КомментарийКультура

Кинотавр-2019: развод и девичья фамилия

Почему главной на российском кинофоруме стала тема измены. И как это связано с гендерной революцией в нашем кино

Этот материал вышел в номере № 65 от 19 июня 2019
Читать
Кинотавр-2019: развод и девичья фамилия
Кадр из фильма «Люби их всех». Kinopoisk.ru

«Кинотавр» и его программа сверхточно сканирует происходящие в кинематографе процессы. Тридцатый юбилейный продемонстрировал с очевидностью, что тема распада семьи неожиданно стала сквозной в российской конкурсной программе более чем в половине фильмов — история про измены, кризис отношений. Рассказаны они в основном с точки зрения женщины.

Почему наше кино эмигрирует в «семейные обстоятельства»? Боязнь актуальных тем и проблем? Влияние мировых социокультурных веяний? У развода по-русски свои особенности — не столько про предательство, сколько про освобождение.

В обласканном фестивалем ромкоме «Давай разведемся!» Анны Пармас (приз «Зрительских симпатий», «Лучший дебют», «Сценарий») муж Миша (Антон Филипенко) уходит от Маши (Анна Михалкова) к фитнес-тренерше. В «Sheena667» Григория Добрыгина тридцатилетний Вадим (Владимир Свирский), владелец крошечного автосервиса, начинает изменять любимой жене Оле (Юлия Пересильд) с «интернет-девушкой», работницей американского порносайта. И вчера еще крепкий брак распадается на пиксели. А «сеансы связи» становятся полетами во сне и наяву из рутины в неизведанное, в призрачную утопию.

Кадр из фильма «Sheena667». Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Sheena667». Kinopoisk.ru

В окутанной романтическим флером «Выше неба» Оксаны Карас — поэзия отрочества в духе раннего соловьевского кино, сплетение разных линий, зыбких отношений: манипуляторши мамы (Виктория Толстоганова) со вступающей во взрослую жизнь дочерью, угасающие отношения родителей, влюбленность стареющего мужчины (Алексей Агранович) в молодость. И первое чувство как способ постижения громадного мира, отрыва от земли хотя бы на параплане.

В «Люби их всех» Марии Агранович девушка с разными именами (Алена Михайлова) внушает мужчинам, что она души в них не чает и готова к матримониальным отношениям. Авторам кажется, что их героиня — Вера, Надежда, Любовь — образ женской сущности. Но на экране — обычная содержанка, успешно монетизирующая близость с мужчинами.

Кадр из фильма «Люби их всех». Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Люби их всех». Kinopoisk.ru

Режиссер фильма «Однажды в Трубчевске» Лариса Садилова рассматривает проблему измены как проблему выбора. Муж регулярно отправляется в рейс на своем большегрузе вместе с… уютной соседкой, которая «и шьет, и вяжет». Их связь на стороне — попытка ухватить за хвост вымечтанное. Но не догонят они мечту… даже на самой быстрой фуре.

В «Троице» любующаяся собой актриса и режиссер Ян Гэ исследует любовный треугольник как драматические обстоятельства, открывающие в каждом из троих — жертву и виновника, преступление и раскаяние. Выход, предложенный автором, в духе ее инфантильного кино: надейся на встречу с Богом, и все будет хорошо. Даже в пародийной вариации на «Грозу» Островского Григория Константинопольского — история не про запретную связь — про возможность свободы.

Секс в стране есть

В конкурсе был действительно прорывной для современного кино фильм, который практически проигнорировало жюри. «Верность» Нигины Сайфуллаевой отметили дипломом с почти обидной формулировкой: «За безграничную веру актеров в режиссера». Мол, молодцы, несмотря на откровенность эротики, отдали себя в руки безбашенной авторши.

Кадр из фильма «Верность». Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Верность». Kinopoisk.ru

«Верность» — наш первый убедительный опыт разговора про чувственность, сферу скрытого. О том, насколько кризис отношений связан с сексом. О разрушении автоматизма устоявшейся связи. Случайно увидев откровение СМС в телефоне мужа-актера, Лена «прозревает»: муж — изменник. Что делать с этой новостью, не очень понимает. И дабы уменьшить травму, решает изменой наказать измену. Тем более что домашний секс давно превратился в проформу.

Начав почти с сериальной завязки, Нигина Сайфуллаева ныряет в перепутанные переулки подсознания, пробиваясь сквозь забетонированные барьеры привычных моральных устоев, запретных в нашей табуированной системе «культурных ценностей» тем. Например, пробуждение своего естества. Героиня отправляется в полное тайн, нелепых встреч путешествие в иррациональное, постепенно перетапливая ревность в травматичное чувство внутренней свободы.

Кадр из фильма «Верность». Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Верность». Kinopoisk.ru

А режиссер превращает вместе со своими потрясающими актерами Евгенией Громовой и Александром Палем эротическую откровенность в тонкую, не лишенную иронии психодраму о самоидентификации. Интимные сцены сняты без пошлости, с тактом и нежностью. На фоне предельно раскрепощенного кино Абделатифа Кешиша акварельный фильм Нигины — целомудренный, эстетически осмысленный киноопыт.

Но на «Кинотавре» зрители, прежде всего мужская часть, глядя на визионерские размышления об основном инстинкте, корчились.

И этот сюжет встречи свободного кино с зажатым маскулинным зрителем — одна из тем, которую поднимает нынешняя программа.

Интимные места

В нестабильном геополитическом пространстве мира трещат по швам все институции, в том числе и некогда стабильная ячейка общества. Развод в большинстве фестивальных картин — реабилитация увечных в браке. Но прежде всего — способ обретения себя, избавления от душевных недугов, панацея от большой и маленькой лжи.

Тема фиктивности и искренности отношений все больше волнует авторов. Однако на проблеме «разводных мостов» есть оттиск и новейших мировых веяний, ощутимых после Вайнштейн-гейта. О феминистском тренде нашего кино, смене гендера, способности реагировать на повестку дня спорили на кинотавровской дискуссии First Talk. Режиссер Алексей Чупов считает феминизацию общим биологическим процессом:

«Возможно, через несколько лет мужчины приедут на «Кинотавр» исключительно в качестве гостей. И женское жюри будет судить женские фильмы».

Героиня «Давай разведемся!» Анны Пармас, как и героиня «Верности» Нигины Сагдуллаевой, — гинеколог. После ухода мужа к длинноногой тренерше впадает в растерянность, граничащую с безумием. И набивая шишки, унижаясь, уходя в отрыв, осознает, что для гармонии с миром необязательно иметь рядом хлипкое «мужское плечо». В фильме отношение к мужчине, я бы сказала, нежно-снисходительное. Ладно, если тебе хорошо с «фитнесом» — будь счастлив! «Просто светят звезды» — слова из песни Шнура, звучащей в неожиданном для романтической комедии финале. Беременная женщина отказывается принимать обратно мужа с повинной и букетом исчерпанных отношений. Думаю, и продюсерам, и ряду зрителей непросто с этим нестандартным финалом примириться.

Кадр из фильма «Давай разведемся!». Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Давай разведемся!». Kinopoisk.ru

Призы

Они оказались, мягко говоря, странными. Картины радикальные не привлекли внимания жюри. Достойные, мейнстримные «Бык», «Давай разведемся!» и «Большая поэзия» забрали едва ли не все статуэтки. Награды фестиваля подчас больше, чем обнаружение вкусовых пристрастий конкретного судейства.

Сказки про темноту

Кинотавр-2019: фильмы «Мысленный волк», «Большая поэзия», «Керосин», «Бык» — в обзоре «Новой»

Конкурс нынешнего «Кинотавра» оказался жестким гендерным столкновением. И, как мне кажется, с художественной точки зрения красноречивую победу одержали женщины. В кино Сайфуллаевой, в визионерской поэме «Мысленный волк» Гай-Германики про страх, который всегда с тобой, был риск, эстетический поиск, способность принять сложный взгляд на жизнь. Жюри под управлением актера Хабенского предпочло художественно чутким, уникальным работам — традицию и, условно говоря, крепкое мужское кино. Например, «Бык» — драйвовую романтическую сказку Бориса Акопова про бандитов девяностых. Приз за «Лучший дебют» был бы уместной наградой, но «Бык» назвали лучшим фильмом, отметили и оператора Глеба Филатова. «Большая поэзия» Александра Лунгина — хорошее кино о поэтизации войны, не лишенное недостатков, прежде всего чрезмерной литературности. Жюри выдало фильму приз и за лучшую режиссуру, и за лучшую мужскую роль (Александр Кузнецов).

Таким образом, авторскому кино снова указан вектор на жанровость. Как заметила моя коллега Маша Кувшинова, «фильм «Бык» получил приз «Кинотавра» по квоте для мужского кино».

А вот оригинальным по мысли и жанру фильмам Григория Добрыгина «Sheena667», «Керосин» Юсупа Разыкова, «Мальчик русский» Александра Золотухина — квоты не досталось.

«Мы свидетели становления другого мира, с иными гендерными ориентирами», — говорили на дискуссии. Но если отвлечься от фестивального экрана, который еще неуверенно принимает сигналы сурового феминизма, то сама фестивальная жизнь устанавливает каноны, далекие от феминистских ветров.

Каждая церемония и почти каждая премьера начинаются задолго до объявленного часа. «Бьюти-студия» на 11-м этаже гостиницы «Жемчужина» наполняется запахом парфюма, щебетом «гламурного закулисья». Здесь «обычные женщины» — актрисы, режиссеры, продюсеры — превращаются в глянцевых див. Вместо волшебной палочки — руки визажистов, стилистов и кутюрье + тысяча средств с ласкающими ухо названиями. Это тоже своего рода превращение. Селебрити, плывущие над толпой по красной дорожке, сияют золотистым загаром от Lancaster, платьями Garimon Roferos и Dolce&Gabbana, сверкают бриллиантами от Mercury. Противоречат ли глубокие декольте и шокирующие разрезы, фривольные формы и пена кружев идее женской самодостаточности? Возможно. Но как говорила вдовствующая графиня Грэнтем в «Аббатстве Даунтон»: «Я женщина. И значит, могу противоречить себе сколько угодно».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow