Да, Михеев фигура непубличная, но значимая. «Донести информацию до Медведева можно было, в частности, через начальника его охраны — Михаила Михеева, — сообщали «Ведомости» в 2012 году. — У Медведева с Михеевым сложились доверительные отношения. И мягкость Медведева привела к тому, что к Михееву с просьбами стали приходить разные бизнесмены». По мнению собеседника «Ведомостей», у Медведева ко времени его президентства не сложилось команды как таковой, он сам был частью окружения первого лица. В итоге роль команды Медведева играли люди, с которыми он относительно долго знаком.
В департаменте пресс-службы и информации правительства на запрос «Новой» ответили, что не комментируют работу сотрудников ФСО и службы безопасности президента.
Особняк с крыльями
Два источника рассказали «Новой газете», что генерал Михеев мог обосноваться в Раздорах. Деревня получила такое название пятьсот лет назад из-за распрей между крестьянами по поводу рубки леса. Теперь крестьян там нет, поселение считается одной из деревень миллионеров и одним из самых престижных мест Подмосковья.
Мы посмотрели документы Росреестра, но фамилии генерала там не обнаружили. Но на краю деревни, которая соседствует с обширными землями ФСО, в двух шагах от Москвы-реки, нашли уютный обособленный поселок на пять-шесть домов, с обширными земельными участками, обозначенный как территория «Лесное». А в нем — землю (один гектар), оформленную на Наталью Михееву.
На огороженном участке — особняк в классическом стиле с двумя крыльями, крытыми галереями и колоннами, площадью почти полторы тысячи квадратных метров. Чтобы понять его ориентировочную стоимость, достаточно посмотреть на местные предложения риелторов. Похожий по площади дом в Раздорах с гораздо меньшим участком продают за 1,27 миллиарда рублей.
Место престижное и примечательное. По соседству — земли губернатора Тверской области Игоря Рудени и незастроенный участок Руслана Халидова — сына бывшего совладельца мебельных центров «Гранд» и «Три кита» Магомеда Халидова. А всего в трехстах метрах, через поле и мелкую речку Чаченку, — один гектар первого вице-премьера Антона Силуанова.
Чтобы проверить, имеет ли генерал отношение к этому хозяйству, мы решили принести ему письмо прямо к воротам поселения и посмотреть, примут корреспонденцию или нет.
«Михеев, вообще, он там находится <…> Сейчас, секундочку, он как раз на месте… Не он, там машины подъехали», — отозвался охранник на въезде в поселок. После чего связался с участком:
«Алло, ребята, тут для г-на Михеева доставка корреспонденции, придите на ворота, разберитесь, пожалуйста, с этим вопросом».
Через несколько минут к воротам подошел человек. Мы передали ему конверт с крупной надписью: «Заместителю начальника Службы безопасности президента РФ Михаилу Владимировичу Михееву».
«Да, к нам попали», — подтвердил человек. И расписался в получении письма.
Такое же письмо для Михеева мы отправили в ФСО. Генерал пока не ответил на наши вопросы о том, кем ему приходится Наталья Михеева, в какую сумму обошлась покупка участка и мог ли он или члены его семьи позволить себе просторный особняк на Рублевке?
Как получена земля
По документам Наталья Михеева получила гектар в Раздорах не сразу, а в результате сделок с участием двух примечательных компаний. В сентябре 2011 года она купила 78 соток земли на Рублевке у «Агрокомплекса Горки-2», который щедро наделил участками руководство ФСО, о чем раньше сообщала «Новая газета».
Агрокомплекс, дающий землю
«Агрокомплекс Горки-2» в начале — середине 2000-х щедро обеспечил землей сотрудников ФСО их родственников — от него получили участки бывший охранник Владимира Путина и Анатолия Собчака Роман Цепов (53 сотки), сын бывшего начальника Службы безопасности президента, начальника Росгвардии Виктора Золотова — Роман (90 соток), зять Золотова Юрий Чечихин (1,2 гектара), а также несколько руководящих сотрудников ФСО, как ранее сообщала «Новая газета» («Дворцы под охраной», 19 ноября 2018).
«Агрокомплекс» «унаследовал» землю от совхоза НКВД. В 1990-х земля досталась работникам совхоза и их наследникам, но долго радоваться им не пришлось. Землю работникам заменили акциями. Якобы работники согласились передать землю в обмен на ценные бумаги компании, которая образовалась на месте совхоза. В подлинности подписей многих работников можно усомниться: некоторые документы о передаче земли, например, «подписаны» работниками, которые к тому времени уже умерли.
Новыми владельцами компании, преобразованной затем в «Агрокомплекс Горки-2», стали предприниматели Тимофей Клиновский, Гавриил Юшваев и Давид Якобашвили. Якобашвили ранее объяснил «Новой газете», что стал акционером предприятия в конце 1990-х, поскольку оно поставляло молоко для комбината, в котором у него и у Юшваева была доля.
Читайте также
Дворцы под охраной. «Личная гвардия» президента построилась на Рублевке: большое расследование «Новой» и OCCRP«Агрокомплекс» принадлежит предпринимателям Тимофею Клиновскому, Давиду Якобашвили и Гавриилу Юшваеву, который в последнее время упоминался в прессе в связи с перестрелкой в Москва-Сити, случившейся год назад.
Юшваев — совладелец небоскреба «Око» — прибыл тогда на день рождения авторитетного бизнесмена Дмитрия Павлова. На мероприятии, по сообщениям РБК, присутствовали криминальные авторитеты. В итоге, после словесной перепалки по поводу припаркованного у входа автомобиля Юшваева, телохранители устроили перестрелку с сотрудниками ФГУП «Охрана» Росгвардии. Пострадали шесть человек, один из них умер в больнице.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Для Михеевой операция с землей не завершилась сделкой с «Агрокомплексом». В апреле 2014 года она обменяла полученный участок на другой — тот самый, размером в один гектар, в двухстах метрах от первого. Обмен состоялся с компанией «Барвиха Ленд», которая принадлежала структурам группы «Мастер» Феликса Бажанова. Практически всей землей поселка владела эта группа и «Агрокомплекс».
Бажанов — предприниматель с интересной судьбой. В 2010 году РИА «Новости» сообщало об обысках, которые прошли в «Мастер-Капитале» Бажанова и еще одном банке, в связи с делом о выводе и отмывании 55 млрд рублей. В самих банках эту информацию опровергали. Разбирательство тогда ничем громким не завершилось.
А в июне прошлого года «Мастер-Капитал» был признан банкротом. «Временная администрация <…> выявила операции, имеющие признаки хищения имущества банка либо сокрытия осуществленных ранее операций по выводу активов посредством кредитования заемщиков, аффилированных с собственниками банка, имеющих сомнительную платежеспособность и не осуществляющих реальную хозяйственную деятельность, с причинением ущерба на сумму более 2 млрд рублей», — говорилось в сообщении Центробанка.
В этом году государственный Внешэкономбанк подал заявление о банкротстве Бажанова. Он задолжал ВЭБу более 6 млрд рублей.
Генерал и фонды ФСО
Если верить сайтам фонда поддержки ветеранов ФСО «Феникс-9» и фонда социальной поддержки сотрудников правоохранительных структур и службы безопасности президента «Президент», замначальника Службы безопасности президента РФ Михеев входит в их попечительские советы. Вместе с ним в совете фонда «Президент» заседают бывший управделами главы государства Павел Бородин и предприниматель Обид Ясинов с сыном. Фонд расположен по адресу компаний Ясиновых.
Ясинов-старший — председатель совета директоров строительной компании «Мосстроймеханизация-5» (МСМ-5) был задержан в Москве в мае прошлого года. В Следственном департаменте МВД было возбуждено уголовное дело по поводу невыполнения договорных обязательств, в результате чего Росгвардия не получила 400 квартир для сотрудников.
С фондом «Президент» были связаны коммерческие структуры — частное охранное предприятие «СБП Президент» и одноименная юридическая консалтинговая компания, ликвидированная год назад.
В ФСО пока не ответили на вопрос, как они относятся к участию своих сотрудников в попечительских советах фондов. Но другие спецслужбы с этим боролись. ФСБ, к примеру, давно получила от собственного руководства установку избавляться от фондов и прочих некоммерческих структур. В итоге из сотни «фондов поддержки» по всей стране, которые использовали в своем названии аббревиатуру ФСБ, осталось всего пять и только один в Москве (по данным СПАРК). Действующих, а тем более руководящих сотрудников ФСБ в них не видно.
По мнению сотрудника Управления собственной безопасности ФСБ, который занимался проблемой фондов, большинство некоммерческих структур поддержки Федеральной службы безопасности, даже если имели самые благие намерения, действовали в своих интересах, пытались использовать ресурсы службы и становились своего рода площадками для связей сотрудников спецслужбы с бизнесом.
Поощрение
Наталья Михеева приобрела землю непосредственно у «Агрокомплекса Горки-2» в 2011 году, а затем поменяла ее на гектар неподалеку. В какую сумму ей обошелся этот надел, не раскрывается. Нам не удалось найти бизнесы с крупными оборотами, зарегистрированные на ее имя.
Сотрудник ФСО в разговоре о землях агрокомплекса, которые достались руководству спецслужбы в начале и середине 2000-х, объяснил, что участки на Рублевке давались нуждающимся офицерам или по случаю каких-то важных событий и праздников. По его мнению, «никто не платил или платил какие-то смешные, символические суммы».
Но, по словам коллеги Михеева, нельзя считать это взяткой со стороны бизнесменов. И вот почему: как минимум восемь бывших и действующих руководящих сотрудников ФСО, иногда вместе с родственниками, получили элитную землю в непосредственной близости от резиденции президента в Ново-Огарево. Не заметить это явление сложно. Но никакой реакции со стороны главы государства не последовало.
Собеседник «Новой» поделился мнением, что
сотрудники спецслужб зачастую не воспринимают дары от предпринимателей как взятку или подкуп, и эти дары вовсе не означают, что бизнесмены в обмен получат какую-нибудь помощь.
Силовики могут просто рассматривать это как поощрение за их верную службу государству и видят в том социальную справедливость.
В ответ на жалобы по поводу поборов с бизнеса они нередко ссылаются на слова президента, который рассуждая о российской приватизации, заявил: «Разные варианты предлагаются <…> закрытия проблемы 90-х годов — нечестной, прямо скажем, приватизации, всяких там аукционов. Это должен быть либо разовый взнос, либо еще что-то такое».
Президент-то, конечно, имел в виду, что бизнес должен урегулировать этот вопрос с обществом, и намекал на необходимость «социальной ответственности». Но, видимо, силовики понимают эту ответственность по-своему.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68