СюжетыКультура

Норма и безумие — близнецы-братья

На экранах «Амбивалентность» режиссера Антона Бильжо. Камерная драма об испытании страстью

Этот материал вышел в номере № 34 от 29 марта 2019
Читать
Норма и безумие — близнецы-братья
Кадр из фильма

Впервые Антон Бильжо («Рыба-мечта») снял фильм не по своему сценарию. Его написали режиссеры Сергей Тарамаев и Люба Львова («Метаморфозис» и «Зимний путь»). Писали для себя, однако что-то не срослось. И продюсеры предложили снимать историю Антону. Сын известного художника и психиатра Андрея Бильжо снял фильм в своем излюбленном жанре психодрамы. В данном случае, «психо» — ключевое слово. Главные герои фильма ординатора кафедры психиатрии на пороге профессии. На пороге жизни. Исследуют на собственной практике понятия «норма» и разнообразные отклонения от нормы. Инфантильный Стас (Егор Морозов) отличник, любит родителей, занимается стрельбой из лука, о любви только еще мечтает. Разбитной Петр (Данил Стеклов) живет на краю дозволенного, спит с матерью Стаса, может улечься на ночной трассе. Рискует жизнью. Рискует дружбой. Любовью. Он сам человек–риск, человек-парадокс, который в качестве научной работы выбирает тему «Норма». Мама Стаса (Ольга Цирсен), молодящаяся элегантная дама средних лет, не в силах сопротивляться страсти, соблазну молодой чувственности.

В этом странном треугольнике все любят друг друга, ревнуют и ненавидят, принимают и отвергают. И как водится у психиатров, герои погружаясь в двойственность переживаний, слишком близко подступают к границе болезни.

Сценарий Сергея Тарамаева и Любови Львовой — лабиринт, из которого нет выхода. Качели между любовью и ненавистью летают с таким эмоциональным накалом — того и гляди снесут кому-то голову. Жаль, что ближе к финалу, драматургическая конструкция ослабевает, поступки героев лишаются внутреннего оправдания, действие тормозит, не желая продвигаться к очевидному финалу.

При всех изъянах (прежде всего драматургических) получился тонкий, живой, неглупый фильм о конфликте между любовью и разрушительной мощью страсти. Понятие амбивалентность ключевое для понимания поступков главных героев фильма и всего действия. Речь идет о двойственности отношения к чему-либо, двойственности переживания. Все участники этого треугольника испытывают друг к другу одновременно противоположные чувства. Симпатию и неприязнь, любовь и ненависть. Привязанность и отторжение.

На последнем фестивале «Окно в Европу» в Выборге фильм вызвал много споров, дискуссий. Критики говорили о выраженной доппельгангерской эстетике картины, в которой важна романтическая тема двойничества, когда двойник возникает как тёмная сторона личности. Двойник воплощает теневые стороны характера героя Егора Морозова, его инстинкты, тайные желания. Двойник провоцирует внутренний конфликт Стаса.

Среди явных достоинств картины, помимо интересных режиссерских находок, отличные актерские работы. Солирует Данил Стеклов, один из ярких актеров нового поколения. Ученик Константина Райкина обладает бешенным темпераментом, при этом виртуозно владеет актерской техникой.

И еще есть в фильме одна маленькая роль одного большого актера. Валентин Самохин играет Егора, пациента средних лет клиники неврозов. В этой работе тончайшая психологическая вязь, и персонаж Самохина, словно Иван Громов из «Палаты №6» особенный, «чужой» в этом мире. Он столь же безумен, сколь нормален. Его сознание бредет с закрытыми глазами по тонкой проволоке между нормой и сумасшествием. Следить за этим опасным движением над бездной чрезвычайно увлекательно. Он, как и другие персонажи фильма, и есть чистое воплощение двойственности. Или «амбивалентности» – слова, которым можно характеризовать многие явления и многих персонажей нашей сегодняшней действительности.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow