Государству на словах нужно современное и конкурентоспособное образование, а на деле — дешевое и обеспечивающее лояльность всех его участников по отношению к нынешней власти. Обществу важно, чтобы школа не на словах, а на деле обеспечивала конкурентоспособность страны, а также не забывала о воспитании. Бизнес хотел бы видеть будущих работников компетентными, открытыми к новому и обучаемыми. Родители мечтают для своих детей о качественном образовании, обеспечивающем жизненный успех, в безопасных условиях и с минимальным участием семьи. Детям важно, чтобы в школу хотелось идти, было в ней интересно и все по-доброму, с пониманием их возможностей и особенностей. Педагоги хотят избавиться от бедности, перегруженности и бюрократии, переживают за статус профессии, ибо во всем этом они чувствуют неуважение к себе.
Преодолеть пороки и сделать российское образование воплощением этого социального заказа не так и трудно. Нужна политическая воля и несколько шагов. Воля к чему, спросите вы. В первую очередь — к уважению ребенка. Уважать ребенка — это принимать его таким, какой он есть, со всеми особенностями, возможностями, талантами и проблемами, создавать условия для его развития. Основных таких условий, на мой взгляд, три.
Место становления свободной личности
Первое — насыщенная, интересная, вариативная, открытая образовательная среда. Разнообразные предметы, спецкурсы и кружки, профили и специализации, проекты и экспедиции, а для них мастерские, лаборатории, студии, медиацентры, детские технопарки, теплицы, обсерватории, стадионы и бассейны. А в них — современное оборудование и средства обучения, гибкое расписание, грамотная организация учебных помещений и современная эстетика.
В школе все должно быть самое современное и передовое. Школа всегда должна быть местом завтрашнего дня.
Вариативность и насыщенность очень важны, потому что создают главный инструмент личностного развития — большое поле выбора и возможность выбирать сообразно своим талантам, особенностям и интересам. Выбор является мощным мотором личностного развития и созидает свободного человека. В бедной и жестко структурированной среде нет возможностей для самоопределения, обретения опыта свободы и потребности в свободе. В богатом поле выбора нет нужды придумывать индивидуальные образовательные маршруты для ученика: он сам его проложит и обретет через это свою индивидуальность. Только так можно подготовить школьника к жизни в постоянно меняющемся мире, развить способность действовать в ситуации неопределенности, научить самого «определять неопределенность», трансформировать ситуацию в соответствии со своими ценностями.
Без свободного учителя не может быть свободной школы
Проектирование и создание таких сред требует высокого профессионализма педагогов, и это второе важное условие. Профессиональные педагоги не обязательно любят детей, но обязательно их уважают, видя в каждом его потенциал, и обязательно любят свою профессию, а значит, способны создать зону ближайшего развития для ребенка, в которой раскрывается его потенциал. Чтобы педагоги в школе были такими, им важно чувствовать уважение к себе. А для этого нужно доверять учителям и создать условия для их спокойной работы. Государственный диплом должен быть таким мандатом доверия, то есть избавлять педагога от бесконечных последующих проверок и подтверждений. Не на словах, а на деле следует прекратить бюрократизацию школы: «эффективные контракты», избыточную отчетность, бесконечные изменения порядка аттестации и пр.
Главным показателем профессионализма учителя являются результаты его учеников.
Критерии оценки деятельности педагогов могут и должны быть абсолютно простые и прозрачные. Их может быть всего три: обучение, воспитание, инновации. На соответствие занимаемой должности учителя показывает достижение учебных результатов в рамках показателей. Для получения первой категории — внеурочная/воспитательная работа: руководит проектной или исследовательской работой учеников, ведет предметный кружок, дискуссионный клуб, экскурсии, экспедиции и пр. Для получения высшей категории необходимо проявить себя в инновационной деятельности: разработке новых методик, приемов, программ, учебных материалов. Все показатели должны определяться не чиновниками, а самим учительским сообществом через саморегулируемые организации.
А самое главное — у учителя должна быть возможность самому постоянно учиться. Установленный факт, что в достижении качества образования определяющими являются два фактора. Один из них — качество преподавания (о другом чуть позже). Повышение квалификации учителей, развитие их компетенций требует серьезных вложений. Для этого следует существенно укрепить региональные институты развития образования/повышения квалификации и восстановить муниципальные методические службы, которые пали жертвами оптимизации во многих регионах. Возможности современных технологий позволяют создать сервисную службу поддержки педагога с доставкой на дом — в личный электронный кабинет. Помнится, когда страна готовилась к переходу на ныне действующие государственные образовательные стандарты, обещалось чуть ли не индивидуальное сопровождение на соответствующем портале, но все обещания были забыты сразу после утверждения стандартов.
У уважаемых властью педагогов заработная плата позволяет им достойно жить, работая на одну ставку, иметь достаточно времени для саморазвития и качественного отдыха. Заработную плату учителям на уровне средней по региону следует установить на ставку (18 часов), а не на физическое лицо, работающее на полторы-две ставки, и расчет средней зарплаты вести без учета администраторов, только в своей профессиональной группе. И это на первом этапе, а далее должен быть график ее повышения в процентном выражении к средней зарплате по региону. Не более чем за пять лет она должна быть доведена до 200% от среднего регионального значения. Оклад педагога изначально не имеет права быть ниже двойного прожиточного минимума. Только так можно будет уберечь учителя от изнуряющих перегрузок и обеспечить условия для саморазвития. Стыдно читать публикации в бурятских газетах о том, что наши учителя массово уезжают на заработки в Монголию, отмечая, что в четыре раза более высокая зарплата, культ учителя в стране и высокий престиж профессии позволяет им чувствовать себя нужными и востребованными специалистами.
Свободный и уважаемый учитель очень быстро обретет те новые роли, которые требует от него время: станет навигатором в море знаний, модератором в мире компетенций, тьютором, сопровождающим личностный рост.
Учитель, которому доверяют, и вокруг себя создает тот уклад школьной жизни, который характеризуется открытостью, уважением, доверием, доброжелательностью и бережностью друг к другу. Диалог и умение слышать, совместные дела и принятие важнейших решений отличают такую школу, о которой и мечтают дети. Такая школа в большей мере застрахована от тех актов агрессии, примеров которых все больше приносит каждый грядущий день.
Энергия семьи для любви к ребенку
Третье важное для развития ребенка условие — любящие, понимающие, компетентные родители. Родителям нужно помогать: организовать консультирование, родительские университеты, антикризисные центры, повышать психологическую и педагогическую грамотность. Все это важно для достижения мира и согласия в семьях, взаимопонимания.
Нужна серьезная инфраструктура поддержки семьи: возможность оставить ребенка в школе полного дня после уроков, отправить в детские центры, лагеря, экспедиции на каникулах, пригласить няню/гувернантку на период командировки или болезни.
А самое главное, семью нужно избавить от бедности и неустроенности, создать условия для достижения ею достойного уровня жизни, который бы позволил освободить время для общения с детьми. У родителей должны оставаться силы любить ребенка. Любовь требует много энергии. Этой энергией питается развитие ребенка.
Уважение к ребенку, уважение к педагогу, уважение к родителям, воплощенные через политику в сфере образования, — это те важные условия, при наличии которых не будут первоклассники драться с психологами на переменах, дети-маугли останутся персонажами книжек, а не жителями столичных городов. Это условия, которые позволят обеспечить жизненный успех свободных граждан, приращение человеческого капитала, развитие и конкурентоспособность страны, компетентных работников, реально сильное государство.
Государство, стремящееся обрести реальную силу, силу жизни, измеряемую уровнем и качеством жизни своих граждан, долей отечественной экономики в мировой, а не мнимую, представленную количеством ядерных боеголовок силу смерти, по-другому управляет сферой образования.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Управление для школы завтрашнего дня
При всех высокопарных словах чиновников, образование в России остается «обслуживающей» отраслью ресурсоориентированной экономики. Понимание, что конкуренция за будущее разворачивается именно в сфере образования, отсутствует в чиновничьем сознании. Нет внятной стратегии развития системы образования. И это понятно — стратегии нет у страны. Проводимые изменения не обсуждаются ни с профессиональным сообществом, ни с родительским, ни тем более с ученическим. Управление системой нацелено не на содержание и качество преподавания, а на способы контроля, что и привело к крайней степени бюрократизации школы. Главными критериями при отборе управленцев всех уровней от директора школы до федерального министра являются лояльность и беспрекословное исполнение решений свыше, а отнюдь не профессионализм и достижения. Усилиями недальновидных и равнодушных чиновников школа институционально истощается: в ней не создаются внутренние правила — они привносятся извне, исчезает ролевое содержание — ученики не учатся, а отбывают повинность, учителя не учат, а проводят уроки. Такое управление толкает школу в архаику. Она становится местом воспроизводства прошлого, а не местом завтрашнего дня.
Качество управления является, наряду с качеством преподавания, вторым фактором, определяющим качество образования. В системе управления образованием России очень многое должно стать иным: от госполитики до управленческих действий рядовых чиновников и директоров школ. В этой новой политике нет места оптимизации, уничтожающей сельские школы и принуждающей детей трястись по разбитым дорогам либо жить в пришкольных интернатах, а есть приоритет образования в бюджете, создание новых образовательных институтов, адекватных требованиям и возможностям времени. Эта политика строит открытые образовательные системы, обеспечивает ребенку большое поле выбора, приветствует самостоятельность и академические свободы, строит общение на основе диалога и полилога, принимает решения на основе обратной связи, генерирует инновации, доверяет профессионалам, создает атмосферу свободы и творчества. Без свободной школы невозможно построить современное сильное государство и богатую страну.
Государства, которые наращивают свою конкурентоспособность, тратят на образование не менее 5% ВВП. Достаточно посмотреть на лидеров мировых рейтингов по экономике и расходам на образование, чтобы убедиться в том, что это одни и те же страны. Наши расходы на пике в 2014 году составляли 4,1% от ВВП, после этого снизились до 3,54% в 2018 г., из них расходы на общее образование составили лишь 1,42%. Следует заметить, что действующая Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная правительством РФ в 2008 году, предполагает увеличение общих расходов на образование до 7% ВВП в 2020 году. Еще одно невыполненное обещание в копилку.
Структура российского бюджета ярко демонстрирует приоритеты бюджетной политики сегодняшней власти и отсутствие образования среди них.
Как избавить школу от поборов
Но проблема не только в этом. Финансовые основы жизни российской школы нуждаются в скорейшем и существенном пересмотре. Есть парадокс, известный, может быть, не всем. Образование — одна из самых массовых услуг в нашей стране. Но при этом никто не знает, сколько она реально стоит, хотя десять лет назад страна перешла на подушевой принцип финансирования в образовании, и в каждом регионе существует такой норматив на ученика. Как так получилось?
По закону государственные образовательные стандарты устанавливаются на федеральном уровне. А вот обязанность обеспечить гарантии по реализации этих стандартов ложится уже на регионы. Регионы в условиях дефицитных бюджетов вспоминают родной до боли принцип остаточного финансирования: все, что могут насобирать на образование по своим финансовым сусекам, делят на количество детей в регионе и получают местный норматив финансирования. Некоторой рамкой являются лишь требования майских указов президента по зарплате педагогов и требования надзорных органов обеспечить детей бесплатными учебниками, соблюдение которых достигается всевозможными ухищрениями и не всегда.
В результате подушевые нормативы в регионах различаются в разы: в одном он может составлять 20 тысяч рублей на ребенка, а в другом — 80 тысяч.
Получается, что право ребенка на качественное образование зависит от региона, в котором он живет.
При этом педагоги и администраторы школ выполняют одинаковую государственную задачу и несут одинаковую ответственность за достижение установленных государством результатов, и на экзаменах с них спросят со всех одинаково. Но финансовые условия у них были разные. Пакет заданий на ЕГЭ не будет в четыре раза легче там, где финансовый норматив в четыре раза меньше. Конечно, это несправедливо. Именно поэтому школа вынуждена обращаться за помощью к родителям, и возникает проблема так называемых школьных поборов.
Как можно исправить ситуацию? Следует, наконец, посчитать, сколько же стоит реализация государственного образовательного стандарта в расчете на детскую душу с учетом требуемых стандартом и велениями времени условий. Установить научно обоснованный норматив и прописать его в законе в виде формулы под каждый вид и направленность программ. В нем должны быть учтены и кадровое обеспечение (сколько психологов, социальных педагогов, тьюторов, библиотекарей и других специалистов должно приходиться на какое количество детей) с установленными базовыми окладами, и учебники с учетом износа и сменяемости, и цифровая среда, и лабораторное оборудование с учетом амортизации, и повышение квалификации педагогов, и многое другое, что требуется законом и государственным стандартом. Ниже этого обоснованного норматива ни один регион страны не должен иметь права опуститься при финансировании школ своего региона. Если в региональном бюджете средств недостаточно, должны включаться механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности, и регион должен получить недостающие средства. Регион, имеющий возможность финансировать школы сверх этого минимального норматива, сможет это сделать и тем самым получит конкурентное преимущество.
Ветхие школы бывают только в ветхом государстве
Показателем отношения российской власти к образованию является состояние школ. Хоть и говорил Дмитрий Медведев, будучи президентом, в своей национальной инициативе «Наша новая школа», что «школа не должна быть ветхой», преодолеть ветхость не удалось.
4400 школ, или 10,7% из общего их числа, требуют капитального ремонта. 5% школ не имеют водопровода, а 20,6% (каждая пятая!) — центрального отопления.
Количество школ без теплых туалетов, названное министром образования О. Васильевой на совещании по подготовке к началу текущего учебного года, заставляет взглянуть на календарь, чтобы убедиться, в каком времени живешь. После этого же совещания страна узнала, что 2 миллиона 210 тысяч школьников России учатся во вторую смену (за один год их число увеличилось на 330 тысяч человек), а 10 тысяч — в третью смену. В какой еще великой державе можно найти такое явление, как обучение в две или три смены?! А так учатся более 30% школьников Чечни и Тывы, более 20% — Дагестана, Ингушетии, Бурятии, Краснодарского, Пермского и Забайкальского краев, Иркутской, Томской, Новосибирской, Амурской, Сахалинской, Курганской, Челябинской и других областей. Только в 14 субъектах РФ доля обучающихся во вторую смену составляет менее 5%. Без принятия экстренных мер эта проблема будет надвигаться по нарастающей. Особенно циничным на этом фоне выглядит указ президента РФ об объявлении в России Десятилетия детства. Происходит это при том, что страна получает дополнительные нефтегазовые доходы, исполняет в 2018 году бюджет с профицитом и принимает на 2019 год также профицитный бюджет. Да и сокращение расходов на бюрократию, правоохранительные органы и военные цели, на которые у нас уходит половина бюджета, помогло бы решению проблемы.
***
Очевидно, что при таких подходах проблемы в образовании будут только накапливаться, оно будет стагнировать и обеспечивать лишь воспроизводство архаики. Именно поэтому я считаю, что российские налогоплательщики могут и должны требовать, чтобы за их налоги их дети получили современное образование в достойных условиях. И партия «Яблоко» этого требует.
Для того чтобы школа стала местом завтрашнего дня, нужна политика завтрашнего дня. Приходите в политику, чтобы делать ее современной и человечной.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68