СюжетыОбщество

Жизнь без свалок

Как Финляндия построила самую совершенную в Европе систему по переработке отходов

Этот материал вышел в номере № 44 от 22 апреля 2019
Читать
Жизнь без свалок
Фото: Мария Ефимова / «Новая газета»
Циркулярная экономика, или экономика замкнутого цикла — модель потребления, основанная на повторном использовании ресурсов. Тренд перехода к ней отмечают в ЕС, Азии и России. Циркулярную экономику нельзя отнести ни к капиталистической, ни к социалистической модели. Это принципиально новые идеи, которые призывают отказаться от традиционной «линейной» экономики и использовать имеющиеся у общества ресурсы с минимальным количеством отходов.

Два столпа финского подхода

Неотъемлемая часть циркулярной экономики — совместное потребление, направленное на устранение неэффективного использования товаров. Например, всего 4% автомобильного парка Хельсинки могли бы обеспечить все транспортные нужды жителей, если бы они использовались совместно, говорит Даниэль Кауффманн, член Мирового форума по циркулярной экономике и сотрудник компании Sitra.

Другой важный элемент циркулярной экономики — переработка отходов для повторного использования. В Финляндии 99% муниципальных отходов или перерабатываются, или отправляются на мусоросжигательные заводы, которые впоследствии генерируют энергию.

По сравнению с Москвой в Хельсинки непривычно мало мусорных баков, при этом все они — для раздельного сбора. Начальник отдела России в министерстве иностранных дел Финляндии Никлас Линдквист отмечает, что очень часто баки для раздельного сбора оказываются переполненными. «Население хочет, чтобы была утилизация, раздельный сбор, но возможностей не всегда хватает», — рассказывает он, отмечая, что это «положительная проблема».

Одна из систем раздельного сбора — MetroTaifun, разработанная финской компанией Marimatic. Она устанавливает на улицах контейнеры для пяти видов твердых отходов: биомассы, бумаги, смешанных отходов, картона и пластика. Для открытия контейнера человек должен приложить к нему специальный чип. После того, как контейнер полностью заполнен, все отходы по трубе отправляются на завод по переработке, где находятся пять огромных отсеков — отдельно для каждого типа отходов. Один из таких находится в строящемся микрорайоне в пригороде Хельсинки. Запускается переработка отходов непосредственно на предприятии с помощью компьютера, все автоматизировано.

Через несколько секунд после запуска системы с компьютера раздаются громкий скрежет и шипение: переработка отходов началась. По трубам они поступают в специальные отсеки, где идет сам процесс переработки. Запустить можно как переработку только одного типа мусора, например, бумаги, так и сразу всех пяти.

В одном «Ядрово» от Калифорнии

Эксперт проекта «Ноль отходов» Greenpeace Алексей Киселев — о том, как решить «мусорную проблему» в России, чем плох скандинавский опыт и почему миру нужна новая модель потребления

Сжигание «хвостов»

Фото: Мария Ефимова / «Новая газета»
Фото: Мария Ефимова / «Новая газета»

Из 99% отходов, которые не отправляют на полигоны, 58% сжигают на заводах для выработки энергии. Кауффманн отмечает, что при сжигании отходов так называемый «цикл» повторного использования ресурсов, который не должен заканчиваться, прерывается. При этом полностью отказаться от сжигания нельзя — есть определенные виды материалов, которые не подлежат переработке. «Тогда энергетическая утилизация — единственная возможность», — отмечает он.

Тепловой и энергетической утилизацией отходов занимается в Финляндии, в частности, компания Fortum. Ее предприятие находится примерно в 70 км от Хельсинки, в городе Рийхимяки. 96% производства электроэнергии не сопровождается выбросами углекислого газа, отмечает директор по развитию бизнеса и продаж Теро Холлэндер. На территории комплекса, расположенного рядом с трассой, работают две мусоросжигательные установки. Кроме того, на нем есть установка для переработки пластиковых отходов, превращающая их во вторичное сырье для обрабатывающих предприятий. В компании отмечают, что размещение отходов на свалках — последняя альтернатива, когда невозможно применить ни один из видов утилизации.

Если же все-таки приходится прибегать к этому способу, то необходимо контролировать, чтобы не было вредных выбросов в окружающую среду.

Пилотирование проектов до их запуска в производство осуществляет Центр технических исследований Финляндии (VTT). На полноценный запуск уходит минимум пять лет, отмечает менеджер развития пилотных станций Мика Хяркёнен, а обычно все десять — в зависимости от рентабельности проекта, технических возможностей и законодательной базы.

Ценности не те?

Фото: Мария Ефимова / «Новая газета»
Фото: Мария Ефимова / «Новая газета»

Можно ли технологии, применяемые в Финляндии, внедрить и в России? По данным Росприроднадзора, в России только 4–5% отходов отправляются на переработку или сжигание. Большую часть твердых коммунальных отходов захоранивают на полигонах.

В Финляндии знают о «мусорной реформе», которая началась в ряде российских регионов с начала года. В 80 субъектах (за исключением Москвы, Петербурга и Севастополя, где она начнется в 2022 году) появились специальные операторы, ответственные за переработку, вывоз и раздельный сбор отходов. Компании самостоятельно устанавливают тарифы для населения исходя из своих издержек.

Ряд проектов финских компаний в России уже реализован. Например, в московском парке Зарядье MariMatic совместно с компанией «Мосинжпроект» создала автоматизированную систему сбора отходов. Также финское предприятие представило решение для автоматизированного сбора отходов на московском стадионе «ВТБ Арена парк».

Сотрудничество с Россией развивает и компания Fortum. На территории страны находятся восемь электростанций: пять — в Челябинской области, три — в Тюменской. Помимо этого, в январе прошлого года в Ульяновской области была запущена первая ветровая электростанция, а в конце 2017 года Fortum объявила о строительстве трех солнечных электростанций в российских регионах.

По словам Линдквиста, одна из проблем при сотрудничестве с Россией — административная: непонятно, с кем представители финских компаний должны связываться и к кому обращаться, учитывая, что региональных операторов много. Один из возможных вариантов — совместный проект с одним из регионов, который стал бы витриной финских технологий в области переработки отходов.

По словам директора организации Kauko International Нийлеса Айролы, финским компаниям интересна работа на северо-западе России. Есть два важных препятствия: первое — «люди просто хотят зарабатывать деньги», а переработка отходов, скорее, их забирает. «Но это изменится», — уверен Айрола. Вторая проблема заключается в том, что российское «законодательство ставит эту ценность (переработку отходов. —Ред.) достаточно низко».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow