СюжетыКультура

Театр дышит, где хочет, а не где назначено

А власть по-прежнему хочет контролировать процесс. Лейтмотивы Года театра в России

Этот материал вышел в номере № 33 от 27 марта 2019
Читать
Театр дышит, где хочет, а не где назначено
Фото: 2019.culture.ru

ВЛАСТЬ И ЕЕ ГОТОВНОСТЬ. В самом начале Года театра глава правительства Дмитрий Медведев явил образчик большого государственного такта, во всеуслышание заявив, что театров в стране многовато, и с этим надо что-то делать.

Делать, похоже, и вправду будут, но приличия соблюдут: реформа, направленная на сокращение, начнется через год; к тому времени в недрах Думы вызреет и многострадальный закон о культуре.

Она, культура, по старой советской традиции находится под подозрением у государства, и театральная в особенности, хоть давно миновали времена не только скоморохов, стоявших за правду на площадях, но и «ОккупайАбая», собиравшего на Чистых прудах оппозиционную публику. Особенно подозрительны траты на театр, ничем не оправданные, кроме эфемерных культурно-духовно-нравственных перспектив. Бюджет Года театра — полтора миллиарда рублей, и эта цифра, ничтожная на фоне военных трат государства, для властей предержащих ошеломительна, так что стремление «ужаться», сэкономить ощутимо в профильном ведомстве уже на старте.

БОЛЬШИЕ ГАСТРОЛИ.Одна из самых безжалостных инициатив в Год театра — сокращение «Больших гастролей», важной и цивилизованной программы государства. Благодаря ей достойнейшие коллективы столиц отправлялись на гастроли в глубинку России, во-первых, повышая уровень театральной «услуги», во-вторых, прививая, образовывая, расширяя… И в-третьих, позволяя театрам улучшить материальные возможности коллег, зарабатывающих на гастролях собратьев. Расходы на перевозку декораций, труппы, техническое обеспечение «Большие гастроли» брали на себя. Сейчас вместо аттракциона цивилизованной щедрости предложено все затраты возложить на плечи региональных властей. Но ни театры, ни тем более регионы к этому не готовы. Итог экономии: одни театры отказываются от гастролей, в которых каждую копейку придется выбивать (в это же время они без всяких хлопот могут играть свои спектакли на месте); другие — просто лишились права и возможности куда-либо ехать. Новый курс Министерства культуры разрывает цепь братства между коллегами, лишая зрителей в глубинке событийных спектаклей столиц.

ГЛАВНЫМ СОБЫТИЕМгода станет театральная Олимпиада в Петербурге, объединяющая театр Европы и Азии, самые разные имена и инициативы, мастер-классы, лаборатории и конференции под эгидой Александринского театра и его художественного руководителя Валерия Фокина.

Петербург от июня до декабря посетят спектакли Люка Персиваля и Кристиана Люпы, Теодоруса Терзопулоса и Кэти Митчелл, Роберта Уилсона и Тадаши Сузуки, Саймона Макберни, Хайнера Гёббельса и Ромео Кастелуччи. У Олимпиады будет двойник на другом континенте — в Японии.

ЩЕДРЫЙ ДОНАТОР. Свежая инициатива «Лукойла» — филиал Малого театр в Когалыме; лидер нефтяной отрасли всем показал пример: выбрал старейший российский театр академической традиции и за четыре года выстроил его филиал в Сибири. Кстати, на реконструкцию дома культуры «Янтарь» компания потратила больше бюджета Театрального года — 1,7 миллиарда рублей. Открытие ознаменовал спектакль по пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Пока представления будут совершаться вахтовым методом, но перспективы лучезарны — Югра получила гарантированные образчики большого столичного стиля; труппа нового Малого будет создана из выпускников училища имени Щепкина.

ФАБРИКА СТАНИСЛАВСКОГО пройдет во второй раз с 7 по 16 июня. Всем, кто присутствовал на презентации второго фестиваля губернских театров, проекта Сергея Безрукова, запомнится не только анонс программы (хотя она собрана со вкусом и толком), но и мастер-класс самого Безрукова, в котором он заставил участвовать всех собравшихся, от Нармин Ширалиевой, министра культуры области, до корреспондентов новостных агентств и ТВ. Объяснив, что главная идея фестиваля — собрать театры, «исповедующие учение Станиславского», глава Губернского театра продемонстрировал азы погружения в актерскую профессию. Проложив цепочку учителей-предшественников (Станиславский–Топорков–Табаков), Безруков всем предложил сделать несколько простых упражнений (для многих оказавшихся очень непростыми) и тем развеселил, согрел и озадачил участников.

НОВЫЙ ФОРМАТ. Александр Калягин создал арт-пространство на сцене своего Театра Et Cetera. Его город Калягинск должен стать аналогом арт-салонов позапрошлого века или знаменитых кабаре века прошлого: в гости к Сансанычу будут приходить талантливые люди и объединять сцену и зал своим даром. Первым свою улицу в Калягинске открыл пианист Борис Березовский. С друзьями. Музыка была прекрасна, вечер получился камерный и уютный, несмотря на масштаб большой сцены.

МОЛОДЫЕ. В самый канун Дня театра на столичных сценах были показаны две работы молодых режиссеров, которые объединяет общий ракурс — история, где человека испытывают на излом. «Антарктида» Петра Чижова приехала из Петербурга вместе с Театром на Литейном, «Дневник Анны Франк» поставлен на Симоновской сцене внучкой Евгения Симонова Екатериной.

Чижов создал изобретательную, очень мужскую, одновременно жесткую и нежную историю о полярниках. Симонова развернула знаменитый дневник в мир характеров, трансформированных гибельными обстоятельствами. Но если у Чижова есть маленькие «неправильности», которые доказывают режиссерскую самостоятельность автора спектакля, у Симоновой — в деталях, интонациях, мизансценах — очень видна рука мастера — руководителя постановки Римаса Туминаса. Впрочем, главное в обеих работах — человечность как сценическая ценность.

В этом году повсюду в театр пришли молодые и совсем молодые режиссеры, и тот тип театра, которым они заняты (судя, например, по плодотворному дебютному сезону в РАМТе или «женовачам», ныне работающим по всей стране), совсем не тот, который часть критики долгие годы объявляла театром будущего. Нет, это театр настоящего — текста, постановочного умения, мысли.

На молодых и не слишком известных в этом году сделал ставку и 25-й фестиваль «Золотая маска». Похоже, после громогласных осенних разоблачений Андрона Кончаловского экспертный совет программно сосредоточился на российской провинции. Впрочем, продемонстрировав фирменную «точность» выбора. Одному из лучших спектаклей прошлого сезона — «Вариациям тайны» Камы Гинкаса — места в программе не нашлось. Зато — вполне предсказуемо — нашлось Богомолову, Волкострелову и пр. Что ж, «Маска» из года в год выбирает театр определенного направления и формата, пренебрегая другим направлением и другими форматами, осеняя свой выбор словом «национальный».

А театр, как известно, дышит, где хочет, а не где назначено.

Кажется, как любая официально задекламированная идея, Год театра будет проходить между реальными событиями сцены и формальными общественными мероприятиями для галочки. Например, запланирован ряд форумов театральных деятелей в разных регионах России, чтобы граждане встречались, делились опытом, формулировали проблемы. Будет ли полезной эта затея? Кто услышит деятелей театра? И услышат ли они сами себя, ведь многие мантры повторяются из года в год, не рождая решений.

P.S.

P.S. Когда  верстался номер, пришли новости из Мытищ. Труппа городского театра ФЭСТ во вторник оказалась перед заблокированным  ОБЭПом  зданием, в котором проводился обыск — от гримерок  до бухгалтерии. На прошлой неделе руководители  театра попросили прокуратуру проверить, законно ли управление культуры города сократило  бюджет на 12 миллионов. После этого ФЭСТ окружила полиция, а к бывшему директору Игорю Сергееву с обыском пришли домой. Похоже,  формат «сцена–силовики» и обвинение в «нецелевом использовании бюджетных средств» становится повседневностью. «Новая» будет следить за развитием событий.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow