РепортажиОбщество

Фейкогромы

Кто и зачем публикует устрашающие сводки мигрантских погромов в Якутске, и были ли они на самом деле: репортаж

Этот материал вышел в номере № 32 от 25 марта 2019
Читать
Фейкогромы
Фото: Вадим Скрябин / ТАСС
Реальный Якутск сейчас не похож на свое отражение во внешнем мире. Пятница после обеда и день субботы: как и во всех городах по всему миру (за исключением истово религиозных) — здоровое оживление на центральных улицах, полно молодежи, компаний, никакой агрессии. Полиции не видно, хотя личный состав МВД Якутска переведен на усиленный режим несения службы. «Бобики» у аэропорта, еще кое-где у конечных остановок автобусов, недалеко от мечети. Разумеется, где-то за фасадами есть и невидимые миру слезы, но все же я в явно другом Якутске. Не в том, о котором последние дни только скорбные или устрашающие сводки.
Петр Саруханов / «Новая газета»
Петр Саруханов / «Новая газета»

21 марта продолжали сообщать о погромах в Якутске, затем появилась новость, что 2–3 тысячи молодых людей, преимущественно спортсмены, съезжаются из улусов на новый стихийный митинг против мигрантов. На самом деле в Якутске 21 марта происходило как раз обратное: за несколько часов до этой новости выходцы из Средней Азии вернулись в торговые лавки (три дня закрытые из-за угрозы погромов, которых не случилось), и жизнь вошла в свою колею. На проспекте Ленина на ларьке «Овощи/фрукты» висит уверенная красная растяжка — «Мы открылись». Водители городских маршруток вышли на работу еще раньше, поскольку четверть автобусов прекращала перевозку пассажиров только на один день. Таксисты же и чернорабочие работу и не прерывали.

Например, на сайте «Царьград ТВ» не только сделали новость про «спортсменов», собирающихся на второй митинг против мигрантов в Якутске, но и проиллюстрировали ее фотографией траурного сбора в Питтсбурге в октябре 2018 года, где преступник расстрелял прихожан синагоги. Фото: Jim Lokay / FOX5 / Twitter
Например, на сайте «Царьград ТВ» не только сделали новость про «спортсменов», собирающихся на второй митинг против мигрантов в Якутске, но и проиллюстрировали ее фотографией траурного сбора в Питтсбурге в октябре 2018 года, где преступник расстрелял прихожан синагоги. Фото: Jim Lokay / FOX5 / Twitter
Магазины фруктов и овощей в Якутске работают, торговцы — выходцы из Средней Азии — не боятся. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
Магазины фруктов и овощей в Якутске работают, торговцы — выходцы из Средней Азии — не боятся. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

22 марта, в пятницу, в Якутск прилетел дальневосточный полпред Трутнев, а Киргизия официально попросила Россию защитить соотечественников на встрече спикера Жогорку Кенеша (парламента) Джумабекова с российским послом в Бишкеке Удовиченко. И тогда же, дождавшись глубокого пятничного вечера, откровенного и красноречивого времени барагоза (это словечко, синоним «движухи», тут в ходу у всех — и автохтонов, и мигрантов), отправляюсь наблюдать подноготную Якутска. В «рейд» по злачным местам и обычной круглосуточной работе мигрантов. За рулем молодой молчаливый боксер Кайрат, «вергилием» — глава киргизской диаспоры в Якутии Данияр Байгутуев.

Данияр Байгутуев, глава киргизской диаспоры в Якутии. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
Данияр Байгутуев, глава киргизской диаспоры в Якутии. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

В такие же рейды (только без кавычек — не наблюдать, а активно вмешиваться в жизнь и исправлять ее) уже несколько лет ходит самое загадочное и закрытое для неякутского мира общественное движение «Ус тумсуу». Или, как еще тут его называют, «центр гражданско-патриотического воспитания молодежи Якутии». Вместе с гражданственностью «Ус тумсуу» продвигает древние национальные обряды и «традиционную религию» якутов. Телефонные разговоры с активистами и предложение встретиться пока безрезультатны.

Многие горожане считают, что в нынешнем антимиграционном всплеске «Ус тумсуу» сыграло важнейшую роль. Это двигатель его.

И это самодеятельность, творчество масс. Но в рейды — «антиалкогольные походы» — массы ходят с полицией, с представителями управления молодежи и семейной политики. Вот аудиоотчет из соцсетей о новогоднем рейде по клубам:

«Рейд прошел хорошо. Нас было 25 человек. Как увидели нас, приезжие разбежались. Мы подошли к якутским девушкам и сказали им, чтобы они не водились с мигрантами, а возвращались к своим — якутам.

Одному приезжему я говорю: «Вы себя ведете вызывающе, на самом деле вы в гостях, а хозяин это я». Он стоит понурый, как ребенок, которого отругали. Конечно, они боятся, нас 25. А если мы нагрянем в количестве 50? Так они, наверное, все так и полягут».

Это абсолютно один и тот же почерк с теми видео последних якутских событий, где «хозяева» заходят в магазины и требуют, чтобы продавцы им показывали паспорта. Что-то там разглядывают. Или прямо советуют собирать манатки.

Ледоход на Лене, Якутск. Фото: Антон Новодережкин / ТАСС
Ледоход на Лене, Якутск. Фото:  Антон Новодережкин / ТАСС

Никаких параллелей, но

феномен «организованной спортивности» — непременно патриотической и показательно православной — хорошо знаком и по русским краям и областям, особенно начиная с девяностых.

А спортом тут занимаются многие. Дарман Кутубеков выиграл Чемпионат мира по боксу среди студентов (56 кг) в 2014 году. Это якутский спортсмен. И — киргиз. Переехал сюда с родителями в 10 лет. Считает Якутию второй родиной.

В больших городах запрет на ночную продажу спиртного резко сократил круглосуточные магазины. В Якутске спиртное продают и вовсе только с двух до восьми и в строго ограниченном числе магазинов, однако торговля «24 часа 7 дней» процветает.

Продуктовый магазин «Колобок». Торговец — киргиз. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
Продуктовый магазин «Колобок». Торговец — киргиз. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

На неглавных улицах асфальт сменяется на «белый асфальт» (так здесь называют снежный накат). Мимо дорогих кварталов и новостроек — в Рабочий городок. Те же, что и по всей России, унылые хрущобы, только на сваях. Магазин «Колобок». Продают киргизы. Готовая порционная еда под пленкой — тоже от киргизов. Кассир, молодой парень, никакого акцента:

«Вроде все нормально. Лично я работал в тот день, когда все началось. Нет, не закрывались. Ну, мелкие эпизоды всегда случаются. Кто-то хочет самоутвердиться в компании и при друзьях что-то тебе говорит… Но это мелочи. Нет ничего такого, что про Якутск рассказывают повсюду, даже в Кыргызстане, мол, как нас тут громят и на улицах ловят. Нет этого».

«Колобок», насколько я разобрался, не под вневедомственной охраной. Случись что — и киргизов от «наезда» должен будет защитить щуплый мужчина в возрасте с бейджиком «Коля». Он вроде охранника и тоже киргиз.

«Гурман» — другой продуктовый, побольше, и у продавца на бейджике имя настоящее — Жетиген. «Это по-нашему — созвездие Большой Медведицы. Я год как приехал. Все хорошо. Вот работаю в ночь. Да, наезжали на меня. Просто ответил, сказал, как есть». Как и тогда, на выручку Жетигену снова приходит Максим — кассир, тоже приезжий, но русский из Краснодарского края:

«Они мне: ты зачем с ним, с киргизом работаешь? Говорю: и он, и я на хлеб себе зарабатываем. Ушли».

Колесим дальше. Везде одно и то же, у всех были «эпизоды», но — «терпимо». Нигде погромов не было, все недоумевают, откуда и зачем лавина фейков, для чего рассылают видео трехгодичной давности драк, выдавая за сиюминутное…

На площади Якутска. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
На площади Якутска. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

Тьму рассеивает помпезный высвеченный дворец «Белые ночи». Через дорогу ТК «Столичный». «Это все китайское. Самые шикарные рестораны и торговый комплекс. Денег у них много, и народ работящий. За порядком смотрит Софья — большой вес имеет и авторитет. Хорошая женщина такая…»

По рассказам местных, на Столичном рынке, конечно, в основном китайцы, но вообще там интернационал. И тут вся их параллельная инфраструктура: парикмахерские, сауны с призывными огнями и т.д.

Рядом со Столичным — целый квартал киргизского бизнеса. Здесь площади ими арендуются или у них в собственности (как, например, большой трехэтажный каменный торговый дом «Ридо»). Проходим все — никаких внешних признаков погрома. Даже ни одной обидной надписи. Днем в центре Якутска видел замалеванные надписи на киосках с шаурмой и фруктами — ну так кто теперь скажет, что и когда написали.

На перекрестке параллельно тормозит такси. Переглядываемся с водилой: это таджик. Везет якутов. Пятничный вечер перетекает в ночь. Мимо строительного рынка (единственного, монополиста, и здесь тоже пашут киргизы) — к кафе «Восточная звезда». Это уже вотчина узбекской семьи (но они из Киргизии). Данияр: «Землю купил сам (хозяин), построил сам вот эту громаду, там масса залов, и круглосуточно сам работает». Встречает, действительно, хозяин.

Понимаю, что в любом случае прямых ответов от него не получить — из-за бизнес-интересов. Хорошо что говорим с его 21-летним сыном Тимуром, он мне показался откровенным парнем. Второе поколение мигрантов: он здесь с трех лет, здесь окончил школу.

Тимур, сын хозяина кафе «Восточная звезда». Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
Тимур, сын хозяина кафе «Восточная звезда». Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

«Конфликтов не было. К нам никто не приходил. Мы спокойно работаем. Говорят, на Столичном рынке что-то разнесли и кого-то побили, но лично я не видел. В первый день, когда все началось, мы с утра начали работать. Но еще до обеда закрылись — из МВД нас предупредили, что всяко может быть. Лучше закройтесь. Три дня мы так работали: в восемь утра открывались, в двенадцать дня закрывались. С четверга снова начали работать круглосуточно.

Угрозы? Да, были. Вот тогда, в первый день. Лично я поднял трубку. Говорят: закрывайтесь, иначе мы вашу кафешку разнесем.

Я сразу позвонил знакомому, который имеет связь с полицией. Он посоветовал звонить «02» и зарегистрировать обращение, чтобы они были готовы прислать наряд».

Кафе большое, и посетители сначала рассчитываются за прилавком. Подходят русские — парочка, потом двое из Средней Азии, а потом заходят в кафе трое крепких молодых якутов. Встают в очередь. Заказывают, платят. Едят. Данияр перехватывает мой взгляд:

«И это в те самые минуты, когда мне в соцсетях и мессенджерах идут сотнями сочувственные, чуть не соболезнующие сообщения. Все — из-за пределов Якутии. А вы же видели — без очереди не полезли, агрессии — ни в одном жесте».

Тимур продолжает:

«Раньше как было? Якутск — многонациональный город, но национализм есть, чувствуется. Ездили мы на соревнования по дзюдо в другие города, по две недели, даже по месяцу жили — там такого не замечал. Даже ведь на улицу выходил.

А здесь такое было. Всегда. В школе не чувствовалось: все — дети, у меня много друзей якутов с тех времен, по всей стране разъехались, сейчас пишут, спрашивают, что у нас происходит. А вот в спортзале с первого же раза претензии, что я не русский. И это говорят мне якуты. Мы с ними ругались. Перешел в другой зал — там такого не было… Я здесь работаю в заведении. Люди с утра приходят и часто спрашивают: какой ты национальности? Зачем приехал? Уезжай, из-за вас у нас работы нет».

Это узбеки из Киргизии. Ошские события 1990-го и 2010-го (столкновения узбеков и киргизов) прокатились если не по их семьям и родам, то по знакомым. Но тут они, киргизские узбеки и киргизы, вместе. За угловым столиком заседают аксакалы. Один поднимается, подходит прощаться с моими спутниками. Выясняем, что прежде он работал во вневедомственной, в ГАИ, в полиции. Поехал забирать жену, она тоже в органах, сегодня допоздна — усиленный вариант несения службы.

Выходцы из Средней Азии работают в Якутии врачами, преподавателями в университете и т.д. Едем мимо Саха академического театра имени П.А. Ойунского. В 1986-м за спектакль «Желанный голубой берег мой…» театру дали Госпремию СССР. А это, между прочим, постановка по «Пегому псу, бегущему краем моря» великого киргиза Чингиза Айтматова.

Нам дальше — улицей Аммосова. Это якут, большевик, один из основателей государственности и Республики Саха (Якутия) и Кыргызской Республики. Такие сближения.

Пригород Якутска. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Пригород Якутска. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Если не о причинах якутской вспышки (это отдельно), а о спусковых крючках, триггерах — ничего нового. Механика волнений — одна на все времена, не меняется ничего. Вот смотрите, что в их завязке. Якутский следком изложил детали:

что случилось в якутске 17 марта
 
17 марта около 00.16 в районе домов 34/1–34/2 по улице Кузьмина водитель «Тойоты-Короллы» насильно усадил проходящую мимо женщину в автомашину, отъехал к гаражам на улице Севастопольской, где в салоне автомобиля совершил изнасилование. Далее отвез ее в автомастерскую на улице Василия Манчаары. Там находились двое его знакомых. Завел ее внутрь, а сам уехал домой. Женщина дождалась, пока автомеханики уснут, сбежала и около четырех утра обратилась в органы. Потерпевшая сообщила, что похищение и изнасилование совершено одним человеком, и подтвердила свои показания в ходе опознания. Задержаны и затем арестованы до 17 мая все трое. Насильнику предъявлен «букет» статей, двоим его приятелям — «незаконное лишение свободы, не связанное с похищением, совершенное группой лиц по предварительному сговору».

Теперь то, что писали интернет-издания и что разлетелось по соцсетям (и никакие законы о противодействии фейкам никому не помешали). Только один пример:

«Жительницу Якутска похитили с детской площадки и изнасиловали. Как сообщает СУ СК России по Республике Саха (Якутия), около 16.00 по местному времени неизвестные похитили женщину с детской площадки, расположенной по улице Кузьмина. Как рассказали очевидцы произошедшего, мужчина силой посадил женщину в автомобиль, после чего увез в неустановленном направлении. В полицию позднее обратилась и сама похищенная, которая рассказала, что трое похитителей изнасиловали ее».

То есть не в полночь, а посреди белого дня. Не проходящую мимо, а — «с детской площадки». И не один, а трое.

Крупные российские издания прямо так и пишут: «Мигранты из Киргизии похитили и изнасиловали местную жительницу». Почему не написать, что вся Киргизия приложилась?

Айсен Николаев, глава республики Якутия, обращается к собравшимся на народный сход землякам по поводу изнасилования местной жительницы. Фото: Вадим Скрябин / ТАСС
Айсен Николаев, глава республики Якутия, обращается к собравшимся на народный сход землякам по поводу изнасилования местной жительницы. Фото: Вадим Скрябин / ТАСС

На следующий день на арене «Триумфа» к многотысячному собранию обращается Айсен Николаев, глава республики. Говорит по-якутски. Воспользуюсь переводом Sakhalife.ru (он кажется точным, если сверять смыслы послания с теми, что глава Якутии сам выложил на русском языке в соцсетях).

что сказал глава республики об инциденте
 
«Мы, якуты, гостеприимные, мы всегда гостей привечаем. А если кто-то не будет с нами считаться, тот будет против нас, станет нашим врагом. Такого рода инцидента не должно быть. Мы на своей земле. […] Поручил в ближайшее время всех мигрантов проверить. Тех, кто нарушает закон, депортировать, закрыть предприятия, нарушающие закон. Надеюсь, что вы поддержите. Они должны платить налоги, работать по закону и соблюдать порядок. Во-вторых, мы, местные жители, иногда сами ошибаемся. Покупаем у них дешевые фрукты. Ездим на их такси. Почему не спрашиваем, есть ли у них регистрация, платят ли они налоги? Трудоустраиваем их, потому что им можно меньше платить. Мы должны сплотиться: городская, республиканская власти, местное население. Только тогда мы на своей земле будем хозяевами. Только тогда нас будут уважать. По-моему, это решаемый вопрос. Мы, якуты, освоили эту огромную землю, бок о бок жили с русским народом. И дальше будем так жить. Но нами извне другие народы не должны командовать».

Сразу в соцсетях появляется со ссылками на ту же Sakhalife несколько другая цитата:

«Глава Якутии Айсен Николаев заявил, что якутам необходима сплоченность, чтобы стать хозяевами на своей земле, и они более не позволят русским командовать над собой. Заявление прозвучало 18 марта на многотысячном мероприятии против мигрантов в спорткомплексе «Триумф» в российском Якутске, сообщает SakhaLife».

Начинаешь искать, откуда ноги растут, — приходишь вот сюда, на Украину, к инфоагентству GuildHall.

Актуализация цитаты такая. Ведь, само собой, мало кому интересно, что там у якутов с киргизами, вот у якутов с русскими…

Можно продолжать. Про троих убитых, более 20 изувеченных. Это уже крупные российские интернет-издания писали —

  • о массовых погромах,
  • о том, что жители вышли на улицы и начали нападать на приезжих,
  • что возмущенные якуты разрушают многочисленные придорожные кафе и магазины, где работают выходцы из бывших советских республик,
  • что жители Якутии стали рассылать антисемитские и антимигрантские сообщения после выступления главы региона,
  • что толпа в Якутске штурмовала мечеть.

Простите за бородатый анекдот: «Говорят, Рабинович выиграл «Волгу» в лотерею?» — «Все верно. За исключением нюансов: не Рабинович, а Иванов, не «Волгу», а сто рублей, не в лотерею, а в карты. И не выиграл, а проиграл».

Завтра распространится еще один фейк: у обвиненного в насилии (23 года) были с этой женщиной (36 лет) отношения, они поссорились, и она пошла чуть ли не в полицию на него заявлять. Он догнал, хотел помириться. Об этом рассказывают уже многие, ссылаясь на соседей «пары». Увы. Источник, близкий к следствию, рассказал мне, что есть видео, на котором хорошо видно нападение: как зажимал рот и заталкивал в машину. Помимо того, есть признательные показания, и там ничего о его знакомстве с жертвой.

Якуты, собравшиеся на народный сход для встречи с главой республикий. Фото: Вадим Скрябин / ТАСС
Якуты, собравшиеся на народный сход для встречи с главой республикий. Фото: Вадим Скрябин / ТАСС

Аксиомы — не теоремы, незачем их комментировать/аргументировать. Что толку повторять, что нет никаких стран и наций, есть только люди. Что не может быть коллективной ответственности. Пещерные рефлексы и ДНК, как правило, побеждают. И никакие проповеди христианства или просто гуманизма не помогают. Есть, конечно, и конкретные вопросы. Например, к чему усугублять это еще и враньем?

У нас и так не фонтан дружбы народов, зачем в него лить бензин?

Что ждет Якутию? Попросил крупнейшего специалиста по истории якутов позднего Средневековья и Нового времени, д.и.н. Андриана Борисова (главного научного сотрудника Института гумисследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН) сравнить последние события с волнениями в Якутске в марте-апреле 1986 года. К его выводам еще вернусь, пока несколько тезисов.

АндрианБорисов

Институтгуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера (РАН)

«WhatsApp как торбозное радио» 

— Какие возможности, коммуникации были тогда и сейчас? Мессенджер WhatsApp, получивший особую популярность в Якутии, все изменил. Это торбозное радио (торбоза — мягкие сапоги из оленьих шкур.А. Т.) У вас говорят: сорока на хвосте принесла, а у нас новости разносят в таких вот сапогах. Для многих это и рабочий инструмент. И много недостоверной информации распространяется.

[…] В 1986-м мы боялись слова «национализм», оно выглядело как готовая статья УК, теперь и в связи с демократизацией, и более глубоким смыслом этого термина, понимаем, что национализм был всегда. Его можно сравнить с морем. Пока штиль — всем хорошо, все говорят о «здоровом национализме», дальше шуток не идет. Когда же примешиваются социальные неурядицы, диспропорции, экономические проблемы, то море начинает штормить. И в советское время, и в 90-х мы создавали те же структуры, что работают на Западе. Я сам работал в отделе межнациональных отношений, созданном в институте в связке с властью: она заказывала нам исследования, рекомендации, анализ. Мониторили ситуацию. Так было по всей стране.

А потом, видимо, другие проблемы появились, отвлеклись. Но море-то никуда не делось. И не денется.

Якутск

P.S.

P.S. Штука в том, что Кремль в отличие от многотысячного народа, забившего под завязку якутскую арену «Триумф», заинтересован в иммигрантах. Вот как раз гражданам Кыргызской Республики в России 21 марта объявили миграционную амнистию. Ничего ж серьезного не случилось, погромы оказались фейковыми?
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow