СюжетыЭкономика

Труба не дура

В России появился еще один теневой рынок с миллиардными оборотами — восстановленные трубы

Этот материал вышел в номере № 54 от 22 мая 2019
Читать
Труба не дура
Фото: Максим Коротченко / ТАСС

Накануне майских праздников Минпромторг предложил запретить использование восстановленных, то есть бывших в употреблении труб. Эта история имеет далеко не только отраслевое значение.

По данным Росстата, в замене нуждается 24% российских теплосетей, но в некоторых регионах показатель доходит до 80%. Гнилые трубы — проблема не только для ЖКХ, в зоне риска также нефте- и газопроводы, включая магистральные, а также особо опасные объекты, например, гидротехнические сооружения. Использование так называемых восстановленных труб, то есть бывших в употреблении, — отдельный фактор риска.

Для начала зафиксируем: российское законодательство запрещает использование б/у труб за некоторыми незначительными исключениями. Вот что по этому поводу в ответе на запрос редакции сообщил начальник организационно-аналитического управления Ростехнадзора Павел Чепраков: «В Российской Федерации утверждено порядка 20 сводов правил и нормативных документов, в которых указаны требования о запрещении применения восстановленных или бывших в употреблении труб и металлопроката. В частности, установлено, что в проектной документации для нового строительства, реконструкции и капитального ремонта гидротехнических сооружений всех классов следует предусматривать использование только нового металлопроката. Вместе с тем некоторые своды правил допускают возможность применения металлоизделий, бывших в эксплуатации, для временных конструкций и в качестве монтажных элементов, а также в качестве элементов заграждений котлованов».

Официальная позиция понятна, однако недобросовестные игроки могут сослаться на вот такую коллизию. СНиП 33–01–2003 предусматривает использование при строительстве гидротехнических сооружений только новых труб. Но до сих пор действует и ГОСТ Р 52664–2010 на трубошпунт, который предполагает использование восстановленных труб. Конечно, руководствоваться нужно сводами правил (созданными на базе СНиПов). Но иногда велик соблазн выбрать не то, что законно, а то, что выгодно.

Трубопроводы, нефтебазы, порты

К сожалению, ни Ростехнадзор, ни Минпромторг не сообщили нам, встречались ли на практике случаи использования восстановленных труб на объектах, где делать этого категорически нельзя. Поэтому мы обратились за комментарием к Игорю Малышеву, директору Фонда развития трубной промышленности.

«Статистика Фонда развития трубной промышленности к сегодняшнему дню насчитывает десятки случаев использования таких труб при строительстве как коммунальных инженерных сетей, так и инфраструктурных сооружений, — говорит Игорь Малышев. — Если говорить о примерах применения б/у труб в строительстве, то стоит упомянуть о строительстве набережной в городе Волгоград в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году, где были использованы металлоконструкции, сваренные из б/у труб. Запреты на применение б/у труб на тот момент еще не вступили в силу, но обращает на себя внимание стоимость этих конструкций, которая превышала цену новой трубной продукции, которую строители могли приобрести у одного из местных крупных металлургических предприятий.

Известны факты применения б/у труб, например, при строительстве нефтяного терминала ОТЭКО в Тамани, контейнерных терминалов НУТЭП и Новорослесэкспорт в порту Новороссийска, а также при строительстве берегоукрепления и набережной в Калининграде».

По данным наших источников, этот список можно было бы дополнить яхтенным портом «Геркулес», который «Газпром» построил в Лахте. Хотя, казалось бы, для строительства элитных объектов должны использоваться только лучшие материалы?

Очевидно, что в большинстве случаев речь идет о действиях подрядчиков, которые, очевидно, желали заработать на разнице цен между новыми и восстановленными трубами. Но зачастую потребителей вводят в заблуждение продавцы. Они уверяют, что восстановленная труба — нормальная альтернатива новой. И что при необходимости им продадут не только продукцию, но и все необходимые сертификаты.

По оценкам экспертов, объем теневого рынка б/у труб сегодня превышает миллион тонн на сумму 35–40 млрд рублей.

Вам перезвонит Гарик

Мы решили сами проверить информацию, полученную от чиновников и экспертов. Действительно ли так легко купить восстановленные трубы, да еще и вместе с пакетом документов, которые обеспечивали бы их «легальное» использование.

Тот же «Гугл» найдет вам минимум с десяток страниц подобных «заводов». На первый взгляд может показаться, что их больше, чем сапожников или мастерских по изготовлению ключей. Для чистоты эксперимента, мы не стали прозванивать уж откровенных кустарей, а выбрали «Чусовской завод по восстановлению труб».

Если верить информации, опубликованной в деловых изданиях, заказчиком ЧЗВТ был «Газпром», а в ближайшем будущем планировалось сотрудничество с «Лукойлом». Решили узнать, сколько стоят популярные восстановленные трубы 1020 (этот диаметр часто используется при строительстве нефте- и газпроводов). В «офисе продаж труб б/у и восстановленных труб» ЧЗВТ затруднились сразу ответить на наши вопросы и пообещали, что перезвонит специалист. Он действительно перезвонил минут через пятнадцать. Выяснилось, что это некий Гарик (да, просто Гарик), который представлен на сайте завода в категории продаж б/у труб.

Именно так: Гарик с мобильным телефоном — на официальном сайте завода, который вроде как является поставщиком «Газпрома».

— Честно говоря, 1020-я у нас лежит в аэропорту, и она зарезервирована. Чтобы вам было понятно, это Удмуртская Республика. Ее надо будет везти на Чусовой в Лямино и восстанавливать у нас на заводе. По цене все эти телодвижения будут в районе 30–33 тысяч рублей за тонну с НДС. Сроки изготовления 15 рабочих дней. Можно и быстрее.

— А что по сертификатам?

— По паспортам? Можем организовать. Но опять считать нужно тоже. Экономику. Нужно будет химанализ делать, проверять на сквозные отверстия. Ну и так далее. В общем, паспорта можем выдать.

— А если без паспортов?

— А если без паспортов, то цену я вам обозначил. 30–35. Наш паспорт в реестре «Газпрома» состоит. Так что бумага будет не просто бумага. Надо вообще все смотреть, на восстановление мы закладываем 5 тысяч рублей к тонне.

— Эти трубы откуда?

— У нас труба в основном «газовка» идет. А из какого региона не могу сказать. Я как-то не выясняю, из какого региона они пришли. На фон проверяем (имеется в виду радиационный фон. — Ред.). Если не фонит, то ничего.

Трубы мы не купили, но при некоторой настойчивости и финансовых ресурсах без труда прошли бы этот квест. А это значит, что проблема реально существует. И государство не то чтобы ее игнорирует. На законодательном уровне большинство решений уже принято — осталось только вычистить ГОСТы, чтобы убрать из них «коллизию со шпунтом». Теперь дело за эффективной работой Ростехнадзора и правоохранительных органов, которым стоит обратить внимание не только на полуподпольные заводы «восстановителей», но и на тех, кто покупает их продукцию, прекрасно осознавая риски.

По существу есть только один способ исключить использование б/у труб. Это не запреты, которые у нас умеют обходить, и даже не штрафы. При выкапывании из земли трубы должны превращаться в лом физически, для чего их нужно элементарно распиливать надвое. Если Минпромторг всерьез намерен решить проблему «восстановительного» бизнеса, то имеет смысл предлагать именно такой порядок.

Денис Кротов

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow