КомментарийОбщество

«Арктика снова становится модной»

Российским компаниям предоставят дополнительные льготы на развитие Заполярья

Этот материал вышел в номере № 40 от 12 апреля 2019
Читать
«Арктика снова становится модной»
Фото: РИА Новости
На Международном арктическом форуме, проходившем в Санкт-Петербурге 9–10 апреля, президент РФ Владимир Путин поручил правительству ускорить разработку закона о системе преференций для инвесторов в Арктике. Российским компаниям, работающим в Заполярье, предложат ряд налоговых льгот. Среди них — введение понижающего коэффициента при начислении НДПИ, а также уменьшение ставки налогов на имущество и прибыль на первых этапах реализации проектов, связанных с инвестициями в области добычи полезных ископаемых. Власти отметили, что развитие Арктики как геостратегического региона относится к приоритетам государственной политики России. «Новая» поговорила с экспертами о том, какие проекты реализуются в российском Заполярье и есть ли в России технологии для освоения северных территорий.

Михаил Крутихин

партнер консалтингового агентства RusEnergy:

— Льготы для проектов в Арктике были и раньше. Компании освобождаются от налога на добычу полезных ископаемых, от вывозной таможенной пошлины, так что здесь ничего нового нет. Нефтегазовые проекты освобождаются обычно не на весь срок действия проекта, а на какое-то время. Например, «Ямал СПГ» освобожден на 12 лет или до момента достижения определенного уровня добычи.

Работать на арктическом шельфе могут только государственные компании, то есть «Роснефть» и «Газпром». Больше никому разрешений не выдают: ни российским частным компаниям, ни иностранным. Еще в Арктике работают «Новатэк» и «Норникель», но не на шельфе, не в открытом море. Так что здесь у нас есть дискриминация и сегрегация, Артика фактически закрыта и для иностранных инвесторов, если они не выступают в роли тех, кто предоставляет какие-то услуги «Газпрому» или «Роснефти».

Если говорить о запасах нефти на шельфе Арктики, то туда вообще лучше не соваться. Потому что, во-первых, там практически нет этой нефти, там газ. И во-вторых, при нынешних ценах на нефть это совершенно нерентабельные проекты. Чтобы нефть на арктическом шельфе с выгодой добывать, нужно не менее 150 долларов за баррель на протяжении многих лет. А что касается газа, то у нас уже огромное количество доказанных запасов в остальной России. Поэтому дальнейшее увеличение просто ни к чему не приведет, надо искать рынки, где этот газ продавать.

В плане освоения Арктического региона Россия очень сильно отстала. Хотя мы вышли в Баренцево море примерно в одно и то же время, Норвегия уже вовсю осваивает нефтегазовые запасы в Арктике, ведет там разведку и добычу, а Россия стоит на месте. И мы видим Аляску, которая не очень быстро, но осваивается.

Освоение Арктики — задача довольно трудная, работать там можно только вахтовым методом, если ты не оленевод. И это дорого, а иногда неоправданно дорого. Прежде чем соваться в арктические моря, надо что-то на суше сделать. Важно отдельно смотреть каждый из проектов. Если он рентабельный, тогда надо идти туда. И нужно разрушить монополию «Роснефти» и «Газпрома» и пустить на шельф частные компании, в том числе иностранцев с их технологиями, деньгами и опытом.

Юрий Васильев

исполнительный директор Института арктических технологий МФТИ:

— Представьте себе малонаселенную территорию, достаточно сложную в плане климата и простых человеческих условий, уступающую по возможностям для развития регионам Центральной России и Сибири. При этом люди не хотят оттуда уезжать, что-то развивают, воспитывают детей. На северах коренные народы занимаются оленеводством, добывают рыбу. Это наверное, наименее плотно заселенная территория во всем мире. Один из районов Якутии по размерам примерно такой же, как вся Норвегия. При этом в Норвегии проживает около 5 млн человек, а в этом районе – несколько тысяч. То есть примерно десятая часть населения этой страны проживает в арктической зоне, но это нельзя сравнивать с Россией. Все-таки побережье Норвегии омывается Гольфстримом, поэтому там не замерзают порты, и климат более мягкий. В Якутии бывают места, в которых температура достигает -70.

У нас самая большая арктическая территория и самые большие амбиции с точки зрения использования этой территории в плане разработки полезных ископаемых. Мы уже там давно, идет активная работа. Арктика с точки зрения экспорта, в том числе углеводородов, нас очень хорошо кормит, пополняет российский бюджет. Планы по дальнейшему освоению только увеличиваются.

С другой стороны, вроде бы одна из самых богатых ресурсами территорий, но поселки, где живут коренные жители, не обеспечены даже магистральным газопроводом. Зачастую есть перебои с электроснабжением, оно не круглосуточное. Есть ограничения по мощности на дома, поэтому нет возможности пользоваться в полном объеме, например, бытовой техникой. До некоторых поселков без специальной техники вообще не добраться. Получается отчасти парадоксальная ситуация, когда регион, в котором больше всего запасов энергоресурсов, не может обеспечить минимальное комфортное проживание.

У МФТИ очень много арктических проектов. Я в большей степени отвечаю за альтернативную энергетику, за интеллектуальную распределённою энергетику, по этой части мы ведем сейчас пилотные проекты. Мы идем в конкретные единичные поселки. Один из проектов – в поселке, куда нужно зимой 8 часов на вездеходе добираться, а летом – еще больше. Таких поселков только на Ямале 50, а по северам больше 1000. Их населяют живые люди, коренные народы. Вся проблема в том, что энергетика в них очень старая. Жутко неэффективная дизельная генерация с большим расходом топлива. Оно дорогое в силу того, что и сам дизель, и его доставка дорогие, а технологии возобновляемых источников энергии, те же ветер и солнце, широкомасштабно пока еще не используются.

Именно этими технологиями мы и занимаемся, чтобы вместе с нашими индустриальными партнерами запустить серийное производство этих решений. Одна гибридная станция даже небольшого поселка — это несколько контейнеров высокотехнологичного оборудования: ветряные, солнечные панели и так далее. Самое главное, что средства, которые вкладываются в это оборудование, окупаются за приемлемые сроки. Это примерно 7-8 лет, в зависимости от характера, площадки и мощности объекта.

С точки зрения развития энерготехнологий, Арктика — это очень важный полигон для тестирования новых решений. Он задает очень высокую планку к требованиям по надежности, качеству и экономичности. Если технология отработана в арктической зоне, то когда мы с ней спускаемся вниз, где климат уже не настолько суровый, то идем в другие поселки без центрального энергоснабжения.

Сейчас Арктика снова становится модным регионом. Можно было бы сказать, что она - наше все. Но при этом хотелось бы, за этими лозунгами не замылился главный смысл.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow