СюжетыКультура

«Каноничные». Первый фильм об автокефалии

Посмотрите его с комментариями обозревателя Александра Солдатова

Александр Солдатов

обозреватель «Новой», главный редактор credo.press

«Фильм поможет тысячам людей разобраться в истинных причинах и целях украинской автокефалии» 

— Фильм Сакена Аймурзаева и «Громадского» «Каноничные» сегодня, спустя полтора месяца после вручения Православной Церкви Украины (ПЦУ) Томоса об автокефалии, является единственной попыткой методами документального кино подвести первые итоги этого события.

Оно представлено в фильме на фоне гигантской исторической ретроспективы, восходящей ко времени Крещения Руси. Действительно, украинский народ шел к своей независимой Церкви много веков, раздираемый между несколькими империями и путаясь в национально-культурных идентичностях. Возможно, Томос стал итогом этого драматичного пути, а возможно — лишь очередным кратковременным эпизодом, после которого что-то будет «отыграно назад». Фильм, в котором звучат голоса сторонников автокефалии, священников и мирян Киевского патриархата, но — не в меньшей степени — иерархов и клириков Московского патриархата, не дает определенного ответа на вопрос, чем станет Томос для истории Украины.

Фильм снят с любовью — трогательно даже оформление заставок в виде готических буквиц и стилизованных под средневековые миниатюр. Автору очевидно помогает собственная конфессиональная «равноудаленность» от главных групп украинского церковного противостояния. Хотя Сакен Аймурзаев и не говорит об этом открыто, но частые упоминания Рима, подчеркивание, что Русь была крещена до Великого раскола 1054 года, упоминание экуменических перспектив Томоса об автокефалии и «западничества» патриарха Варфоломея выдают его католическую идентичность. Но, пожалуй, православный автор при разговоре на острейшую тему современной православной политики не смог бы удержаться от субъективных оценок и симпатий, как в целом удерживается от них Сакен.

Если в начале фильма несколько ученых довольно подробно описывают состояние Византии в конце Х века и обстоятельства Крещения Руси, то история Церкви Украины после монголо-татарского нашествия дана в фильме схематично, буквально «двумя мазками».

Непосвященному зрителю трудно будет понять, когда же и как именно сформировался украинский тип церковности и почему он так радикально отличается от московского.

Политический контекст событий 1686 года, когда Киевская митрополия была передана под условное управление Московскому патриархату, в фильме не упоминается, что кажется пробелом на фоне досконального анализа текста грамоты Вселенского Патриарха Дионисия об этой самой передаче. Обойден вниманием и весь опыт борьбы за украинскую автокефалию в ХХ веке, до Патриарха Филарета (Денисенко): первая попытка ее провозглашения на Соборе в Киеве в 1921 году, появление «канонической автокефалии» благодаря распространению на территорию Украины юрисдикции автокефальной Церкви с центром в Варшаве в 1942-м и, наконец, опыт украинской церковной эмиграции, которая в начале 1990-х добилась канонического признания своих структур со стороны Константинопольского патриархата.

Судя по всему, фильм нацелен на российскую аудиторию, на разрушение стереотипов, формируемых агрессивной российской пропагандой. И в этом отношении он имеет огромные шансы на успех.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Но украинская аудитория наверняка предъявит автору свои, может быть, мелкие на первый взгляд, но чувствительные для нее упреки.

Легкий налет «москвоцентричного» взгляда на новейшую церковную историю можно, например, увидеть в утверждении, что митрополит Владимир (Сабодан) прибыл в Украину, когда Филарет (Денисенко) уже «ушел» из Московского патриархата. Если бы все обстояло так просто, споры между последователями Московского и Киевского патриархатов не были бы столь острыми. Митрополит Владимир (Сабодан) был «избран» предстоятелем УПЦ МП на Соборе в Харькове в конце мая 1992 года, когда Филарет, даже с точки зрения руководства Московского патриархата, оставался ее каноническим иерархом и не покидал ее структуры. По уставу УПЦ МП, ее Архиерейский собор не мог быть созван без участия предстоятеля (если тот жив), а Филарет своего поста не покидал. Таким образом, при всем уважении к Владимиру (Сабодану), приходится признать, что он был избран на еще занятую Филаретом кафедру, и процедура этого избрания была весьма уязвимой с канонической точки зрения.

Жаль, что не попала в кадр антиукраинская литература, до сих пор распространяемая в лаврах УПЦ МП, особенно — в ее западном бастионе, Почаеве.

Не попал в кадр летний крестный ход 2018 года в том же Почаеве, который сопровождали молодые люди спортивного телосложения, облаченные в одинаковые черные футболки с лозунгами, призывающими к войне (хотя и в виде вырванных из контекста библейских цитат).

Верой не вышли

Верой не вышли

Почему в светской России религиозные взгляды за пределами «основных конфессий» образуют состав преступления

У зрителя остается ощущение, что украинская власть как-то ограничивает или даже запрещает крестные ходы УПЦ МП (на экране мелькают даже зловещие автозаки), в то время как они совершаются совершенно свободно, и о каких-либо задержаниях их участников до сих пор не сообщалось.

Наконец, некоторым преувеличением выглядит утверждение, что все собравшиеся на Софийской площади 15 декабря 2018 года, в день Объединительного Собора, были участниками массовки, свезенной властями из регионов, и не молились (даже «Отче наш» не прочитали!). Конечно, глупо отрицать значительный элемент массовки, но все же на площадь пришли и сотни клириков, монахов и мирян разных украинских Церквей, которые не только молились, но даже целые соборные молебны устраивали как на площади, так и на прилегающих к ней улицах.

Но, повторюсь еще раз, эти недостатки, скорее всего, заметят только в Украине. У меня нет сомнений в том, что фильм поможет тысячам людей разобраться в истинных причинах и целях украинской автокефалии, сняв шоры, надетые на сознание православных россиян пропагандой. Увы, не так много осталось в России инструментов для снятия шор. Фильм «Каноничные» своей искренностью, спокойствием и основательностью способен пробить их.

Десять тысяч одних приходов…

Десять тысяч одних приходов…

Что скрывается за парадной статистикой к юбилею интронизации патриарха Кирилла

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow