«Блок» на дороге
Поводом для судебного разбирательства стал инцидент, который произошел 29 июня 2018 года.
В тот день группа активистов челябинского штаба Алексея Навального во главе с координатором штаба Борисом Золотаревским направлялась в сторону Томинского горно-обогатительного комбината, который, несмотря на масштабные протесты жителей Челябинской области, «Русская медная компания» строит в 12 километрах от города.
За несколько лет движение «Стоп ГОК» провело десятки митингов, а петицию с призывом остановить опасное строительство поддержало более 308 тысяч человек. Проект ГОКа обсуждается последние пять лет: после первой волны митингов в Челябинске власти пошли на уступки. Угадайте, какие? Правильно, как и в случае со строительством храма в Екатеринбурге — опрос общественного мнения.
Результаты опроса ВЦИОМ показали однозначную картину: против предприятия — 73% жителей Челябинска.
В ноябре 2017 года активисту движения «Стоп ГОК» Василию Московцу позвонил президент Владимир Путин — рассказал, что «информирован» о проблеме. Но несмотря ни на что, предприятие продолжили строить.
29 июня 2018 года между деревней Томино и трассой М-36 дорогу активистам, направлявшимся к месту строительства, перекрыла машина и квадроцикл ЧОП «Русской медной компании».
«Когда я вышел, чтобы записать видео, на меня накинулась толпа людей бандитского вида с нашивками «РМК Безопасность», — рассказал Золотаревский. — Они препятствовали съемке, закрывали камеру, толкали меня, применяя физическую силу. Затем один из чоповцев по имени Кирилл заявил, что я причинил ему острую физическую боль в области сердца. Это выглядело, как клоунада. Затем другой его коллега картинно завалился на землю и сказал, что я его повалил. Это, конечно, не так».
Уже тогда чоповцы рассказали активистам о своих намерениях: сообщили Золотаревскому, что вызвали полицию и напишут заявление о том, что активист причинил им физические повреждения. К слову, в пресс-службе РМК «Новой газете» тогда происшествие прокомментировали так: «Мы не можем понять, где это происходит», — а полиция полтора часа не могла добраться до места.
В итоге сотрудник ЧОП «Русской медной компании» Кирилл Орлов обвинил Бориса Золотаревского в причинении легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115 УК). Дело сейчас рассматривает мировой судья судебного участка № 2 Сосновского района Челябинской области Елена Кудимова. Абсурдности процессу добавляет тот факт, что Кирилл Орлов — профессиональный боксер и неоднократный участник поединков, проводившихся в Екатеринбурге.
«От причиненного насилия болела нога»
По словам Андрея Лепехина, адвоката правозащитной организации «Агора», сторона обвинения настаивает на том, что охранники убеждали активистов уехать, чтобы не мешать проезду большегрузной техники. «Их позиция: Борис в ответ стал провоцировать, — рассказал «Новой» Лепехин. — И якобы так толкнул одного из них — Кирилла Орлова, и тот, падая, получил легкий вред здоровью и 21 день провел на больничном». В заявлении о возбуждении уголовного дела Орлов указал, что от «причиненного ему физического насилия у него болела левая нога», а в больнице у него «зафиксировали травмы мышцы и сухожилия».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Вот, собственно, и состав преступления. От толчка 22-летнего активиста боксер Кирилл Орлов упал и ударился о дорогу. Здесь, правда, нестыковка: несколько охранников и участковый подтвердили, что дорога имеет достаточно ровную поверхность, поэтому падение (как отметил судмедэксперт) едва ли могло стать причиной травм Орлова.
Более того, когда сторона защиты запросила у суда детализацию телефонных звонков, обнаружилось, что пострадавший приезжал в Челябинск на смены даже тогда, когда «лежал на больничном». Эту версию подтверждают и свидетели, которые не только видели охранника на рабочем месте, но еще и наблюдали за рулем квадроцикла.
Казалось, вопросы могло бы разрешить видео. Но, как отмечает Лепехин, суду сторона обвинения показала лишь нарезку кадров — и среди них нет ни одной записи, где было бы видно, как активист толкнул охранника.
«Можно ведь по бумажке читать? »
Видео, которое было предоставлено стороной защиты, говорит об обратном: машину активистов окружили охранники, которые мешали съемке, они толкались, били по ногам, а еще — громко кашляли в кадре, чтобы заглушить слова.
В своих показаниях охранник Семен Замятин так прокомментировал «кашель»: «Была дождливая неделя, многие люди болели». Среди прочего, охранник сообщил, что «оценил видеосъемку как попытку проникновения на объект».
Сам же потерпевший Орлов свои показания начал с вопроса: «Можно ведь по бумажке читать?»
За шесть последующих заседаний успели дать показания еще несколько охранников РМК. Они говорили о том, что ЧОП этой корпорации постоянно подвергается провокациям и страдает от активистов. Одним из свидетелей обвинения выступил начальник смены Михаил Варфоломеев. На суде он давал показания против Золотаревского.
И что интересно — он был замечен и во время борьбы за сквер в Екатеринбурге: координировал бойцов во время столкновения с противниками возведения храма.
Давали показания и полицейские, но выяснилось, что детали инцидента они забыли. Следующее заседание состоится 12 июля. Суд назначил новую судмедэкспертизу — телесные повреждения сотрудника ЧОП изучат еще раз.
«Если беспристрастно оценивать показания, станет понятно, что ребята просто врут, — заметил в комментарии «Новой» адвокат Андрей Лепехин. — Мы спрашиваем: «Вы окружали Бориса, не давали ходить на дороге? Они говорят, что нет. А видео, говорит об обратном. На нем потерпевший наваливается на Бориса, потом отходит и спрашивает: «Зачем вы толкаетесь, Борис?» Какое будет решение, мне сказать трудно — дело политическое, на судью может быть оказано давление, — отмечает Лепехин. — Это мировой судья в маленьком районе, где бал правит большая корпорация.
(К слову, на первое заседание в январе 2019 года Борис Золотаревский пришел с сумкой, собранной для СИЗО, — на случай ареста.)
«Как в случае с Екатеринбургом в самом начале той истории, так и здесь, с судом, представители РМК ведут себя так, как будто у них все уже в кармане, и они обречены на успех, — комментирует процесс Борис Золотаревский. — В Екатеринбурге «алтушки» выкрикивали: «Кто к забору подойдет — упадет!» И вообще не стеснялись применять физическую силу. Как в одном, так и в другом случае это проходило при полнейшем бездействии полиции. Государственные институты не работают, работает частная армия из бойцов видного олигарха».
Но история в Екатеринбурге показывает, что, несмотря на всю силу РМК в регионе, они не всесильны.
*по аналогии с «титушками» — так на Урале называют бойцов ЧОПа ГМК, принадлежащей олигарху Алтушкину
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68