В марте этого года, после смерти Эльвиры Николаевны, на просторах фейсбука образовалась группа, которую так и назвали: «Эльвира Николаевна Горюхина».
«Мы, ученики Эльвиры Горюхиной, не готовы смириться с ее смертью. Жизнь не по лжи, поверяемая моральным камертоном Слова, — это тот идеал, к которому учила нас стремиться Эльвира. Этот идеал не зависит от места и времени, языка и обстоятельств, возраста и социальной позиции. И в практике, и в душе; и за письменным столом, и на площадях; и в тех, кто помнит Эльвиру, и в тех, кто ее не знал, — этот идеал должен жить. Мы обязаны продолжить ее дело» — так звучит манифест учеников Горюхиной.
В планах инициативной группы:
- конкурс сочинений им. Горюхиной;
- конкурс независимых фильмов им. Горюхиной;
- стипендия для молодых учителей, преподающих в деревнях;
- премия за честную журналистику;
- Проект «Древо желания»;
- Экспедиции чтения;
- центр Эльвиры Горюхиной.
Некоторые шаги по сохранению наследия Эльвиры Николаевны уже сделаны. Новосибирский педагогический университет принял на хранение и для изучения архив Горюхиной. А недавно коллеги и ученики провели конференцию, посвященную ей.
Да, наверное, это счастье, к которому подсознательно стремится каждый, — знать, что твоя работа, твои мысли, принципы не растворятся вместе с тобой в небытии, а останутся и будут продолжены. И Эльвира Горюхина в этом смысле счастливый человек.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Новосибирск, где она жила и работала много лет, — город, в котором не только помнят, но изучают и развивают ее творческий метод — и в журналистике, и в педагогике. В ноябре здесь, в Институте филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, прошли первые «Горюхинские чтения», которые объединили филологов, методистов, журналистов, культурологов. В «Чтениях» приняли участие и ученики Эльвиры Николаевны, люди разных профессий: экономисты, физики, математики, геологи, инженеры.
Доцент НГПУ Наталья Муратова, бывшая когда-то студенткой Горюхиной, одна из организаторов «Горюхинских чтений», рассказала, что «организаторы (сотрудники кафедры русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе НГПУ) не ставили своей задачей проведение по известным канонам мемориального мероприятия, тем более что уход Эльвиры Николаевны еще как следует не осознан и не пережит. Целью конференции скорее было соединение в одном пространстве и времени людей и смыслов близких, соприродных тому опыту существования, той полноте бытия, которые несла в себе Горюхина. Область профессиональных и творческих интересов Эльвиры Николаевны охватывала самые широкие горизонты гуманитарного знания: педагогика, филология, журналистика, однако объединяющим в работе и судьбе Э.Н. Горюхиной всегда был искренний, абсолютный в своей обращенности интерес к человеку, к его жизни, мысли, чувству. Высочайшая филологическая и психологическая компетентность всякий раз преломлялась, претворялась в таланте учителя. «Метод Горюхиной» строится на незамкнутой, живой структуре смыслопорождения, где разные языки культуры и методологии сходятся в эпицентре осмысления душевного и интеллектуального усилия».
Независимый журналист Ю.Л. Тригубович в докладе «О журналистике Горюхиной» отметил, что она «безусловно, была писателем, который перерос журналистику и вышел на совершенно новый уровень осмысления действительности».
Осмыслению педагогического метода Э.Н. Горюхиной был посвящен доклад А.А. Третьякова (главный специалист Института опережающих исследований им. Е.Л. Шифферса, Москва). Он отметил ряд важных позиций, по которым возможно восстановление метода, среди них — построение коммуникации на уроке и работа с художественным текстом.
Двухдневные «Чтения» — это не только доклады. Были и мастер-классы по анализу художественного текста и литературным играм, и круглый стол «Проект 9 «В»: уроки и судьба».
Наталья Муратова рассказала об архиве Э.Н. Горюхиной (личная библиотека, фотоархив, черновики и рукописи статей, книги и методические разработки, письма, заметки). Особую ценность представляют творческие работы школьников и студентов разных лет (с конца 50-х до конца 90-х), анализ которых позволит проследить специфику интерпретации тем и особенностей контекста (социального, исторического, бытового), осмыслить читательский опыт.
Конечно, специалисты со временем опишут и разберут приемы работы Эльвиры Николаевны со школьниками и студентами, и, возможно, кто-то станет их применять, но уникальность метода Горюхиной — именно в ее стиле и духе, в создании особой творческой атмосферы на уроке или в лекционном зале, в которую вовлечены все.
«Горюхинские чтения» будут продолжены.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68