СюжетыКультура

Истекаем клюквенным соком

«Золотая маска»-2019 — оптимистическая трагедия

Этот материал вышел в № 30 от 20 марта 2019
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 30 от 20 марта 2019

22:09, 19 марта 2019

1

Елена Дьякова
22:09, 19 марта 2019

1

Елена Дьякова

«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал». Фото: РИА Новости

Спектакль Александринского театра «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» (режиссер — Виктор Рыжаков) выдвинут на «Маску» в семи номинациях. Я бы добавила и восьмую: монологи Эры Зиганшиной в этом «революционном концерте по мотивам пьесы Вс. Вишневского» дорогого стоят. Но не в числе номинаций суть и ценность.

Пылает алым неоном перевернутое слово ХОРОШО. Рубленый шрифт 1920-х отсылает к детским стихам Маяковского, на которых росла вся Страна Советов. Встают и рушатся картонные монументы: от салютов всех вождей образца 1930-х к пустому пьедесталу Дзержинского на Лубянке в августе 1991-го. Бегут лебеди в балетных пачках, бородатые пионерки, Крокодилы Гены: общее долгое советское детство, что было навсегда, пока не кончилось.

Тут так порвалась дней связующая нить, что соединить обрывки никто не надеется.

И вот он на сцене — «Матросский полк, прошедший свой путь до конца». Весь в белом.

Вожак, Алексей, Сиплый, Рябой, партийный финн Вайнонен с ножом за голенищем, «огромный полуголый татуированный человек» из трюма, которому всадят пулю в брюхо, и прочие сплавлены в крепко сбитое коллективное тело в белых бушлатах. С набеленными лицами, алыми шрамами ртов, свинцовыми подглазьями. Матросы, краса и гордость русской революции, похожи на страшненький кордебалет Пьеро в полураспаде. На персонажей «Балаганчика» Блока. Кому хошь пустят клюквенный сок: хоть офицерью в Кронштадте-1917, что ли. Но и сами клюквенным соком истекут: в Кронштадте-1921, в Гражданской… далее везде.

Комиссар Анны Блиновой до оторопи не похожа на статного Комиссара Алисы Коонен 1933 года. Бледная нервная, развинченная барышня в блузке с бантом, с порыжелым дорожным баулом 1900-х выходит на сцену-палубу крадучись. Хлыстовская мистерия 1917-го дала ей — впервые в жизни — опьяняющую неограниченную власть именем партии. Ариетка Вертинского «_Вы в гимназии. Церковь. Суббота» _сопровождает Комиссара злой и бравурной пародией.

Но Комиссар Блиновой и Рыжакова больше напоминает другую героиню Вертинского, кокаином распятую в мокрых бульварах Москвы. И догадки со­временников Семнадцатого года о терроре Гражданской (красном и белом) как о выплесках психопатологии. Особенно страшных там, где в этот пляс шли, где приказы подписывали женщины. Как в Крыму-1921, что ли…

Комиссару тут к лицу и монолог Лизы Хохлаковой из «Братьев Карамазовых»:

Не удалось отобразить 667

Весь Семнадцатый год с его долгоиграющими последствиями в спектакле по рваному, наотмашь склеенному коллажу текстов Всеволода Вишневского, Достоевского, Блока, Розанова, стихо-творных брошюр Гражданской войны, объясняющих народу симптомы сифилиса, и протчая, и протчая (драматург спектакля — Ася Волошина) — есть бесконечная кадриль смертей.

Здесь мучители и мученики многократно поменяются участью. И начинается эта кадриль в зыбком истерическом воздухе кабаре начала ХХ века. В подвальной мгле «Балаганчика».

Коллаж, монтаж, лоскутное одеяло криков, плачей, взвизгов гармоники, растерянных реплик — способ прочесть время, смыслы которого никто не в силах определить, окончательные приговоры — вынести.

А главное: ясно, что все они давно погибли. Друг за другом. И оттого носят выбеленные, как смертные рубахи, бушлаты и шинели. Все — анархисты и коммунисты, Комиссар и флотский офицер Беринг, проткнувший череп серебряным кортиком и давший присягу власти, истребившей его семью, — теперь «люди в белых одеждах». Мученики Апокалипсиса, убиенные «за свидетельство, которое они имели». И за муку свою оправданные на Страшном суде.

Эра Зиганшина и Аркадий Волгин играют тут Свидетелей истории. Людей, проживших ХХ век.

Глубокий, очень петербургский голос Зиганшиной чеканит с горечью и насмешкой знаменитую запись В.В. Розанова 1918 года:

Не удалось отобразить 667

Но важнее — монолог в финале. Письмо Александра Блока, написанное зимой 1921-го, за полгода до смерти. Опыт поэта на четвертом году революции резко противоречит его пылу 1918 года, исступленным абзацам «Интеллигенции и революции» (и этот текст есть в спектакле).

В 1921-м году Блок пишет московской литературной даме, ожидавшей младенца:

Не удалось отобразить 667

Этих детей, переживших XX век, каков он был в России, и играют два седых и статных актера Александринского театра. Предсмертное письмо Блока — самый точный, самый милосердный вывод, какой можно сделать из общей нашей оптимистической трагедии.

Александринский спектакль — не первая попытка прочесть со сцены тексты официозные, парадные тексты 1920–1940-х годов новыми глазами. В 2011 году тему открыли «Горки-10» Дмитрия Крымова, беспощадная фантасмагория 1918 года по мотивам «Кремлевских курантов» Погодина. Двусмысленным, но сходным опытом стала недавняя «Слава» Богомолова. Были и другие.

Видимо, время пришло. В литературе nonfiction, в истории, в театре копятся и становятся новым облачным фронтом в ноосфере попытки перечитать и понять заново 1917 год. С его долгой предысторией и его очень долгими последствиями. Видимо, начинается долгая и медленная работа добычи новых смыслов эпохи, родственная денацификации в послевоенной Германии.

Там процесс просачивания суровой правды до школьных программ, до банальности шел лет тридцать. У нас, возможно, займет больше: и кровь лилась не двенадцать, а без малого сорок лет, и еще сорок лет «материал» лежал в пыли, лжи и фальши. Но эта коллективная работа добычи новых смыслов «из советского проекта», кажется, все же идет в России.

В сухом остатке — ради того, чтоб прийти к очень простому и общему итогу: «Никогда больше».

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#золотая маска #спектакль #театр

важно

2 часа назад

Казахстанский диджей Imanbek выиграл премию «Грэмми»

Slide 1 of 1
Slide 2 of 2
Slide 1 of 1

выпуск

№ 27 от 15 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 27 от 15 марта 2021
  • № 26 от 12 марта 2021
    № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • № 22 от 1 марта 2021
    № 22 от 1 марта 2021
  • № 21 от 26 февраля 2021
    № 21 от 26 февраля 2021
  • № 20 от 24 февраля 2021
    № 20 от 24 февраля 2021
  • № 18-19 от 19 февраля 2021
    № 18-19 от 19 февраля 2021
  • № 17 от 17 февраля 2021
    № 17 от 17 февраля 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Колонка

Цены строгого режима В Думе хотят остановить подорожание продуктов, сажая в тюрьму покупателей

264812

2.
Комментарий

Президент прислушался к тишине Какую роль сыграла посадка Навального в назначении Сергея Королева первым замом директора ФСБ

260209

3.
Сюжеты

Напряжение в Сети Слесарь-сантехник из Колпино, почти не владеющий интернетом, сам того не ведая, стал злоумышленником во Всемирной паутине

129709

4.
Сюжеты

«Есть такая Нина, которая все-таки смогла» История дагестанской женщины, пережившей обрезание в детстве и насилие в браке, которая добивается равноправия в родной республике

125353

5.
Сюжеты

«Вот когда деньги отняли, мы не выдержали» Младший медперсонал рассказывает «под запись» о внутренней кухне лучшей больницы Ленобласти. Чиновники эти факты отрицают

110681

6.
Сюжеты

Разговорчики в миру За случайный диалог на улице о Навальном и Фургале протоирея из Хабаровска арестовали на 20 суток. РПЦ не против

110110

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
;

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera