Меркель продолжила тему, которую совместно с Эмманюэлем Макроном подняла на парижской церемонии памяти жертв Первой мировой войны. Предостерегла от усиления национализма в Европе, потому что национализм и превратное представление о национальных интересах — это путь к войне. Напомнила о противоядии, выработанном Европой за 70 с лишним лет, на горьком опыте двух мировых войн. Несколько раз повторила слово, в нынешней России почти что ругательное: «толерантность».
Толерантность в многообразном, все более тесно переплетенном мире спасла континент от кровавых конфликтов. Толерантность — это «основная европейская ценность, от которой мы не хотим отказываться», это «душа Европы». И еще одна ценность, которую Меркель считает основополагающей: солидарность. Она напомнила, какое сопротивление вызвал в ее стране отказ от немецкой марки, которая была национальной гордостью, в пользу единой европейской валюты. Но решение Гельмута Коля было дальновидным.
В последние годы, продолжала канцлер, европейские ценности подверглись серьезным испытаниям. Их поставили под сомнение экономический кризис и проблема задолженности, миграционная волна, национализм, терроризм. Великобритания покидает союз… Трудно было предугадать такое развитие событий, а преодолеть их влияние можно, только сохранив солидарность, не поддаваясь национальному эгоизму, поступаясь частью суверенитета, проявляя взаимную ответственность.
Пожалуй, больше всего нареканий от депутатов-евроскептиков Меркель выслушала за свое решение в разгар миграционного кризиса 2015 года принять в Германии сотни тысяч беженцев. Британский популист, один из главных лоббистов «Брексита» Найджел Фараж заявил ей, что именно из-за этого народ Великобритании решил выйти из ЕС. Она не стала каяться, а глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в своей речи заметил, что благодаря воле и решимости Меркель страны ЕС не закрыли границы, и удалось спасти Шенгенскую систему.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Развивая тему солидарности, глава Германии отметила, что единая европейская валюта предполагает не только помощь странам, испытывающим финансовые трудности, но и ответственность этих стран (камень в огород итальянских популистов, загоняющих страну в долги). Она убеждена, что каким бы разным ни было (исторически) отношение к беженцам в странах ЕС, решать эту проблему надо вместе (намек на ксенофобию в Центральной и Восточной Европе). Нарушая у себя принципы верховенства права, свободы прессы и права человека, отдельные страны нарушают свои обязательства перед остальными (упрек прежде всего Венгрии и Польше, которым грозят санкции Брюсселя).
Информационные агентства в первую очередь ухватились за слова Меркель в поддержку идеи единой европейской армии. Это более понятно и, казалось бы, на злобу дня. На самом деле она не предложила ничего конкретного. «Время, когда мы могли слепо рассчитывать на других, закончилось», и «мы должны работать над перспективой однажды создать настоящую европейскую армию». Эта идея время от времени оживает в Европе в течение всей послевоенной истории, но не получает развития. Очередное обострение, скорее всего, пройдет вместе с президентским мандатом Трампа.
О чем действительно идет речь, так это об укреплении и стандартизации европейской военной промышленности, увеличении инвестиций в оборону, создании в рамках ЕС штабных структур для ограниченных совместных войсковых операций. Ведь и у НАТО нет армии — есть у натовских стран. Зарождающиеся оборонные структуры ЕС на регулярной основе координируют свою деятельность с НАТО. В связи с этим Меркель предложила создать Совет безопасности Европы с председательством по принципу ротации, который важные внешнеполитические решения мог бы принимать быстрее, чем нынешняя бюрократическая машина ЕС.
Конечно же, в дискуссии с депутатами не обошлось без критики Берлина за его «предательство» по вопросу о строительстве «Северного потока-2». Меркель ответила, что, во-первых, газопровод Германии необходим, потому что страна отказывается от угля и атомной энергии, будет инвестировать в возобновляемую энергетику, а на переходный период ей придется увеличить потребление газа. Во-вторых, Германия не усилит зависимость от российского газа, вкладываясь в другие источники поставок, будет верна святому для ЕС принципу диверсификации. В-третьих, она гарантирует, что Украина останется страной транзита российского газа в Европу.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68