КолонкаКультура

Игра в прекрасное

Как говорить с детьми о современном искусстве

Этот материал вышел в № 18 от 18 февраля 2019
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 18 от 18 февраля 2019

20:27, 17 февраля 2019

1

Ольга Тимофеева
20:27, 17 февраля 2019

1

Ольга Тимофеева

Фото: Еврейский музей и центр толерантности

К вопросу о предопределении. 13 февраля меня позвали на пресс-показ выставки «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович» в Еврейский музей и центр толерантности. Заинтересовалась сразу, поскольку сказали, что в экспозицию войдут произведения Казимира Малевича, Фрэнсиса Бэкона, Александра Дейнеки, Маурицио Каттелана, Василия Кандинского, Ива Кляйна, Виктора Пивоварова, Натальи Гончаровой, Альберто Джакометти, Бриджет Райли, Нико Пиросмани. Всего на выставке больше 30 работ — от живописи и фотографии до инсталляции и анимации. Но дальше выяснилось, что проект семейный, — для детей и взрослых, выстроен, как аттракцион, где для знакомства с работами нужно, например, залезть на лестницу, заползти в домик, съехать с горки…

Ну, думаю, если для таких художников требуются такие ухищрения, то плохи у них дела, точнее, не у них, а у нас, которых надо заманивать столь сильными средствами. Тем не менее посмотреть хотелось, и я огорчилась, когда утром сделать этого не удалось.

Н. Гончарова, «Купальщицы». 1920-е. У каждой работы можно наклеить эмоцию, которую она вызвала. Фото: Еврейский музей и центр толерантности

И вдруг вечером выясняется, что мне надо идти на эту выставку, что называется, по семейным обстоятельствам. То есть судьба все-таки привела меня туда, куда надо было попасть, чтобы выбросить из головы высокомерные предубеждения и оценить старания тех, кому не лень придумывать, как вовлечь людей в прекрасное.

С порога ты попадаешь в раскованную атмосферу веселья и фантазии. Дети всех размеров носятся по фойе, взрослые приглядывают за ними вполглаза, поскольку пространство специально устроено для детской радости.

Конечно, известно, что в музее недавно открылась выставка «Анна Франк. Дневники Холокоста», которая рассказывает о судьбе шести девушек, оказавшихся в гетто и в оккупации. Находясь там, они записывали все то, что пришлось пережить им и их близким. Страницы этих дневников развешены по стене, вдоль которой притихшие люди движутся в зал.

Ужас этих строк оттеняет безмятежность детей, слава богу, пока мирного времени.

Архитектор выставки Алексей Трегубов выстроил ее как лабиринт, за каждым поворотом которого ждет новое открытие. Иногда к нему действительно нужно взбираться по лестнице или съезжать с горки, что делали и дети, и взрослые с малолетними посетителями на руках. Дети постарше чередовали игру с созерцанием картин. Кураторы (Алексей Мунипов, Ирина Мунипова, Лия Чечик, Ирина Дворецкая) выбирали их с умом и расчетом.

Висящий на крючке человечек Маурицио Каттелана вызывал столбняк у каждого, и как растолковать этот образ ребенку — зависело от знаний и умений родителей. Один из смыслов раскрыл Алексей Мунипов, рассказав, что для итальянцев это история про то, как хулиганы подвешивают школьника на крючке в школьной раздевалке, и что это повод поговорить о детских травмах. Впрочем, большинство работ вызывают не столь мрачные мысли. Даже «Кошка, поймавшая птицу» Владимира Яковлева похожа на детский рисунок, а «Иранский лев» Пиросмани — это, скорее, детское представление о льве, который никакой не грозный царь зверей, а доброе существо,требующее ласки.

Больше всего на выставке картин Пабло Пикассо, возможно, потому, что палитра эмоций на них самая разнообразная. И каждая из этих картин — и «Гримаса», и «Голова фавна», и «Женщина в шляпе» — трогает не только взрослые, но и детские чувства, о которых особенно заботятся устроители. Об их благородных намерениях говорит и то, что при участии фонда «Искусство, наука и спорт» были созданы специальные тактильные модели, позволяющие оценить выставку незрячим и слабовидящим.

Самое таинственное на ней — это пустая комната, где ничего не происходит.

Если, конечно, не сообразить, что за маленькими дверцами в стене скрывается искусство. Откроешь одну — а там «Три фигуры в поле» Казимира Малевича, распахнешь другую — и узнаешь «Посвящение Паше» Виктора Пивоварова. Порадуешься своей смекалке, и дальше, дальше… Чудес не перечесть, их хорошо бы увидеть. И если они не все проникнут в сознание малышей, то подростки явно удостоверятся, что чудеса творит искусство. А уж сколько узнают о своих детях родители…

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#искусство #музеи

важно

6 часов назад

Казахстанский диджей Imanbek выиграл премию «Грэмми»

Slide 1 of 1
Slide 2 of 2
Slide 1 of 1

выпуск

№ 27 от 15 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 27 от 15 марта 2021
  • № 26 от 12 марта 2021
    № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • № 22 от 1 марта 2021
    № 22 от 1 марта 2021
  • № 21 от 26 февраля 2021
    № 21 от 26 февраля 2021
  • № 20 от 24 февраля 2021
    № 20 от 24 февраля 2021
  • № 18-19 от 19 февраля 2021
    № 18-19 от 19 февраля 2021
  • № 17 от 17 февраля 2021
    № 17 от 17 февраля 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Колонка

Цены строгого режима В Думе хотят остановить подорожание продуктов, сажая в тюрьму покупателей

265574

2.
Сюжеты

Напряжение в Сети Слесарь-сантехник из Колпино, почти не владеющий интернетом, сам того не ведая, стал злоумышленником во Всемирной паутине

133156

3.
Сюжеты

«Есть такая Нина, которая все-таки смогла» История дагестанской женщины, пережившей обрезание в детстве и насилие в браке, которая добивается равноправия в родной республике

125538

4.
Сюжеты

«Вот когда деньги отняли, мы не выдержали» Младший медперсонал рассказывает «под запись» о внутренней кухне лучшей больницы Ленобласти. Чиновники эти факты отрицают

110747

5.
Сюжеты

Разговорчики в миру За случайный диалог на улице о Навальном и Фургале протоирея из Хабаровска арестовали на 20 суток. РПЦ не против

110734

6.
Комментарий

Любовь втроем: мы с товарищем майором и Антон Красовский Заявление в Следственный комитет

104824

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
;

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera