Материалы
Рубрики
Темы
- Как прошли протесты 23 января11 материалов
- Арест Навального и протесты в России24 материала
- Приговор Азату Мифтахову4 материала

Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
27-28 апреля «Новая газета» провела II хакатон по дата-журналистике «Дискриминатон: Большие данные о маленьких людях». Тема напрашивалась сама собой — достаточно пролистать новостную ленту любого издания, не обязательно «Новой газеты». Участниками хакатона стали больше 100 человек. Свои проекты презентовали 19 команд — в 1,5 раза больше, чем год назад.
Первое место заняла команда с темой «Как связаны убийства, совершенные женщинами, с домашним насилием» (ментор — Егор Сковорода, «Медиазона»). Изначально они планировали составить портрет пожизненно осужденного в России.
- «Тему в последний момент придумала наша команда, когда стало понятно, что у нас так просто не собираются данные про пожизненных. А я с радостью согласился, потому что убийства женщинами своих партнеров — это такое крайнее проявление омута домашнего насилия.
- И было жутко интересно проверить свои интуитивные ощущения и общее представление о том, что таких дел большинство, — признается Егор Сковорода. — Мне больше всего понравилось, что мое «менторство» заключалось в том, чтобы сидеть рядом с командой и наблюдать, как все появляется без моего участия, и как хорошо получается.
- Конечно, мы планируем все это допилить, пособирать еще разных данных и опубликовать итоговый проект. И хакатон, по-моему, получился отличный и очень вдохновляющий — сразу хочется попробовать поработать с данными и тут, и там, и так, и эдак».

Второе место жюри присудило команде под руководством Никиты Гирина, корреспондента «Новой газеты». Они изучали, от кого защищались женщины и мужчины, осужденные за превышение пределов самообороны.
- «Тема была на поверхности. В ООН дискриминацию женщин называют величайшей проблемой в области прав человека. Одно из следствий этой неизбывной дискриминации — насилие в семье. Истории Маргариты Грачевой, сестер Хачатурян, Галины Каторовой и другие громкие дела последних лет сделали проблему домашнего насилия в России видимой, — объясняет выбор темы ментор.
- — Из подсчетов ООН мы знаем, что около половины убийств женщин совершаются их интимными парнерами. Значит ли это, что женщины, которые сопротивляются насилию и убивают преступника, в большинстве случаев убивают партнера? Было поверхностное представление, что да. Хотелось проверить эту гипотезу ответственно и на большом масштабе. А заодно посмотреть, если ли какая-нибудь система в том, от кого защищаются мужчины. Контраст получился жуткий.
- Я рассчитываю, что мы доведем исследование до публикации и «поженим» его с проектом команды Егора Сковороды, — это грани одного явления.
- Меня всегда смущают премии и конкурсы из-за их неизбежной соревновательности, но я был счастлив наблюдать, как только что не знакомые друг с другом люди вместе решают задачи. Я рад важному и полезному результату, но еще больше рад вот этому их опыту».
Приз за третье место получила команда N+1. Они исследовали проблему диспропорции женщин и мужчин в РАН. Им даже удалось зафиксировать и отследить такой феномен как «протекающий трубопровод» — когда по мере продвижения по карьерной лестнице женщин становится всё меньше.
- «С одной стороны, каждый раз, когда руководство Российской академии наук спрашивает, почему так мало женщин-академиков, звучит что-то вроде «так получилось». С другой, даже менторы других команд на хакатоне сказали нам, что, мол, все и так знают, что женщин в РАН дискриминируют. Меня не устраивает ни один, ни другой ответ. Как именно это так получилось? И точно ли в РАН сидят какие-то особенные сексисты?
- Поэтому я и предложила участникам разобраться, что и почему всё-таки происходит, — рассказывает ментор команды научный журналист, автор N+1 Ольга Добровидова. — Мы с командой продолжаем работу над материалом, в том числе с учетом замечаний жюри, и, само собой, рассчитываем его опубликовать. Более того, в сентябре пройдут выборы в РАН, и я планирую, что мы не только получим реакцию академии на нашу публикацию, но и вернёмся к этой теме после выборов, чтобы, вновь вооружившись данными, посмотреть на ситуацию.
- Для меня как ментора участие в хакатоне было крайне любопытным опытом. Для N+1 это, по сути, первый эксперимент в расследовательской дата-журналистике, рубрика, в которой выйдет этот текст, так и называется — «Эксперименты», и, я думаю, его можно признать удачным. Я же получила возможность поработать с прекрасной, очень мотивированной командой, спасибо им за это.
Добавим, что проектами-победителями уже заинтересовались в Фонде имени Генриха Бёлля в России и готовы помочь им в работе над исследованиями.
Спецприз от редакции после долгих обсуждений достался «Квир-десанту», который изучал отношение пользователей соцсетей относятся к представителям ЛГБТ сообщества.

- «Я шесть лет занимаюсь ЛГБТ-исследованиями, веду телеграмм-канал, читаю лекции о гомосексуальности. — рассказывает один из участников команды Дмитрий Толкачев. — Подавал заявку на хакатон и, получив отказ к участию в одной из команд менторов, решил сделать другой проект. Через фейсбук и канал в телеграме откликнулись Рома, Гриша, Настя и Марат. Шикарные специалисты в анализе данных! Без них вообще ничего бы не вышло. Это просто герои этого исследования.
- Я предложил посмотреть комментарии пользователей в соцсетях, потому что они отражают более реальное отношение к вопросу, чем, например, опросы общественного мнения. Использовали посты 10 топовых новостных пабликов во ВКонтакте с 2010 года. Также добавили поисковые запросы Google и «Яндекса». Мы подтвердили гипотезу: «пропаганда гомосексуализма» — придумана властями искусственно и именно законами «подогрет интерес».
- За два дня мы также увидели, что опросы общественного мнения умалчивают одну вещь: люди стали больше спорить о гомосексуальности и понимать, что это вариант нормы. Мы хотели бы сделать и научную публикацию (так как большинство из нас студенты) и было бы приятно посотрудничать с «Новой газетой», чтобы поделиться результатом с большим кругом читателей»
А теперь — результаты!

Результаты и проекты команд
максимально возможное количество баллов — 7
1. Команда «Медиазоны»: Связь совершенных женщинами убийств с домашним насилием (ментор — Егор Сковорода, «Медиазона»)
Результат: 6,44
2. Команда «108 УК РФ»: От кого защищались женщины и мужчины, осужденные за превышение пределов самообороны (ментор — Никита Гирин, «Новая газета»)
Результат: 6,41
3. «РАН+1»: Женщины в РАН (ментор — Ольга Добровидова, N+1)
Результат: 5,78
4. «Квир-десант»: (18+) Тридварасы. Язык ненависти в России (18+)
Результат: 5,54
5. Команда «МиП» (Москвичи и петербуржцы): Почему квартиры сдают «только славянам»? (ментор — Кирилл Мартынов, «Новая газета»)
Результат: 5,33
6. Команда «Рубильник»: Закон о суверенном Рунете. Как он принимался, реакция общества и СМИ
Результат: 5,22
7 (Разделили две команды, набравшие по 5,19).
Команда без названия: Сколько зарабатывают жёны и мужья депутатов?
DaDaScience: Голые профили. анализ профилей пользователей ВК на открытость
8. Transparency Int. Russia: Женский портрет в региональном правительстве (менторы — Илья Шуманов, Глеб Гавриш)
Результат: 5,11

9. Команда «Генеральная уборка» (Meduza): Мусорные данные (менторы — Иван Голунов, Алексей Ковалёв)
Результат: 4,96

10. «Деньгомет»: Банкротство и микрокредитование в России (ментор — Алиса Кустикова, «Новая газета»)
Результат: 4,89
11. Команда «МБХ Медиа»: Доступность качественного образования и студенческая миграция
Результат: 4,67

12. Команда «INP»: Связанность депутатов Государственной думы
Результат: 4,58
13. «Команда 29»: Дискриминация судимых. Кто просит о досрочном снятии судимости, и у кого есть шанс его добиться (менторы — Катя Аренина, Таня Торочешникова)
Результат: 4,07

14. Команда «Информационной культуры»: Большие маленькие люди (ментор — Иван Бегтин)
Результат: 3,58
15. «Щётка»: Возрастная дискриминация на рынке труда
Результат: 3,56
16 (Разделили две команды, набравшие по 3,52).
Илья Гаврилов, Федор Зайцев, Варвара Соболева: Объявления о работе как признак социального неравенства
Команда «Таких Дел»: Жизнь с ВИЧ в России (менторы — Дарья Сулейман, Ксения Бабихина)
17. «Кулхацкеры»: Портрет благотворителя в России. Кто помогает людям в нужде?
Результат: 3,21
Благодарим СМИ и организации, которые приняли участие: N+1, «Такие дела», «Медузу», «Трансперенси Интернешнл — Россия», «Медиазону», «Команду 29» и «Информационную культуру»
Особая благодарность — членам жюри

- Денису Запорожану, креативному директору студии инфографики «РИА Новостей».
- Андрею Заякину, сооснователю «Диссернета», редактору дата-отдела «Новой»;
- Андрею Дорожному, специалисту по визуализации данных, дата-журналисту;
- Ирине Костериной, программному координатору Фонда имени Генриха Бёлля в России, социологу, гендерной исследовательнице;
- Елене Костюченко, специальной корреспондентке «Новой»;
- Татьяне Лысовой, замглавного редактора службы политической информации «Интерфакса» и бывший главред «Ведомостей»;
- Сергею Устинову, дата-журналисту, автору проектов «Карта ДТП», «Вотум» и др.;
- Роману Шлейнову, редактору отдела расследований «Новой» и региональному редактору OCCRP;
- Илье Щурову, кандидату физико-математических наук, доценту кафедры высшей математики НИУ ВШЭ;
Отдельно говорим спасибо за помощь в организации и проведении хакатона: официальной площадке мероприятия — Центру «Благосфера», НИУ ВШЭ, Skuratov Coffee, Russian Hackers и Reg.ru
Делаем честную журналистику
вместе с вами
В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.
Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.