«По божьей воле». Почему молчала церковь?
**О выходе фильма «По воле божьей» знаменитого французского режиссера Франсуа Озона зритель узнал благодаря очередной акции Министерства культуры. Прокатчики картины (компании A-One Films) получили письмо с просьбой перенести дату премьеры без «письменного разъяснения министерства». Хотя очевидно, что фильмом о громком скандале, связанном с сексуальными домогательствами в католической церкви, решили не портить светлый праздник православной Пасхи. **
Франсуа Озон записал видеообращение к российским зрителям, назвав непонятным решение о переносе премьеры его фильма в прокате РФ: «Будем надеяться, что свободу самовыражения будут уважать».
Сценарий этой подчеркнуто сдержанной остросоциальной картины основан на историях взрослых мужчин, французов, в детстве ставших жертвами сексуального насилия в католической школе.
Три героя, не знакомых друг с другом, узнают, что их мучитель Бернар Прейн продолжает работать с детьми. Тот самый Прейн, которого общественное объединение жертв преступлений католической церкви «La Parole Libérée» публично разоблачило. Были собраны десятки свидетельств жертв насилия. В результате к расследованию подключилась прокуратура и Ватикан. Прейн был обвинен в сексуальных домогательствах в отношении 70 мальчиков.
«По воле божьей» — трехактная драма. В каждой главе свой герой. Благополучный банкир, набожный Александр — отец пятерых детей, так и не изживший травму детства. Случайно увидев, что «ласковый святоша» Прейн продолжает работать с детьми, Александр начинает писать письма в Ватикан. Эта часть выдержана в духе эпистолярного романа. Вторая жертва сановного педофила – рьяный атеист Франсуа. Он готов сообщить о долговременном грехе «святого отца» и иерархов церкви средствам массовой информации. А третий — рабочий Дидье, жизнь которого полностью разрушил Прейн, долго не решается открыться. Ведь это невыносимо трудно: взрослым мужчинам публично признаться в том, что они были жертвами насилия. Тем более, что близкие просят не выставлять себя в «неблаговидном виде», не ворошить «дела давно минувших лет».
Смысловой центр фильма — «заговор молчания» католической церкви.
Иерархов, знавших о преступлениях на протяжении многих лет, покрывавших растлителей-иезуитов.
Не ради мести решились действовать герои фильма: надо, чтобы кто-то прервал круг зла. Не церкви они объявляют войну, а преступникам. Но в финале и герои фильма, и зрители останутся с вопросом: почему же молчала и молчит до сих пор церковь?
«Королева сердец». Спасительница превращается в хищника
«Королева сердец» — датско-шведская психодрама режиссера Мэй эль-Тухи.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Анна — дама средних лет — идеальная жена и мать, опытный юрист, представляющий интересы подростков в судах по делам о семейном насилии. У нее прекрасный дом на опушке леса, дочки-близняшки, любящий муж Питер. Однажды в этот семейный рай возвращается «блудный сын». Проблемный подросток Густав — сын Питера от первого брака.
Анна пытается наладить со взрывным, непредсказуемым Густавом отношения, сблизиться с ним. Но подчиняется голосу запретной страсти: делает его своим любовником. Соблазняя Густава, потакая влечению, подвергает опасности не только карьеру, семью, но и жизнь подростка.
Спасительница превращается в хищника, колючий подросток — в жертву. «Иногда то, что происходит, и то, что никогда не должно происходить, — это одно и то же», — говорит с ледяным спокойствием (во всяком случае, внешним) Анна.
Всего-то дел: пренебречь общепринятыми кодексами: морали, поведения. Плыть по волнам желания у края пропасти.
Не думая о последствиях, вновь ощутить себя молодой, вернуть утраченную молодость. Вернуть острое чувство жизни, отдаваясь безрассудной сексуальной связи, которая способна обрушить жизнь. Искушение оказывается «ловушкой дьявола» (страшным, как на знаменитом босховском «Искушении святого Антония»). Когда происходит то, что не должно происходить — сама реальность сходит с рельсов. Опытный защитник травмированных детей, для которого эмпатия превратилась в профессию, оказывается душегубом.
Самое интересное — следить за Анной, за ее меняющимся лицом, на которое наползает ночь. А считает ли она себя виновной?
Еще одна важная тема в фильме существует где-то на втором плане. Тема зависимости подростка от взрослого, в силу опыта способного манипулировать им — искренним, беззащитным. Особенно если взрослый — психолог. Кино на полутонах. Роскошная работа датской актрисы Трине Дюрхольм («Приливы», «Торжество», «Месть»), обладательницы многих кинематографических премий. Голливуд уже ведет переговоры о ремейке фильма, в котором главную роль сыграет Робин Райт.
«Новая жизнь Аманды». История взаимоотношений большого ребенка и маленького
«Новая жизнь Аманды». Современный Париж. Двадцатичетырёхлетний Давид (Винсент Лакост) — обаятельный лоботряс. Плывет по течению жизни. Днем подстригает деревья и кустарники, подрабатывает риэлтерством. Вечерами встречается с девушками. Может опоздать, забирая из школы племянницу Аманду. Да и сколько точно лет племяннице не помнит: примерно шесть-семь. Зато знает, что она большая любительница эклеров «Париж-Брест». Он мчится по Парижу к своей старшей сестре Сандрин на ужин: не забыть бы купить багеты. Сандрин объясняет Аманде, что означает знаменитая фраза «Элвис покинул здание». Обычная парижская милота.
Все меняется, когда во время теракта в городском парке погибает Сандрин. И теперь взрослому ребенку Давиду предстоит заботиться об Аманде (Изор Мюльтрие). Ну или сдать ее в приют. Другой режиссер из подобного сюжета сделал бы слезливую историю. Майкл Херс продуманно сбавляет градус эмоции, выбирает дистанцию, отстраненный взгляд на героев и происходящее с ними.
История взаимоотношений Аманды и Давида — большого ребенка и маленького — показана словно внутренним видением. Каждый из них пытается справится с неисправимым, найти доводы для продолжения обычной жизни, хотя Элвис уже давно покинул здание… Найти доводы даже для радости. Для любви. Для прощения. Для понимания друг друга.
Херс возвращает экрану интонацию фильмов Ромера. Он словно репортажно снимает свою тихую семейную драму с сокрушительной трагедией в сердце и с меланхолической улыбкой, в которой зыбкость надежды. Поэтому снимает на 16-ти миллиметровую пленку. Париж в фильме, с его кофейнями, воскресными улицами, скверами и солнечными парками — столь же беззащитен и хрупок, как и герои. Поэтому особенно жутко выглядит лужайка, расцвеченная тенью и солнцем — после террористической расправы: картинка-открытка с трупами, зеленые лужайки, пропитанные кровью.
Херс признается, что его волнуют человеческие истории, стоящие за террористическими атаками, которые сотрясают его родной город Париж в последние годы. Не политический контекст, не корневые причины терроризма, скорее эмоциональные толчки, сдвиги, срывы с привычной колеи жизни. Усилия обрести под ногами почву. И изжить травму, трагедию в его кино помогает не психолог, не собрание жертв. Скорее ощущение своей необходимости. И сама магия жизни, обыденной, каждодневной. В которой есть велосипед, свежие багеты, футбольный матч, музыка Элвиса и любимый эклер «Париж Брест». В кинематографической реальности Херса надежда есть даже тогда, когда ее нет. И в записи того самого концерта 1956 года, когда продюсер сообщает обезумевшим фанатам, что выступление короля рок-н-рола закончено, он покинул здание… снова звучит голос Пресли.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68