Комментарии

Let IT Dok!

3 апреля начинает работу Международный фестиваль документального кино ДОКер. Что смотреть?

Этот материал вышел в № 36 от 3 апреля 2019
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

Смотр пройдет в пяти городах России: Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Ярославле. 50 фильмов из 30 стран. Арт-проекты со всего света представят авторы на главной площадке в киноцентре «Октябрь».

«Россия с неба». Трейлер

На открытии фестиваля — мировая премьера немецкой ленты «Россия с неба». В течение девяти месяцев аэрокинооператоры снимали нашу гигантскую страну: от Северного Ледовитого океана до пустынь Калмыкии, от самой высокой вершины Европы Эльбрус до камчатских вулканов. Пустынные ландшафты, метрополии, дикие животные, таежные леса, сибирские просторы. Фильм сравнивают с незабываемым «Домом» Люка Бессона и Яна Артюса-Бертрана, в котором была показана прекрасная планета Земля… в агонии.

В программе ДОКера — призеры и участники престижнейших киносмотров, таких как Каннский, Берлинский и Венецианский кинофестивали, «Санденс», Локарно, главный фестиваль неигрового кино IDFA. Помимо конкурсных программ особого внимания заслуживает специальная секция: Let IT Dok! — единственная в мировом фестивальном пространстве конкурсная программа фильмов об IT-технологиях.

«Народная республика желания»

Китайскую онлайн-драму «Народная республика желания» критики уже назвали документальным «Черным зеркалом», по аналогии со знаменитым сериалом. Она также про то, как меняется связь с реальностью, когда между человеком и действительностью встал монитор.

Герои фильма — две онлайн-звезды, родом из глуши. Их онлайн эфиры — территория, где обитают миллионы поклонников. Богатые и бедные, счастливые, обделенные, убогие. В Сети они равны: только плати — и ты король, можешь общаться со своим кумиром, чувствовать себя принцем, причастным к избранным. Твои аплодисменты — это лайки и юани. Этот живой поток вовсе не виртуальных денег. Набирает обороты индустрия интерактивных развлечений с дистрибьюторами, менеджерами, акциями, преступлениями.

Настоящая сеть, работающая по наркотическому принципу: привыкание — зависимость. И вот уже 11-месячный ребенок отказывается есть без красочного чата.

В какой-то момент, второстепенные персонажи фильма — те, кто платят за виртуальную связь со звездой, обнаруживают, что манящее счастье в розовом цифровом мире может быть таким же неуловимым, как и в реальном.

В жанровом диапазоне картин фильмы разных стилей и направлений: от поэтического киноповествования до социальных блокбастеров, от кинохроники и мокьюментари до арт-хауса и научно-популярного кино, от классики до экспериментальных нестандартных форм, от интимных фильмов-портретов до монументальных картин-путешествий. Показы программы «ДОК Терапия» пройдут с обсуждением с психологами и психотерапевтами.

По словам отборщиков, объектом исследования по-прежнему остается человек. С одним нюансом: во многих фильмах громок мотив необходимости братства, родства душ, общности интересов и принципов.

«Лапю»

Среди наиболее интересных картин — колумбийская сказка «Лапю» Сезара Алехандро Джеймса и Хуана Пабло Поланко. Страшное путешествие в пространство непознанного и подсознательного, через загадочный ритуал «Лапю». Попытка по-новому осознать собственное бытие в пустыне Гуахира, где нет границы между сновидениями, реальностью и загробным миром.

Состоится международная премьера кассового рекордсмена, драмы «Жизнь это вера» знаменитого китайского режиссера Сяо Ханя. В центре картины истории двух, казалось бы, не связанных между собой семей. В большой семье шорника тяжело болен племянник, и ему необходима почка. А на другом конце страны у еще не родившегося ребенка одной молодой пары диагностируют порок сердца. Это кино о том, как мы все разрозненные связаны между собой.

«Жизнь это вера». Кадр из фильма
«Красивые вещи»

Среди главных фестивальных хитов итальянская картина «Красивые вещи» Джорджио Ферреро и Федерико Биазина. Завораживающий визуальный опыт. Документальная симфония о потребительской одержимости человечества. Но и о людях, выбравших одиночество.

В немецком «Острове» Ларса Остмана узнаем еще об одном способе отшельничества. Когда-то семья хиппи уединилась на маленьком острове вдали от шумного бала консюмеризма. Теперь к пожилой паре на Рождество приезжают их взрослые дочери, выбравшие успешную жизнь в разных городах мира. Остров в океане с нетерпением ждет их.

«Остров»
«Охотник за привидениями»

В захватывающем док-триллере «Охотник за привидениями» австралийского режиссера Бена Лоуренса герой фильма работает в фирме, занимающейся исследованием потустороннего мира. Он выезжает по вызовам в те дома, где, по мнению хозяев, живут привидения. Но однажды ему приходится расследовать тайны своей семьи, и тогда кошмары в духе «улицы Вязов» обретают осязаемость.

В польском «Диагнозе» Евы Подгорска горожане на кушетке психотерапевта рассказывают о том, каким они себе представляют свой город. Для кого-то это хамелеон или термит, пожирающий деревья, для кого-то — старая женщина с карминовыми губами, желающая молодых любовников. Странные ракурсы, мигающий неон, словно подающий в космос знаки SOS. Город как живое пространство, но медленно погибающее. В городе много одиноких, несчастливых людей. И рядом с ними живет смерть, похожая на дикую темную собаку с раскрытой пастью и алым языком.

«Диагноз»
«Книга моря»

Фильмом закрытия фестиваля в Москве станет «Книга моря» — зрелищный поэтический блокбастер — сказание о морских охотниках Чукотки, лоринских морзверобоях. В фильме Алексея Вахрушева сплетены две линии: документальные съемки морской охоты в Беринговом проливе и анимационные предания о женщине, родившей кита. Анимацию делал Эдуард Беляев, талантливый последователь Александра Татарского.

Единственный представитель России в главном конкурсе — картина Ксении Елян «Хозяин оленей», снятая в долганской общине. Там живут представители одного из последних коренных народов, продолжающих кочевую жизнь на Крайнем Севере. У двоих сыновей из семьи Жарковых свои олени. Мальчишки обсуждают важные вещи: про конец света, размеры галактики и спрятаны ли камеры в портрете Путина. Атмосферное кино с саундтреком Люси Казарян-Топчян, бывшей участницы распавшегося московского постпанк-коллектива «Фанни Каплан».

«Хозяин оленей»

Документальное кино неторопливо завоевывает все более широкую аудиторию. Не уступая игровому кинематографу в зрелищности, оно продолжает исследовать возможности киноязыка, отвечать на волнующие человека вопросы. Документальные фильмы на равных участвуют в престижнейших фестивалях мира. В России неигровое кино — редкий гость в кинотеатрах, независимый фестиваль ДОКер отчасти восполняет этот дефицит.

За 5 лет своего существования Международный форум посетили более 40 тысяч зрителей.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera