Из какого сора
«Сирано. Успеть до премьеры» — комедия в духе «Влюбленного Шекспира» о том, как странно, порой нелепо рождаются шедевры. Случайно и закономерно. В мировом театральном репертуаре трудно найти более популярную пьесу. Хотя для широкой публики имя Эдмона Ростана менее известно, чем имена титульных классиков Мольера, Расина, Шекспира. Режиссер-дебютант Алексис Михалик далек от амбиций восполнить недостаток знаний и рассказать нам биографию Ростана. Нет, он показывает зыбкую материю из ниток прозаической жизни, материю для пошива героической комедии на века.
Конец 1895-го, автомобилей еще не видно на улицах Парижа, Сара Бернар еще только собирается сыграть «Даму с камелиями». В «Мулен Руж» — не попасть. Стринберг и Ибсен шокируют зрителя новаторскими пьесами. А публика пачками уходит с невыносимо нудного спектакля в стихах «Принцесса Греза» никому не известного автора Ростана (Томас Соливерес). Посещая первый сеанс синема братьев Люмьер, молодой драматург понимает: все кончено. Да и сам театр скоро погибнет под паровозом нового искусства. Но спустя два года судьба улыбается ему в образе капризного, поскандалившего с Комеди Франсез актера Коклена (как всегда изумительный Оливье Гурме купается в стихии игры и бурлеска).
Отчаявшийся драматург, отец двух маленьких детей, обещает увядающему лицедею грандиозную и уморительную пьесу в стихах. Проблема в том, что у Эдмона пока есть только одно название. В бешеном темпе он должен придумать многоактное действо, преодолевая ревность жены, требования болванов продюсеров, любовные и закулисные интриги… Да и особенность своего дарования: «Увы, я пишу в стихах! Мне не дается проза!» А что если все эти преграды превратить в топливо новой пьесы? И вот уже в кабачке темнокожего поэта Онорэ (Жан-Мишель Мартиал), понимающего, что значит быть отверженным, молодой автор записывает летающие по воздуху фразы и мысли. «Он некрасив? Даже урод! Но прекрасен в деяниях! За маской задиры — скромный романтик!»
Пьеса растет на глазах, словно сама по себе, вдохновляясь самой жизнью. Вот и знаменитая сцена под балконом «Ведь под покровом тайны мы видимся. Как будто голосами!». А рождена она нелепейшей ситуацией: косноязычный друг Ростана (Том Либ) влюблен в хорошенькую костюмершу Жанну (Люси Боужена), просит помочь. А поклонница Ростана готова слушать и слушать, читать и читать поэтические вирши, и даже стать музой большого Поэта.
По большому счету «Сирано. Успеть до премьеры» — никакое не кино. Скорее веселая, лихая пьеса про театр, из тех, что так любит публика. Есть и удивительные по бессмысленности сцены, вроде похода «за опытом жизни» в бордель. Здесь помимо лотрековских кокоток неожиданно встречаем Антона Чехова, страдающего, понятное дело, чахоткой и вынужденного ждать своего безрассудного друга Станиславского. При этом Чехов вроде бы женат. Видимо, на Книппер… с которой познакомится в следующем году в МХТ.
Все многочисленные изъяны, как и внезапные монологи актеров о величии их профессии, искупаются сполна петушиным галльским юмором, на грани фола. Вспоминается, что именно во Франции родилась фраза «Смешное убивает».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Радуют глаз костюмы Тьерри Деллетт. Камера Джованни Фиоре Колтеллаччи пытается вывести нас за стены театра. Она скользит по парижским крышам, заглядывает в кафе, которые практически не изменились. Но удается авторам преодолеть условный театральный занавес лишь ближе к финалу. Актеры играют премьеру. Последний акт. И вместе со зрителями переносятся на монастырский двор. Под вековым деревом смертельно раненый Сирано произносит: «Сегодня вечером, да, да, в гостях у Бога/Я у лазурного остановлюсь порога». Публика беззвучно рыдает. Занавес падает в благоговейной тишине. «Сирано де Бержерак» вышел в люди.
Розовые слоны
«Дамбо» — ремейк мультфильма Уолта Диснея о летающем слоненке, вышедшего в 1941 году. Но продюсерам явно не хотелось почтительных копий неувядаемой классики. И они позвали Тима Бертона. Создателя упоительного макабра и готических сказок из мира живых и мертвых. Кажется, Бертон очень старался понравиться патронам… во всяком случае, в тихой, вязкой первой половине фильма.
Новый фильм Бертона — живая игра в классику, вольная CGI-версия хрестоматийной киносказки.
1919-й — первый послевоенный год. Макс Медичи (Дэнни Де Вито) из последних сил пытается удержать бродячий цирк на плаву. Он приветствует возвращение с войны всадника Холта Ферье (Колин Фаррелл), потерявшего левую руку на войне, и любимую жену — дома. Теперь он учится быть хорошим отцом для своих детей Милли (Нико Паркер) и Джо (Финли Хоббинс). В этот момент и рождается большеухое чудо природы Дамбо. Собственно, уродец Дамбо, над которым потешается простой зритель, сродни поэту из высокой героики Ростана. Родственник он и многим персонажам Бертона. Аутсайдеры, пугала, квазимодо с отзывчивым сердцем, талантом, не понимающие цинизма современного мира. Преодолевающие законы гравитации.
Но после обнаружения особых способностей слоненка — парить под куполом цирка — с самим сюжетом происходит неожиданный финт. Кажется, Бертон совсем распоясался, вместе со сценаристом Эрена Крюгером они историю Дамбо пустили по рельсам советского фильма «Цирк» режиссера Григория Александрова с легендарной музыкой Исаака Дунаевского. Чтобы мы точно понимали, о чем речь, звучит выходной марш из фильма. Сомнений не оставляют сюжетные параллели. Есть цирковая дива Колетт нечеловеческой красоты (умопомрачительная Ева Грин играет фам фаталь с добрым сердцем). Есть коварный злодей импресарио Вандевер (Майкл Китон), который ради эффектного номера не пощадит жизни ни Слоненка, ни своей подруги Колетт. Он и велит летать на слоне. Де Вито, в четвертый раз снявшийся у Бертона, в своей роли цитирует Маркса. И вообще цирковая группа в представлении этого импресарио должна существовать по законам дружбы и братства. Волшебство, выдумка в этом маскарадном фильме все время меняется ролями с прозаической реальностью.
Парад розовых слонов в картине Бертона не результат случайного опьянения Дамбо и чистой психоделики. В ремейке слонов из мыльных пузырей умело выдувают танцовщицы. И они существуют! Так же как аттракционный город «Страна снов», в котором спрятан страшный Остров Кошмаров. Временами Бертон чрезмерно увлекается компьютерным зрелищем, погонями, забывая о тонких человеческих настройках. Но после разнообразных аттракционов фильм оставляет нас наедине с вовсе не детскими вопросами. О недостатке внимания к детям. О страданиях животных в цирке. О возможности невозможного. В общем, мы рекомендуем смотреть эту карнавальную картину в 3D, в хорошей проекции и с правильным звуком. Всей семьей. А вечером пересмотреть старую версию. Тихого душевного «Дамбо», снятого в 1941-м, в канун самой кровопролитной войны.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68