СюжетыОбщество

«Я умоляла, чтобы нас не убивали...»

Пьяные расстреливали машины на трассе под Братском: убит студент, ранена девушка

Этот материал вышел в номере № 22 от 27 февраля 2019
Читать
«Я умоляла, чтобы нас не убивали...»
Фото ИТАР-ТАСС
В ночь на 23 февраля четверо пьяных жителей 23–29 лет поселка Прибрежный (150 км по трассе от Братска, Иркутская область) перегородили своими «Жигулями» федеральную автодорогу А331 «Вилюй» и расстреливали из охотничьего ружья двигавшиеся мимо автомобили, то ли пытаясь их остановить, то ли просто так. (Позже выяснится, что «пятерка», на которой изначально передвигалась банда, принадлежала ГИБДД Братска и по документам давно утилизирована.)

Пробоины в кузове получили несколько авто. Под огонь попала Toyota Land Cruiser, но внедорожник смог объехать препятствие по обочине и скрыться. Потом брат водителя Федор Наумов расскажет: «…он остановился, думал, помощь нужна, мало ли что бывает, спросил у одного и видит, что к нему второй с ружьем идет, он спросил у него, что происходит, тот ничего не ответил. Он и поехал, тут выстрел, стреляли дробью, покоцали весь салон, дробь внутри разлетелась». Наумов сказал паблику «Инцидент. Иркутск», что брат поехал в сторону Иркутска (доехал) и сообщил полиции о происходящем на трассе.

Вячеслав Беляков. Фото из архива
Вячеслав Беляков. Фото из архива

Остановилась перед людьми с ружьем и Lada Priora. В ней находились студент Инженерно-строительного института Сибирского федерального университета (СФУ, Красноярск) 20-летний Вячеслав Беляков (за рулем), его невеста, тоже красноярская студентка-биолог, и трое их друзей. Из-за Универсиады студентов СФУ распустили на внеплановые каникулы, молодые люди ехали на родину. Слава узнал стоящих у «пятерки» ребят — росли в одном поселке.

О том, что было дальше, органы пока говорят скупо, но выжившие уже описали в соцсетях все подробности; первым связную картину происшествия представил паблик «Инцидент. Братск». Студенты вышли из машины. Им приказали лечь на землю. Беляков сказал человеку с ружьем — Сане (которого узнал и который, видимо, узнал Белякова): «Стреляй, только их не трогайте!» И — повернулся спиной. Саня в этот момент и выстрелил. Девушку ударили ножом.

Потом 21-летняя Ксения Кучерова расскажет:

«Мы легли, я умоляла, чтобы нас не убивали. Отдала им телефон, кошелек с деньгами, его мне потом вернули. Один мальчик кому-то начал звонить и спалился. Эти люди его побили. Он кинул телефон в снег. Те его не нашли. Рядом с тем, кто забирал у меня деньги, стоял другой, он достал нож. Ему сказали, чтобы не трогал меня, потому что я и так все отдала. Другие пацаны подошли к Славе, потрогали его и сказали, что он мертвый. Парень, который стоял напротив меня, ударил меня в грудь. Хлынула резко кровь, я не могла дышать. Затем все сели в нашу машину и уехали на Тулун. В то время один из парней, который ехал с нами в машине, встал на дорогу и начал махать руками, но машины проезжали мимо. Тогда он в снегу нашел свой телефон, позвонил отцу. Пока тот ехал, парни остановили фуру. Водитель сразу начал искать аптечку. Когда увидели, что мы остановили фуру, эти сволочи свернули на Братск. Я кричала: «Пацаны, зачем вы остановили фуру, сейчас и его застрелят». Но нет, они проехали по Славкиным ногам».

Беляков умер в машине скорой помощи. У Кучеровой было задето легкое, обильная потеря крови, но выжила. Операция прошла успешно, ее жизни ничего не угрожает.

Ксения Кучерова. Фото из архива
Ксения Кучерова. Фото из архива

По некоторым свидетельствам, начался GTA-заезд (GTA — популярная компьютерная игра. Аббревиатура расшифровывается как Grand Theft Auto («Большой Угон Автомобиля») —прим. ред.) в расположенной поблизости деревне Булак, «где живут две бабульки». К одной забрались в дом, побили ее, требуя деньги. У нее оставалось от мужа охотничье ружье, им нападавшие и вооружились. Выехали на трассу.

«Стреляли по мишеням с фотографией президента Каримова»

К концу процесса над «бандой ГТА» выяснилось, что ее участники планировали вооруженное восстание в Узбекистане

…Задержали их у села Кузнецовка перед кольцевой развязкой Порожской. К тому времени они уже бросили «Приору» и захватили такси. СОБР перегородил дорогу. ФИО нападавших известны, как и распределение ролей, фото в иркутских СМИ и сетях публикуются, известны и слова того, кто ударил зачем-то ножом девушку. За секунду до этого он скажет: «Я просто так не уеду».

Поминать 90-е («хорошо, что прошли!») неуместно: именно здесь и до 90-х было так, и после. Ничего не меняется. Вот цитаты из нескольких интервью главы иркутского следкома генерала Бунёва.

«Среднестатистический убийца из Иркутской области — он какой?» — «Пьяный. Основная масса убийств в Иркутской области — бытовые. Но здесь очень много и тех, кто осужден пожизненно. Их число превышает среднее не просто в стране, а превышает абсолютные значения по всей Сибири». — «Почему так?» — «Потому что уникальный регион». «Я пришел сюда в 2013 году, мы более 400 уголовных дел в год по убийствам передавали в суд, а Москва — около 350. Но где Москва с 12 миллионами жителей, и где Иркутская область с 2,4 миллиона?» «Менталитет местных жителей связан во многом с отрицанием законов. Понимание примерно такое: «Мало ли что где написано! Я делаю, как мне выгодно». Когда я приехал в Иркутск, мне сказали: «Андрей Юрьевич, вы проедете по дороге — и сами все поймете». Действительно, когда видишь каждые пять минут, как человек из крайнего правого ряда без включения поворота поворачивает налево, это впечатляет».

Четверо из Прибрежного (у троих в сумме 18 судимостей) — это тот самый сурковский «глубинный народ». Буквально. «Утопленниками» в Сибири называют социальную группу переселенцев из зон затопления ГЭС. Задолго до Суркова красноярские министры и чиновники, выполняя программу освоения Нижнего Приангарья и достройки Богучанской ГЭС, прямо предписывали жителям затопляемых территорий жить в глубине, на дне, под водой. Это не метафора, а суровая реальность: «Красноярсклеспроектстрой», принадлежащий краевой администрации, спроектировал им прекрасные подводные поселки, хорошо наварив на генпланах (наша газета подробно писала об этом — см., например, «Генплан для утопленников» в №52от 2011 г.; «Отпевание Ангары» № 23и 25от 2015 г.).

Прибрежный, откуда все четверо нападавших, основан в 1959 году в связи со строительством Братской ГЭС (в 1961-м началось наполнение Братского водохранилища, поглотившего более ста поселений, родину почти ста тысяч человек), затоплением села Илир и строительством химлесхоза. В Прибрежном поселились «утопленники».

Друг моего друга из тех мест («утопленник» во втором поколении) умер от ранения в массовой драке (дали сзади амбарным замком по башке).

Так вот, свой гимн «по жизни» он нашел в репертуаре Аркадия Северного: «Буду лежать я на дне морском, в груде холодных камней. Вот что такое романтика в жизни бродячей моей». Пел везде и всегда.

Да, это романтика. А есть еще жизнь этих людей, мало кому интересная. В ней полным-полно ранних смертей и суицидов, инфарктов и инсультов не по возрасту (старики как раз держатся). Про Братскую ГЭС не буду, на моих глазах происходило строительство Богучанской ГЭС (это ниже по Ангаре), сожжение и затопление деревень. Фермер Иван Марковский выкупил у развалившегося колхоза комбайны и трактора, выстроил основательное хозяйство. При затоплении ему компенсировали только жилье, остальное пропало. Уезжал из Кежмы одним из последних, в 2012-м. И быстро ушел из жизни.

Из Распутина
«Братская ГЭС привела к затоплению более полумиллиона гектаров самых лучших и обжитых земель. Ангарское население, мои земляки, выращивающие хлеб, были переселены на неудоби, где хлеб не растет. Там рос лес, и хлеборобы едва ли не поголовно вынуждены были переквалифицироваться в лесорубов. За 30 лет они выбрали тайгу, в местах лесосек остались поля жесточайших битв. Подле дешевой энергии в Братске тотчас же, как ангарская вода принялась крутить турбины, встали энергоемкие гиганты — алюминиевый завод и лесопромышленный комплекс. То, что не ушло под топор из богатейшей окрестной тайги со знаменитой ангарской сосной, обречено было на гибель от фтора и метилмеркаптана, побочного «продукта» энергоемких».

Расстрел на дороге — это застарелое зло, поднимающееся из мертвых ангарских морей, из затопленной и пущенной на электричество и алюминиевые чушки родины. Это сиквел к «Прощанию с Матерой», это то самое самосожжение, которым Распутину цензура не дала закончить «Матеру».

Сибирские Штаты Америки

У России отжимают контроль над стратегической отраслью: кто владеет «Русалом», тот правит регионами русской Азии. История наживы и предательства

Люди здесь уже рождаются с жабрами. Родина заставила научиться дышать под водой. «Потому что уникальный регион».

Жители Прибрежного в соцсетях устроили бурное обсуждение с призывами к самосуду и восстанию, но пока сговорились собраться 3 марта на сельский сход. Судя по высказываниям, семья убийцы поселок тиранила давно, теперь ее, а также семьи его подельников призывают выселить за пределы Братского района. Тетя убийцы руководит поселковой амбулаторией, где работает и мать убитого.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow