Интервью · Культура

Павел Чепыжов: «Букинисту хорошо видны потаенные уголки русской истории»

Кто и зачем собирает старые книги, почему писателя Амфитеатрова не проходят в школах и как устроена современная букинистика в России и за рубежом

Этот материал вышел в № 134 от 3 декабря 2018
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 134 от 3 декабря 2018

20:53, 2 декабря 2018Андрей Орловский, для «Новой газеты»

2349

20:53, 2 декабря 2018Андрей Орловский, для «Новой газеты»

2349

Фото: «Новая газета»

Павел Чепыжов — ​букинист и историк книги, основатель и владелец книжного магазина «Буквица». Недавно он стал членом Исполнительного комитета Международной лиги антикварных книготорговцев — ​крупнейшего в мире профсоюза, регулирующего работу букинистической отрасли в 33 странах. Он самый молодой участник комитета более чем за полвека существования лиги.

Наш разговор я начал с того, что открыл шесть фотографий и попросил своего респондента высказать экспертное мнение, что это за книга, когда она издана и сколько стоит на рынке. Прохождение спонтанного теста заняло несколько минут, после чего я услышал энциклопедический монолог: «Перед нами факсимильное воспроизведение Архангельского Евангелия, одной из наиболее древних рукописей, которая датируется XI веком. Естественно, это не оригинал, потому что тот существует в единственном экземпляре и хранится в Российской государственной библиотеке. В начале XX века РАН предприняла воспроизведение Евангелия с максимальной точностью — ​была сварена специальная бумага, имитирующая пергамент оригинала, воспроизведены крышки и корешок. У нее небольшой тираж, точно не помню, сто экземпляров максимум, и уже тогда, сто лет назад, это было библиофильское издание. Сейчас это тоже безусловная редкость: предполагаю, что книга стоит в районе 200–250 тысяч рублей».

— Предлагаю начать с определения понятий. Что такое букинистика? Кто такой букинист и чем он занимается?

— Букинистика — ​разговорный вариант термина «антикварная книжная торговля». При слове «букинист» у большинства людей возникает образ седого старца с рюкзаком за плечами, который ходит по блошиным рынкам и продает свои книги на парапетах. Но современный букинист совсем не тот, каким он был в советской традиции или в дореволюционной России, когда их называли «книгоношами». Сейчас это название можно использовать для людей, которые занимаются поиском редких или антикварных книг и торговлей ими.

Букинист — ​это специалист по старым изданиям, который идеально разбирается в библиографии по своей специализации, который может провести экспертизу: например, отличить поддельную страницу в книге от оригинальной. Он взаимодействует с другими участниками рынка: магазинами, коллекционерами, аукционными домами. И — ​самое важное — ​знает, какая книга важна и почему.

Поиск и торговля — ​необходимые типы деятельности, без которых невозможен весь процесс. Самый унылый и скучный букинист сводит все к тому, что покупает книги на одном сайте, а продает на другом. Но существует множество других функций: это и реставрация книг, которой букинисты редко занимаются собственноручно, но могут курировать, и создание каталогов, и участие в исследовательской деятельности, взаимодействие с музеями и библиотеками и другие.

— Как давно ты в профессии, чем именно и почему занимаешься?

— Я окончил факультет издательского дела и журналистики Московского университета печати. Это одно из немногих мест в мире, где профессионально обучают азам антикварной торговли. Во время учебы довольно быстро интегрировался в профессию, работал в единственном на тот момент аукционном доме Москвы. Четыре месяца стажировался в антикварных книжных магазинах в Сиднее. Австралийский рынок очень упорядоченный и цивилизованный — ​это был ценный опыт, после которого я решил заняться собственным делом. Открыл сначала интернет-площадку, а после и магазин «Буквица».

Изначально мы занимались церковнославянскими книгами, первопечатными изданиями Ивана Федорова, братьев Мамоничей и других. В тот период на рынке существовала довольно интересная проблема: на эти издания, безусловно, был запрос коллекционеров, но их оценка и экспертиза были сложны для букиниста, воспитанного в советской традиции. Ими никто особенно не хотел заниматься, несмотря на то, что речь идет о первых книгах, которые изданы в нашей истории вообще. Со временем специализация расширилась до редких русских книг разных периодов. Сейчас занимаюсь авангардом и конструктивизмом 20-х годов, первыми изданиям русских классиков, в основном XIX века, книгами российских путешественников.

Для меня эти книги — ​окно в мир альтернативной российской истории и культуры. Общение с первоисточниками дает возможность увидеть то, что невозможно увидеть иными способами: нельзя заменить ни походом в музей, ни работой в библиотеке, ни просмотром исторических фильмов. Это прямая связь между тобой и, например, жизнью Москвы XVII века. Это потрясающая интеллектуальная стимуляция, поскольку букинистическое исследование подразумевает не только чтение слов в книжном блоке, но и историю его создания, истории издателей и авторов, их судьбы, временной контекст.

Фото: Влад Докшин / «Новая»

— Кто и зачем собирает старые книги? Можно ли составить собирательный образ среднестатистического коллекционера?

— Думаю, нет: это люди разных социальных слоев. В отличие от других областей антиквариата, где нужно значительно больше денег для собирательства, книжный коллекционер может собрать неплохую коллекцию на 20 тысяч рублей в месяц. Но можно попробовать сформулировать основные причины, почему люди занимаются коллекционированием. Во-первых, это любовь к книге как к эстетическому объекту, артефакту. Во-вторых, опыт, через который можно прикоснуться к культуре и истории. В-третьих, в коллекционировании есть азарт находки. Это можно сравнить с чувством первооткрывателей, когда они выплывали на своих кораблях в поисках новых земель. История русской книжности очень неровная, многие тексты были забыты: по стечению обстоятельств, из-за цензурной политики в дореволюционной России и СССР, катаклизмов, революций и других социальных перипетий. Поэтому даже в XIX веке можно найти много произведений и писателей, о которых сейчас почти никто не знает.

— Ты можешь назвать несколько фамилий, кого тебе или коллегам помогла открыть профессия?

— Я не могу привести статистику, сколько авторов не переиздавалось после революции, но мы говорим о сотнях имен. Хороший пример — ​писатель Александр Амфитеатров. До революции он был вторым по популярности писателем России, а сейчас малоизвестен. Причина в том, что в эмиграции он сотрудничал с фашистским правительством Муссолини. Не лучшая биография для классика русской литературы, поэтому Амфитеатрова не проходят в школах и почти не переиздают.

Но Амфитеатров хотя бы известен, а вот кто такие Елпатьевский и Будищев, кто такой Александр Максимов — ​не знает почти никто. Бывает так, что, приняв новую книгу в магазин, мы забиваем фамилию автора в Google и не находим ничего. С позиций современной букинистики потаенные уголки русской истории особенно хорошо видны. Забраться туда можно, лишь общаясь с первоисточниками, а первоисточники — ​это книги.

— Как сформулировать краткую историю отечественной букинистки?

— Активной торговля старыми книгами стала в начале XIX века. Это были базары и развалы, кстати, в том числе и на Красной площади, где люди покупали всякие древности, рукописи, первопечатные издания. К концу столетия появилось много книготорговых магазинов в Москве и Санкт-Петербурге, которые регулярно выпускали каталоги, охотились за ранними славянскими книгами по всему миру. Это был такой локальный расцвет русской букинистики.

В советское время существовали «буки» — ​магазины, работающие по специальным каталогам-прейскурантам, которые содержали фиксированные цены и выпускались централизованно. Некоторые книги нельзя было продавать с прилавков: например, первопечатные издания. Они должны были направляться в музеи. Существовала, конечно, и торговля с рук: люди занимались спекуляцией, некоторые из них получили за это сроки.

В 90-е система «буков» развалилась, букинистика стала хаотичнее. Открылись первые аукционные дома, параллельно им шла торговля на блошиных рынках, стали всплывать редкости, возникли новые сферы коллекционирования, невозможные в советское время: например, книги русского авангарда или церковнославянские издания. В нулевых годах рынок стал приобретать те очертания, в которых мы знаем его сейчас.

Фото: Влад Докшин / «Новая»

— Что представляет собой букинистическая индустрия? Из каких основных элементов она состоит?

— В российских реалиях есть несколько видов букинистических предприятий: магазины, аукционные дома, частные дилеры и коллекционеры, различные интернет-платформы, где люди выкладывают свои объявления о продаже книг. В принципе их объединяет только то, что они покупают и продают старые книги, подход может кардинально разниться. Например, магазины преимущественно расположены в Санкт-Петербурге, а аукционные дома сконцентрированы в Москве.

Основным документом является каталог — ​список книг, распространяемый среди своих клиентов. Аукционные дома, например, выпускают каталоги перед конкретными событиями, магазины собирают их по какой-то определенной теме.

В России существует Гильдия антикваров-книжников — ​некоммерческий профсоюз со своим сводом правил, которые обязуются выполнять все вступившие в него предприятия. Если у какого-то участника рынка или покупателя возникает проблема, он может обратиться за помощью. Членство в этой организации повышает доверие коллекционеров и дает возможность участвовать в международных ярмарках: в Нью-Йорке, Лондоне, Париже и других городах.

— Ты начал ответ на предыдущий вопрос с акцента на российском рынке. Чем от него отличаются другие?

— Прежде всего — ​масштабом: российская «Гильдия» существует шесть лет, а в Европе они начали возникать в первой половине XX века. В Париже работает более тысячи магазинов старых книг, не считая знаменитых парапетов на набережной Сены. В Америке местный профсоюз антикваров-книготорговцев включает несколько тысяч предприятий. И там, и там букинистика — ​это рынок в несколько раз больший, чем в России.

Еще одна особенность: в Англии есть предприятия, у которых максимально широкий ассортимент: от арабских и китайских манускриптов до европейских инкунабул. В России таких нет. Иногда кто-то экспериментирует, но в целом наш букинистический рынок ориентирован на торговлю книгами на русском языке. Также на Западе есть примеры уникальной специализации, каких нет у нас: например, в Сан-Франциско есть магазин, который занимается исключительно книгами Уильяма Блейка.

Аналогом российской Гильдии является Международная лига антикварных книготорговцев. Она объединяет национальные ассоциации и регулирует деятельность нескольких тысяч участников индустрии, решает конфликты между покупателями и предприятиями, споры между национальными гильдиями.

— Запомнились ли тебе необычные случаи из практики?

— Например, во Франции я столкнулся с частной коллекцией книг, которым был причинен вред человеком. Там есть экземпляры, проколотые штыками, горевшие, с пулями в книжном блоке. Еще пример: лет восемь назад я нашел в квартире, куда меня пригласили на оценку книг, первое издание «Мертвых душ», которое использовалось как подставка для холодильника. Моя работа довольно часто приводит меня в необычные места и знакомит с интересными людьми.

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#литература #книги

важно

7 часов назад

Российские фигуристы Синицина и Кацалапов стали чемпионами мира в танцах на льду

Slide 1 of 7

выпуск

№ 32 от 26 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 32 от 26 марта 2021
  • № 31 от 24 марта 2021
    № 31 от 24 марта 2021
  • № 30 от 22 марта 2021
    № 30 от 22 марта 2021
  • № 29 от 19 марта 2021
    № 29 от 19 марта 2021
  • № 28 от 17 марта 2021
    № 28 от 17 марта 2021
  • № 27 от 15 марта 2021
    № 27 от 15 марта 2021
  • № 26 от 12 марта 2021
    № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Расследования

Крым их Как поделили полуостров друзья Владимира Путина и местные чиновники. И чем этот «дележ» обернулся для обычных жителей

496851

2.
Сюжеты

«Заткните это животное!» В Находке структуры, которые были связаны с Ротенбергом, строят завод по производству метанола для Китая. Он нравится всем, кроме местных жителей

186906

3.
Колонка

Масочный режим для фуфловира Главу «Биотек» Шпигеля арестовали потому, что госструктуры не простили частникам конкуренции в ковид-пандемию. А губернатор пошел довеском

183614

4.
Сюжеты

«Умирать я буду одинокой» Пройти девяностые и штурмовать Грозный, биться на ринге и прыгать с парашютом. Ничто не сделает мужчину — мужчиной, если внутри него живет женщина

166611

5.
Репортажи

Миллиардер. Из Пензы Как выживает один из беднейших регионов России, где губернатор арестован за взятки. Репортаж «Новой»

148449

6.
Новости

«Я кричал от боли»: похищенные чеченские юноши подали заявление в СК по факту пыток со стороны силовиков в 2020–2021 годах

87620

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera