КолонкаПолитика

Политтехнология Зе

Как устроена кампания Владимира Зеленского

Этот материал вышел в номере № 38 от 8 апреля 2019
Читать

Публичные дебаты, на которые в итоге согласились пойти кандидаты в президенты Украины и которые должны состояться за три дня до выборов, станут испытанием и для Владимира Зеленского с его молодой командой, и для Порошенко. Фактически впервые виртуальный президент из сатирического сериала «Слуга народа» столкнется лоб в лоб с политиком из реальности — действующим президентом.

Перед политтехнологами Зеленского стоит задача вывести своего кандидата хотя бы частично из кинообраза, дать не популистские, а содержательные тезисы. Конечно, судя по убедительным цифрам первого тура, шансы добиться успеха у него предельно высоки. Тем не менее до сих пор вся кампания Зеленского была построена на образе героя любимого всей Украиной сериала — бывшего школьного учителя Голобородько, который стал президентом случайно. Кампания Зеленского определенно войдет в учебники по избирательным технологиям как пример гибридного подхода к выборам, в ходе которого киногерой становится реальным кандидатом в президенты.

Ломающая все стереотипы кампания Зеленского очень четко подтвердила и еще одну важную вещь, а именно: тезис, приписываемый Ленину. В одном варианте он выглядит как «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», в другом, более спорном, — «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк».

Не умаляя достоинств Зеленского, заметим, что именно кино обрекло его на успех. Причем не просто кино, а запущенный еще в 2015 году телесериал под названием «Слуга народа» с элементами комедии и цирка, игры в идеального президента, так невероятно похожего при этом на каждого из нас. Иными словами — и это лежит на поверхности — с 2015 года он с успехом приучал публику к своей президентской роли. Медленно (годами!) транслируя удобные смыслы ничего не подозревающей публике, Зеленский вел, пожалуй, самую длинную избирательную кампанию в истории уже не только Украины. О такой избирательной технологии могли бы мечтать многие кандидаты. Не всем выпадает оказаться «в нужное время в нужном месте», не все могут в это время и в этом месте так превосходно воспользоваться случайно сложившимися обстоятельствами. Запуская сериал четыре года назад, Владимир Зеленский вряд ли планировал выйти из кино в реальность в придуманном образе, а потому не мог рассматривать сериал как избирательную технологию. Но в итоге именно это и вышло.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Как хорошо известно, для телевизионных шоуменов и актеров публичная политика может стать вполне органическим жанром. За последнее время в рассуждениях о феномене Зеленского неоднократно упоминались и Рональд Рейган, и ставший губернатором Калифорнии Арнольд Шварценеггер, и комик Йон Гнарр, который стал мэром столицы Исландии, и премьер-министр Словении Марьян Шарец. Подобных персон на высших постах в разных странах становится больше. И точно могло бы быть еще больше, если бы люди этого типа в большем количестве выдвигались на выборах. Публика сейчас явно склонна поддерживать в качестве кандидатов на публичные должности харизматичных новичков.

Зеленскому не потребовалось даже проходить промежуточные стадии политической эволюции. Достаточно было просто объявить прямо в новогоднем обращении президента Голобородько (как бы в продолжение своего сериала), что идешь реальным кандидатом на президентские выборы, — и через три месяца обойти других кандидатов в первом туре. Различные остроумные предвыборные ролики и поездки по стране можно даже считать излишеством, так как они никакой роли в кампании не сыграли. Не нужно было и особенно встречаться с избирателями, раздавать интервью СМИ, вести полевую работу, давать пресс-конференции от имени реального кандидата Зеленского, а не его телевизионного героя. Все это — холодный душ для расслабившихся элит, новая реальность и новая — on demand — форма коммуникации с избирателями.

Во втором туре ситуация кардинально изменится. Многоголосия кандидатов разного толка уже нет. Зеленский остается один на один с действующим президентом, имеющим опыт в реальной политике. Теперь кандидату Зеленскому уже недостаточно образа президента Голобородько. Будущий президент (даже с учетом того, что избиратели не очень любят углубляться в программы кандидатов) должен дать реальную повестку. Она необходима ему и для дебатов с Порошенко — отшутиться не удастся.

Впрочем, его команда все это понимает. Поэтому уже 4 апреля Зеленский неожиданно дал интервью радио «Свобода», где уже представил некоторые свои ключевые позиции. Например, категорично заявил, что никогда не признает Крым российским, что собирается мирным путем возвращать Донбасс. Дал понять, что знает, как бороться с коррупцией и поднимать экономику, заявив, что его вдохновляют первый премьер-министр Республики Сингапур Ли Куан Ю (в Россию знание о нем принес Дмитрий Медведев, будучи президентом) и Уинстон Черчилль.

Совсем без популизма не обошлось. Но он хотя бы уже завернут в более подходящую упаковку: первый закон, который предполагает инициировать Зеленский в случае победы на выборах, называется «О снятии неприкосновенности с президента Украины, народных депутатов и судей», «Об импичменте президента Украины». Уверен, у команды Зе, которая включает в себя вполне серьезных экспертов и двух экс-министров, появятся новые креативные идеи для превращения Голобородько в серьезного государственного деятеля Зеленского.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow