до того, что человек хочет убежать куда угодно, только бы не находиться там.(«Ярославскому Волковскому пришлось выдержать яростные атаки «патриотов», прокуратуры, губернатора, депутатов, противников идеи, наконец — здравого смысла и произвола властей»).
Мне очень жаль, что Марчелли ушел. Я всегда это говорил — мне очень жалко, что он ушел. Потому что, во-первых, он талантливый режиссер, и режиссер, которого театр поддерживал. В городе не очень складывалась ситуация, но это уже другой вопрос. Мне всегда жалко и идеи соединения наших с ним театров — мы вместе ее придумывали, вместе хотели. Но еще раз говорю: по-человечески я его понимаю.
— На днях Минкультуры объявили открытый конкурс на разработку концепций развития театра им. А. Волкова. Как вы считаете насколько это целесообразно?
—В принципе такой подход может быть. Другое дело — его надо готовить. Единственное, что меня смущает — это время подготовки. («…надо определяться с кандидатами, у которых будет минимальное время, хотя бы 7–10 дней, до сезона, чтобы познакомиться с коллективом и понять, что собой представляет Волковский театр»). Я бы сказал нужен конкурс не концепций, а конкурс художественных руководителей — и это правильный подход вообще для всех театров страны. Я так считаю. Новый худрук должен опубликовать свою программу, свою идею театра, что он хочет. И учредители, с привлечением экспертов, общественности театральной и города, если это касается провинции, должны решить, можно ли дать этому конкретному человеку карт-бланш, заключаем ли мы с ним контракт и даем ли ему возможность работать на определенный срок.
Это правильный подход. Так, между прочим, поступают во многих странах, когда будущий кандидат публикует свою программу, дальше его выбирают и не трогают в течение нескольких лет, пока не закончится контракт. А потом уже решают, выполнил ли он программу, сделал ли что-то правильное для города. И учитывают все — его призы, награду, критику, состояние театра, кассу. Так что в принципе этот подход верный.Другое дело — что он делает, что он не делает.(«…назначенцы Минкульта недаром вызывают визг и возмущение любого пространства, куда насильственно помещаются; впрочем, этот визг у них хайпом зовется»).