КомментарийКультура

От Гомера до наших дней

Евгений Рейн в «Новой газете»

Этот материал вышел в номере № 32 от 25 марта 2019
Читать
«Поэмы» (том I «Поэмы XVIII–XIX веков»; том II «Поэты Серебряного века и Советской эпохи», проекты десятитомника «Антология русской поэзии»)

На мой взгляд, поэма — один из самых значительных и интересных жанров литературы. Имея огромную историю от Гомера до наших дней, поэма стала своего рода отметкой достижений в мировой литературе. Без изучения поэмы нельзя обойтись при анализе любой художественной эпохи. Начиная с античности и до литературы постмодернизма поэма занимает едва ли не самое значительное место как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Даже краткое перечисление поэм по памяти, не охватывающее и малой части всех выдающихся произведений данного жанра, позволяет ощутить его значимость и разнообразие его тематики и стилистики.

В русской литературе к жанру поэмы обращались практически все первостепенные поэты. С XVIII века до наших дней поэма остается в поле зрения как самих поэтов, так и критиков, и литературоведов.

Первая антология русской поэмы за три прошедших столетия, составленная Михаилом Синельниковым, представляется мне первым и очень важным собранием отечественной эпики. Весьма ценно то, что в основании отбора легли мысли не только литературные, связанные со сменами эпох — от барокко к классицизму и далее — к романтизму, реализму, но и параллели, связанные с историей России в ее основных узловых периодах.

Из предшественников составителя можно вспомнить только книгу «Русская историческая поэма», собранную Юрием Беляевым, не претендующую на полноту как представленных авторов, так и их произведений. Таким образом, данная работа Михаила Синельникова является самым широким и всеобъемлющим трудом в собрании русской эпики.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В предварительной статье к первому тому составитель изложил свои принципы отбора с основательной эрудицией, темпераментно и изящно. Разумеется, всякая антология несет определенную субъективность. Однако в данном случае сама полнота представленного материала, включающего десятки имен — и государственников, и революционеров, сторонников режима и эмигрантов, имена мирового значения и полузабытые, почти архивные фигуры отечественной словесности, — весь этот спектр говорит сам за себя. В определенном смысле он, возможно, даже слишком широк для рядового читателя. Но при этом такой отбор имеет академическое значение. Особенно это проявляется в первом томе, посвященном XVIII веку.

Оценивая эту работу, невозможно удержать в памяти десятки имен и произведения, отобранных для публикации составителем. Можно только одобрить собственно подход, предложение такого масштаба и охвата. Пусть сам читатель выберет близкое себе, пусть перечитает знакомое, откроет новые для себя имена и произведения, прочувствует закономерную диалектику всего трехсотлетнего пути эпической поэзии.

Мне представляется весьма правильным, что Михаил Синельников подкрепляет свой выбор многими авторитетами, уже устоявшимися в литературе и литературоведении. Это узаконивает методику и облагораживает экспертизу. Здесь и Достоевский, и Мицкевич, и Розанов, и Тынянов, и Эйхенбаум.

Что касается частных замечаний, то поскольку данное издание претендует на академическую монументальность и должно в известном смысле стать учебным пособием, то во вступительном слове, возможно, следует подробнее поговорить и о самой поэтике: о структуре стиха, метрике, композиции, сюжете.

И еще раз о важной необходимости этого грандиозного издательского проекта. Сегодня поэма явно отступает на периферию литературного процесса. Эпическая поэзия определенно соотносится с поступательным ходом истории. Лирическое и эпическое то сближаются, то, бывает, расходятся, опережая друг друга. Исследование этого литературного процесса еще впереди. Издание двухтомника является не только первым полным академическим собранием русской поэмы, она станет настольной книгой (точнее — книгами) для поэтов, литераторов, стиховедов, филологов, славистов всего мира, послужит и практическим, и теоретическим исследованиям отечественной литературы.

Евгений Рейн — специально для «Новой»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow