КолонкаОбщество

Стоит ли ожидать «левого поворота» в России?

Итоги дискуссии в редакции «Новой»

Стоит ли ожидать «левого поворота» в России?
Фото: Виталий Кавтарадзе, для «Новой»

По данным опроса, проведенного Институтом социологии управления РАНХиГС в октябре 2018 года, более 40% россиян симпатизируют политике левого толка. Социологи Левада-центра озвучивали данные, что 40% россиян поддерживают социалистические, а еще около 20% — коммунистические взгляды.

  • Способно ли сегодняшнее левое движение в России ответить на углубляющийся запрос на «левый поворот»?
  • Может ли оно предложить обществу убедительную программу?
  • Насколько оно отражает интересы тех, кого пытается представлять, — людей наемного труда, российских рабочих, число которых, по последним данным, составляет порядка 26 миллионов человек?
  • Да и есть ли у левого движения такие амбиции?

Эти и другие вопросы обсуждали в ходе публичной дискуссии, прошедшей в «Новой газете». В рамках мероприятия был представлен доклад группы авторов о левых движениях и партиях в России, а также о взглядах современных российских рабочих.


В последние годы исследователи уделяют довольно много внимания националистическим правым силам, а левыми движениями интересуются гораздо меньше. Серьезных российских исследований несистемного левого поля и социально-политических взглядов в рабочей среде последние 30 лет практически не проводилось.

Представленный доклад — попытка начать восполнять это пробел. Доклад состоит из двух частей. Первая посвящена особенностям современных левых партий и движений в России. В ней дан анализ как двух основных системных левых партий, так и несистемного левого движения. Анализ несистемных левых организаций и движений основан на данных, полученных в ходе непосредственного наблюдения более чем 140 протестных акций в разных городах России в период с 2015 по январь 2019 года.

В этой части предпринята редкая попытка дать краткий обзор наиболее активных несистемных левых организаций, объяснить причины их малочисленности и раздробленности, роли событий на Украине в расколах в левом движении, а также сравнить особенности самоорганизации левых и их главных соперников и потенциальных партнеров — навальнистов. И те, и другие активно участвуют в уличных акциях, и те, и другие обращаются к социальной повестке. Однако не только идеология, но и modus operandi этих движений заметно различен, что делает объединение сторонников Навального и представителей левых течений в пределах одного и того же протестного поля довольно сложной задачей.

Вторая часть доклада представляет собой уникальный, хотя и локальный, опыт качественного социологического исследования социальных и политических взглядов, социальной самоидентификации современных рабочих на основе фокус-групп, индивидуальных интервью и анкетирования сотрудников производственных предприятий Калуги и Омска. Малый охват исследования (всего было опрошено 23 человека) не позволяет ему претендовать на репрезентативность, однако проливает свет на ряд важных вопросов.

В вопросах самоидентификации опрошенные относят себя и своих коллег к категории «рабочих». Они подчеркивают свою особенность по сравнению с другими социальными группами, свою социальную значимость для производственного процесса и общества. Одновременно большинство считает себя и к среднему классу, что объясняется их образом жизни, уровнем образования и доходов, которые соответствуют представлениям о среднем классе в их регионе и в стране в целом. Однако подчиненное положение на производстве, социальная непрестижность профессии приводят к тому, что большинство рабочих продолжает сегодня относить себя к социальной группе, находящейся на одной из низших ступеней социальной лестницы.

Рабочие участвуют в забастовках и считают их легитимным способом защиты своих интересов, однако отмечают, что солидарность с рабочими других заводов крайне низка. Люди готовы идти на конфронтацию с собственником для решения проблем, касающихся их лично, но не ради общего принципа или поддержки представителей своей социальной группы.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Исследование общественно-политических взглядов рабочих показало, что опрошенные нами рабочие воспринимают политическую и социальную системы современной России как игнорирующую их и во многом действующую не в их интересах. В ответ почти половина опрошенных нами рабочих сознательно не приходят на выборы. Некоторые из них голосуют за КПРФ, «Справедливую Россию» или ЛДПР, хотя понимают, что эти партии — часть существующей системы и в большей степени поддерживают их интересы на уровне риторики, чем реальным делом.

Несистемные левые движения рабочим знакомы гораздо хуже, они плохо информированы об их деятельности. Многие считают, что эти движения сфокусированы исключительно на своей повестке, а не на интересах трудовых людей, а часть из них слишком субкультурна.

Рабочие не слишком доверяют основному источнику официальной информации — телевидению и придают неожиданно большое значение интернету как источнику новостей. Исследователи также отметили высокий уровень раздражения, накопившийся в отношении федеральной власти и «Единой России», который, возможно, особенно ярко проявился на фоне пенсионной реформы. При этом рабочие придерживаются патерналистских взглядов на роль государства в решении социальных проблем и ожидают от президента и федеральной власти повышения зарплат, создания рабочих мест, справедливого распределения доходов.

В фокус группах обсуждалось отношение рабочих к ряду социальных, политических и культурных вопросов и выяснилось, что в большинстве случаев их взгляды можно охарактеризовать скорее как леводемократические, нежели консервативные и охранительные. По своему мировоззрению рабочие даже ближе к классическим левым, чем значительная часть современных левых партий и движений России, проанализированных в первой части доклада.

При этом исследование выявило ситуацию «брошенности» рабочих. Идеология и политика власти их в значительной степени не устраивает, но и среди оппозиции, как парламентской, так и несистемной, нет партий или движений, в том числе левых, которые выражали бы их интересы и пользовались их доверием. Представители левых организаций и российские рабочие, живя в одной стране, в значительной степени существуют в параллельных, мало пересекающихся между собой реальностях.

Участники дискуссии в целом согласились с оценкой потенциала несистемных левых движений, назвав его состояние «эмбриональным». Однако некоторые считают, что повод для оптимизма у левых движений есть, так как последние годы и особенно после пенсионной реформы в левое движение приходит много молодежи. «И это другого типа люди… идет разрыв со старыми организациями, рост различного рода кружков, которые принципиально не хотят иметь дело со старыми несистемными и системными левыми организациями («системных» всерьез никто не воспринимает, это некий симулякр, а несистемные левые возникали как субкультурные и в связи с этим несут отпечаток такой истории формирования…) идет поиск чего-то иного. Приходят нормальные приличные люди. Появляется новое поколение работников более молодых, избавленных от патерналистской традиции», — рассказал профсоюзный активиста и член организации «Рабочая платформа». По его мнению, в условиях сформировавшегося в России «жесткого монополистического капитализма», отсутствия социальных лифтов, «молодежи деваться некуда» «Если раньше в 90-е можно было пойти в бизнес или в бандиты, то сейчас нового пути, кроме как уйти в левую альтернативную политику, не остается».

Тем не менее, авторы доклада пришли к выводу, что в ближайшее время ожидать серьезного левого поворота в России не следует. Скорее растущее, но не артикулированное недовольство создает благодатную почву для популизма, играющего на социальной повестке.

Участники дискуссии не раз подчеркивали актуальность заявленной темы, отметив, что не только российские рабочие остаются социологической terra incognita, но и работники сельского хозяйства, и наемные работники сферы услуг, транспортных агрегаторов, самозанятые в больших городах выпадают из фокуса социологических исследований. Последние категории чаще всего гораздо более уязвимы по сравнению с рабочими, так как еще меньше защищены законами и обеспечены социальными гарантиями. К сожалению, ни исследователи, ни общественность не проявляют интереса к тем, кто составляет как минимум треть рабочей силы России.

Обсуждавшиеся доклады можно прочитать по ссылкам:

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow